ОБЪЯВЛЕНИЯ

 

Глубокоуважаемые коллеги!

С 1 по 5 декабря книжный киоск не работает. Приглашаем на ярмарку Non/fiction24 в Гостином дворе. Стенд ИМЛИ РАН — F-13

 3 декабря 2022 г. (в субботу) Музей А.М. Горького на Малой Никитской закрыт по техническим причинам. 

С 12 по 20 декабря 2022 г. читальный зал Отдела рукописей закрыт в связи с проведением инвентаризации.

 

Залы Литературной экспозиции Музея А.М. Горького на Поварской закрыты по техническим причинам (на время проведения ремонта) до 31 декабря 2022 года. Музей-квартира А.М. Горького на Малой Никитской работает в штатном режиме.

Время: 7 декабря 2022 г., 13.30–16.30
Место проведения: Zoom

НАУЧНЫЙ СЕМИНАР

«ГЕНДЕРНЫЙ ПОРЯДОК РУССКОГО МОДЕРНИЗМА»

в рамках проекта РНФ 19-78-10100

 

ЗАСЕДАНИЕ 12.

«ЖЕНСКИЕ ОБРАЗЫ В МАССОВОЙ ЛИТЕРАТУРЕ РУБЕЖА ВЕКОВ И В “БОЛЬШОМ КАНОНЕ”: ТИПЫ И РОЛЕВЫЕ МОДЕЛИ»

ГП12

Каплун Марианна Викторовна (к.ф.н., с.н.с. ИМЛИ РАН)

Конструирование ролевых моделей в романе О. Миртова (Ольги Негрескул) «Яблони цветут»: гендерный аспект

Роман «Яблони цветут» публиковался в передовом литературно-политическом журнале «Русская мысль» с апреля по декабрь 1911 г. и в целом являлся идейным продолжением гендерного дискурса, начатого автором в романе «Мертвая зыбь» 1908 г. Второй роман О. Миртова содержит типичные гендерные представления, эстетические взгляды и духовные метания автора-женщины, пишущей под мужским псевдонимом. Гендерная поэтика романа строится на базе конструирования фемининно-маскулинной образности, тесно связанной с модернистскими концепциями рубежа веков. Ролевые модели, предложенные автором, содержат в себе отсылки к соловьевской концепции «всеединства», бердяевским положениям о Царстве Духа, мистическому миропостижению, основам метафизики пола, вписываясь в контекст модных философских веяний, сложившихся к концу XIX – началу XX в.

 

Зусева-Озкан Вероника Борисовна (д.ф.н., в.н.с. ИМЛИ РАН)

Типы героинь в прозе М.А. Кузмина и модификация топосов маскулинного гендерного порядка

Доклад посвящен типологии женских персонажей в прозе М.А. Кузмина и связанным с ними магистральным сюжетам и характерным мотивам. Выявляются и анализируются типы энтузиастки; матери-угнетательницы; зрелой женщины-хищницы; «жены Потифара»; блаженной, поддающейся плотскому влечению; блудницы; роковой женщины; вампирессы и ведьмы; невесты с того света; амазонки; оккультистки; девицы, гоняющейся за женихами; «платонической Шарлотты»; женщины, не понимающей искусства; девушки-калеки. Ставится вопрос о природе литературной мизогинии Кузмина и о том, как именно писатель модифицирует топосы маскулинного гендерного порядка.

 

Дискуссия