Работа музея-квартиры А.М. Горького в праздничные дни

Выходные дни: 28, 29, 30 апреля, 1, 9, 10  мая.

11, 12  мая музей работает.

Архив событий

Институт

Институт был создан 17 сентября 1932 г. по Постановлению Президиума Центрального Исполнительного Комитета Союза ССР "О мероприятиях в ознаменование 40-летия литературной деятельности Максима Горького".

Первоначально носил название - Литературный институт имени Максима Горького (не смешивать с существующим ныне учебным Литературным институтом им. А.М.Горького, который был создан на основе Московского Вечернего рабочего литературного университета – ВРЛУ) и входил в систему научных и учебных учреждений, подчиненных Ученому Комитету при ЦИК Союза ССР. 27 августа 1934 г. Постановлением Президиума ЦК Союза ССР переименован в Институт литературы им. А.М.Горького. Этим же Постановлением утвержден и первый директор Института - Лев Борисович Каменев (1883-1936). Пробыл он на этом посту недолго. 16 декабря того же года был арестован, в 1936 г. расстрелян, а в 1988 г. – реабилитирован. 5 мая 1935 г. новым директором Института был назначен видный ученый - член-корреспондент АН СССР (с 1939 г. – академик АН СССР) Иван Капитонович Луппол (1896-1943), также незаконно арестованный в 1940 г. (реабилитирован в 1956 г.). Первые годы существования Института – время формирования необходимой для его деятельности научно-материальной базы: библиотеки, включающей в себя литературную периодику, сборники, издания XVIII-XIX вв., труды русских и зарубежных литературоведов, произведения иностранных и отечественных писателей, в том числе и народов СССР, а также фонды рукописей и материалов (фотографии, графика и живопись, портреты, иллюстрации к художественным произведениям и т.д.), имевших отношение к истории литературы, жизни и быту писателей.

Собирание, описание, систематизация и каталогизация - основные виды деятельности сотрудников Института в 1935-1937 гг.

После смерти А.М.Горького решением Президиума ЦИК Союза ССР от 14 февраля 1937 г. при Институте создаются Архив А.М.Горького "с хранилищем рукописей и документов", относящихся к жизни и творчеству писателя, и Музей А.М.Горького, доступный "для ознакомления трудящихся с его жизнью и творчеством". 1 ноября того же года Музей принял первых посетителей.

4 марта 1938 г. при Институте организуется Государственный музей А.С.Пушкина на базе материалов Всесоюзной юбилейной Пушкинской выставки 1937 г., располагавшейся в здании Исторического музея (в 1949 г. Пушкинский музей переводится в Ленинград).

16 апреля 1938 г. Институт входит в состав Академии наук СССР и получает окончательное название - Институт мировой литературы имени А.М.Горького АН CCCP (ИМЛИ), с декабря 1991 г. Институт входит в Российскую академию наук.

Создание научно-материальной базы позволило приступить к формированию научно-исследовательских подразделений, что и было начато в ноябре 1937 г. В Академию наук Институт переходил, уже имея в своем составе пять научно-исследовательских секций (отделов): по изучению творчества А.М.Горького (руководитель - член-корреспондент АН СССР И.К.Луппол), советской литературы (руководитель - профессор М.И.Серебрянский), русской литературы XVIII в. (руководитель - профессор Н.К.Гудзий), западноевропейской литературы (руководитель - профессор Ф.П.Шиллер), античной литературы (руководитель - академик М.М.Покровский) и группу по изучению творчества М.Ю.Лермонтова (руководитель - профессор В.Я.Кирпотин).

Архивом А.М.Горького в то время заведовала Е.Ф.Розмирович, Музеем A.M.Горького - С.В.Туманов, Музеем А.С.Пушкина - Н.Ф.Карталов, сектором художественных иллюстраций - М.Э.Голосовкер, сектором рукописей - С.Л.Симовский-Вейтков, библиотекой - Е.А.Ключникова.

Основными видами научной деятельности в Институте становятся:

- открытые заседания секций и групп с привлечением широкой научной и литературной общественности;

- проведение научных конференций и сессий;

- написание монографий и коллективных трудов по самым актуальным проблемам литературно-художественного творчества, истории и теории литературы, жизни и творчества отечественных и зарубежных писателей.

В сентябре 1938 г. формируется, а затем утверждается Президиумом Академии наук СССР первый Ученый Совет Института, в состав которого вошли член-корреспондент АН СССР И.К.Луппол (председатель), академик М.М.Покровский, писатели А.Н.Толстой, М.А.Шолохов, П.А.Павленко, литературоведы М.М.Морозов, Н.К.Гудзий, Н.Ф.Карталов, А.А.Канчеев, Л.И.Тимофеев, М.И.Серебрянский, П.Н.Лазич, С.В.Туманов, С.Л.Симовский-Вейтков, М.А.Цявловский, М.П.Венгров.

