Время: 3-5 июня 2024 г.
Место проведения: ИМЛИ РАН, МГУ, Онлайн
Дополнительно:

Информационное письмо

3-5 июня 2024 года в Москве состоится международная конференция «Сюрреализм и миф. Мифы о сюрреализме. К 100-летию создания движения в литературе и искусстве», организованная ИМЛИ РАН, Философским факультетом МГУ им. М.В. Ломоносова и Белградским университетом. Заявки на участие просьба направлять на электронный адрес This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it. до 21 мая 2024 г.

dver

Конференция приурочена к 100-летию со времени выхода различных манифестов сюрреализма во Франции (Манифест сюрреализма Андре Бретона и журнал «Сюрреалистическая революция», Манифест и журнал «Сюрреализм» Ивана Голля, «Волна грез» Луи Арагона и др.), в Сербии (основание Марко Ристичем журнала «Сведочанства») и других странах.

Конференция посвящена одному из основополагающих принципов сюрреалистического творчества – мифу. Ссылаясь на немецких романтиков, Луи Арагон-сюрреалист писал в своей поэтической прозе «Парижский крестьянин»(1926): «каждый наш шаг порождает мифы». Андре Бретон призывал в 1930-х годах к созданию «нового мифа», который стал бы действенной альтернативой фашистскому мифу об Одине. Многие сюрреалисты занимались собиранием легенд и мифов различных народов. Миф в сюрреализме  - понятие многозначное: это и мифотворчество, то есть «изобретение» собственных мифов, это и переосмысление уже имеющихся образов из мифологий разных стран и народов, это и попытка выстраивания собственных художественных сообществ по примеру традиционных (а подчас даже и первобытных) сообществ с характерными ритуалами и мифами. Миф - это и выстраивание своеобразного «мифологического мышления»: не случайно К. Леви-Стросс, говоря о генезисе понятия «бриколажа», вспоминал в книге «Печальные тропики» о своем общении с А. Бретоном. Сюрреалисты активно использовали новейшие для своего времени достижения этнологии, социологии и антропологии, а также психоанализа (в различных его изводах) для разработки своих теорий и практик. Разумеется, в театре, кино, изобразительных искусствах и в музыке сюрреалистические мифы и феномены сюрреалистического мифологического создания проявляли себя чрезвычайно ярко и были одним из действенных способов привлечения (или даже вовлечения) публики.

На конференции планируется рассмотреть несколько разных направлений, так или иначе связанных с мифом. Истоки и современные философские, антропологические, социологические, психологические и эстетические параллели сюрреалистического мифотворчества. Изучение самих сюрреалистических мифов в литературе, искусстве, философии и других гуманитарных науках. Вопрос о «влиянии» или «типологических схождений» между разными явлениями культуры исторического авангарда разных стран и народов в тех случаях, когда это можно соотнести с проблематикой мифа. Отдельная часть конференции будет посвящена восприятию сюрреализма в иных культурных средах, имея в виду те аспекты, которые так или иначе связаны с проблематикой мифа.