Внимание!

С 1 апреля  открывается продажа электронных билетов на экскурсии в музей на май. Записи по телефону больше не будет!

 Новый прайс музея  (вступает в силу с 1 апреля)

Время: 24 февраля 2021 г.
Место проведения: ИМЛИ РАН, онлайн (платформа ZOOM)

24 февраля 2021 года состоялось 7 заседание Научного семинара «Гендерный порядок русского модернизма».«Модели женской репрезентации в русской модернистской литературе»

в рамках проекта РНФ 19-78-10100. Запись заседания доступна на Youtube-канале ИМЛИ РАН: ссылка

 

 ПРОГРАММА

Кузнецова Екатерина Валентиновна (к.ф.н., c.н.с. ИМЛИ РАН)

Образ монахини как модель конструирования фемининности в творчестве Е. Дмитриевой и А. Герцык

Монахиня – одна из старейших социальных ролей женщины. На протяжении многих веков это была практически единственная альтернатива замужеству и семейной жизни. Однако вокруг образа монахини сформировалось поле противоположных коннотаций: святость, близость к Богу, мудрость, духовность, нивелировка фемининности, с одной стороны, и особая привлекательность монахини, скрытый эротизм, тайная любовная жизнь, скрытая от досужих глаз, усиление фемининности, с другой стороны.

К началу ХХ века, когда глобальная перестройка постепенно начинает охватывать все социальные сферы жизни женщины, пересмотру подвергается и образ женщины-монахини. Две русские поэтессы, Елизавета Дмитриева (Черубина де Габриак) и Аделаида Герцык, под впечатлением от чтения сочинений святой Терезы Авильской примеряют эту роль и конструируют на ее основе образы своих лирических героинь. У обеих поэтесс присутствуют мотивы затворничества, отречения от земных привязанностей и любви к Богу. При этом Дмитриева в своей ранней лирике особо подчеркивает мотив греховной чувственной страсти красавицы монахини к Христу, а Герцык описывает любовь-служение, высшее религиозное общение. В особой близости к Богу обе поэтессы видят источник и обоснование своей творческой деятельности. Они избранницы Христа, и это придает легитимность их текстам и формирует авторскую идентичность женщины-писателя. Поэтическое творчество становится формой духовного подвижничества.

 

Симонова Ольга Алексеевна (к.ф.н., с.н.с. ИМЛИ РАН), Акимова Анна Сергеевна (к.ф.н., с.н.с. ИМЛИ РАН)

«Без руля и без ветрил»: формы литературной репрезентации социального положения женщины в рассказе А.Н. Толстого «Маша» (1914)

 

Широко обсуждавшийся в начале ХХ века «женский вопрос» рассматривается в контексте биографии А.Н. Толстого (истории его матери, «самарской Анны Каренины», А.Л. Толстой), ранней прозы (рассказов 1910–1914 гг.) и драматургии. Размышления писателя о положении женщины в семье и обществе нашли отражение на страницах его дневника 1910-х гг. Рассказ «Маша», опубликованный в 1914 г., связан с записями Толстого, в которых зафиксированы факты биографии В.В. Успенской. Героиней рассказа стала молодая, необразованная женщина, жизнь которой ограничена браком. В пародийном ключе автор рисует возможности обретения ею свободы. Писатель показывает разные образцы женственности, принудительно навязываемые Маше другими героями рассказа, представителями разных социальных и профессиональных кругов (журналистом, литератором, извозчиком, хозяйкой публичного дома, продавцом-обывателем), а посредством них современной автору публицистикой, символистской и массовой литературой, общественным мнением. Однако героиня не вписывается ни в одну из предложенных моделей поведения, знаменуя, таким образом, выход за рамки литературных клише и социальных норм.

Дискуссия