Первое заседание Ученого совета состоялось 4 октября 1938 г. и было посвящено обсуждению планов работы Института на 1939 г., а 3 ноября он уже рекомендует в действительные члены АН СССР по Отделению литературы и языка И.К.Луппола, А.Н.Толстого и М.А.Шолохова, которые и избираются академиками Общим собранием АН СССР 28-29 января 1939 г.

27 августа 1939 г. Институту передается Государственный музей Л.Н.Толстого со всеми его филиалами (в 1944 г. Музей выделяется в самостоятельное научное учреждение при Отделении литературы и языка Академии наук, а затем переходит в ведение Министерства культуры).

Диапазон научно-исследовательской деятельности Института расширяется. В июне 1939 г. формируется группа по изучению наследия революционной демократии (руководитель - профессор Б.П.Козьмин), в декабре создаются еще три группы - по изучению теории литературы (в составе секции советской литературы), изучения творчества А.С.Пушкина (на базе Государственного музея поэта) и изучения жизни и творчества Л.Н.Толстого.

В 1939 г. увидели свет первые труды, подготовленные сотрудниками Института. Началось издание "Архива А.М.Горького", первый том которого составила "История русской литературы" А.М.Горького - конспект Каприйских лекций, прочитанных писателем в 1909-1911 гг. Публикуются схемы-планы "Истории советской литературы", "Истории английской литературы" и "Истории греческой литературы". В 1940 г. изданы: первый выпуск "Горьковских чтений", в который вошли материалы одноименных конференций, состоявшихся в 1938 и 1939 гг., сборники "Проблемы реализма в русской литературе XVIII века", "Маяковский. Материалы и исследования", а также учебник "История древнегреческой литературы", написанный С.И.Радцигом. В 1941 г. появились книги "Из истории английского реализма", "Пушкин - родоначальник новой русской литературы", "Жизнь и творчество М.Ю.Лермонтова", "Старинная русская повесть", а также второй том "Архива А.М.Горького", включавший в себя пьесы и сценарии писателя (См.: Труды Института мировой литературы им. А.М.Горького РАН. Библиографический указатель. 1939-2000 гг. М., 2002.).

Так уже в предвоенные годы Институт заявляет о себе как центре изучения истории русской и зарубежных литератур, прежде всего творчества Горького, Пушкина, Лермонтова и Маяковского.

В годы Великой Отечественной войны 42 сотрудника Института - почти половина штатного состава - ушли на фронт - памятная доска с именами погибших установлена в фойе Института. Остальные сотрудники были эвакуированы в Ташкент, где под руководством Леонида Ипполитовича Пономарева (1885-1963), который был директором Института в 1940-1944 гг., активно вели научную, педагогическую и просветительскую деятельность. В Ташкент, и частично в Томск, были переправлены фонды музеев, Архива А.М.Горького, сектора рукописей и художественной иллюстрации. В Москве оставалась только библиотека.

В работе Института тех лет принимали участие прикомандированные к нему эвакуированные ленинградские литературоведы - члены-корреспонденты АН СССР В.Ф.Шишмарев, В.М.Жирмунский, Н.К.Пиксанов, а также В.П.Адрианова-Перетц, Б.С.Мейлах и др.

В Ташкенте продолжается работа по созданию "Историй" советской, английской и римской литератур, начаты подготовительные работы по написанию очерков истории среднеазиатских литератур - узбекской, туркменской, казахской, киргизской, таджикской, а также истории украинской и белорусской литератур. Пишутся книги о творчестве А.С.Пушкина, Л.Н.Толстого, А.П.Чехова. Составляется библиография произведений, отражавших события Великой Отечественной войны, и летопись литературной жизни военных лет.

Сразу же по приезде в Ташкент сотрудники Института включаются в преподавательскую работу: зав. кафедрами истории русской литературы становятся Д.Д.Благой и Б.В.Михайловский, читают спецкурсы Н.Л.Бродский, Л.И.Пономарев, М.А.Цявловский и др.

Сотрудники Института ведут и большую культурно-просветительную работу - они прочитали в самых разных аудиториях, в госпиталях и воинских частях более 750 лекций. Ученые ИМЛИ принимали участие и в сельскохозяйственных работах.

Летом 1943 г. Институт возвращается в Москву и постепенно восстанавливает, а затем и расширяет сферы своей научно-исследовательской деятельности. В 1944 г. в ИМЛИ работают сектора (отделы) – советской, русской, западной и античной литературы и две группы - по изучению творчества А.М.Горького и современного фольклора. В 1948-1949 гг. создается сектор литератур народов СССР, в 1952 г. – сектор теории литературы и эстетики и сектор текстологии. В 1953 г. группа современного фольклора преобразуется в сектор народного творчества народов СССР. В 1955 г. внутри отдела русской литературы формируется группа по изучению древнерусской литературы, а в 1957 г. внутри отдела зарубежных литератур - сектор литератур социалистических стран.

В 1975-1976 гг. на базе разросшегося к тому времени отдела зарубежных литератур создаются отделы - зарубежных литератур XX в., истории всемирной литературы, литератур стран Азии и Африки. По мере расширения тематики и проблематики исследований ряд секторов преобразуются в отделы - фольклора (1986), русской литературы конца XIX - начала XX вв. (1988), древнерусской литературы (1992), изучения и издания творчества А.М.Горького (1996).

С 1957 г. Институт издает журнал "Вопросы литературы" (совместно с Союзом писателей); в 1960 г. Институту передано "Литературное наследство", издание, пользующееся всемирной известностью, в 1990 г. создается издательство "Наследие".

Институт становится головным ведущим научным учреждением, осуществляющим - наряду с Институтом русской литературы (Пушкинский дом) АН СССР - координацию исследований в области теории и истории литературы в стране.

16 сентября 1982 г. за заслуги в развитии филологической науки и подготовке научных кадров Институт был награжден орденом Дружбы народов.

Директора Института: Л.Б. Каменев (1934), академик АН СССР И.К. Луппол (1935-1940), Л.И. Пономарев (1940-1944), академик АН СССР В.Ф.Шишмарев (1945-1947), члены-корреспонденты АН СССР А.М.Еголин (1947-1952), И.И.Анисимов (1952-1966), Б.Л.Сучков (1968-1974), доктор филологических наук Ю.Я.Барабаш (1975-1977), член-корреспондент АН СССР Г.П.Бердников (1977-1987), член-корреспондент АН СССР В.Р.Щербина (и.о.директора в 1966-1968 и 1974-1975 гг.), член-корреспондент РАН Ф.Ф.Кузнецов (1987-2005), академик РАН А.Б. Куделин (2005-2015). Заместителями директора по науке были Л.И.Пономарев (1944-1949), В.Я.Кирпотин (1945-1946), С.М.Петров (1948-1954), Н.М.Онуфриев (1950-1953), М.И.Фетисов (1953-1955), А.А.Петросян (1955-1970), А.Л.Дымшиц (1972-1975), П.В.Палиевский (1977-1995), А.С.Курилов (1989-1991), Е.Н.Лебедев (1995-1997), академик РАН Александр Борисович Куделин. Сегодня директор института - доктор филологических наук, профессор РАН Вадим Владимирович Полонский.

В Институте в разное время работали академики М.М.Покровский, Ю.Б.Виппер, М.Л. Гаспаров, С.С. Аверинцев, Б.Л. Рифтин, члены-корреспонденты С.И.Соболевский, Д.Д. Благой, Н.Ф. Бельчиков, П.А. Николаев, Л.И. Тимофеев, Г.И. Ломидзе, Л.Д. Громова, В.В. Новиков, Э.Р. Тенишев, В.М. Гацак, А.Д. Михайлов.

Сегодня среди сотрудников - академик А.Б. Куделин; члены-корреспонденты РАН Н.В. Корниенко, А.Л. Топорков, М.Л. Андреев. В Институте работают 74 доктора филологических наук и 91 кандидат наук.

  

I Больничный лист.

1. При открытии в медучреждении листка нетрудоспособности (больничного) сотруднику Института необходимо в тот же день сообщить об этом заведующему отделом и табельщику. При их отсутствии – в отдел кадров или бухгалтерию.

2. При оформлении больничного листа обратить внимание врача на то, что место работы сотрудника должно быть указано так: ИМЛИ РАН. При всех других формулировках больничный лист будет считаться недействительным и не может быть оплачен.

3. При закрытии листа нетрудоспособности необходимо незамедлительно сдать его в отдел кадров в день выписки на работу.

4. Больничный лист принимается в отдел кадров только в надлежащем виде (он должен быть правильно оформлен, его нельзя складывать).

II Аттестация

В июне 2013 года будет проходить очередная переаттестация научных сотрудников. Заведующим отделам необходимо:

1. Составить список сотрудников, подлежащих аттестации, согласно Положению об аттестации.

2. Под роспись ознакомить этих сотрудников с Положением об аттестации.

3. Подготовить на каждого сотрудника отзыв о научной деятельности (характеристику) и список трудов за последние 5 лет (2008-2012 г.г.)

4. Список трудов подписывается сотрудником и заверяется у Ученого секретаря Алиевой А.И. Отзыв подписывается заведующим отделом и самим сотрудником.

5. Своевременно, до 15 мая, предоставить данные о научной деятельности сотрудников, подлежащих аттестации, в отдел кадров.

III Ведение табеля учета рабочего времени

В связи с переходом в во второй половине года на электронные больничные листы, а также в связи с участившимися проверками со стороны Федеральной социальной службы на табельщика возлагается ответственность за достоверное заполнение табеля: своевременное указание в табели командировок сотрудников и больничных листов, отпусков.

Табель является первичным документом для расчета заработной платы и исправления в нем не допускаются. Исправленный табель к расчету не принимается, и сотрудник не сможет своевременно получить зарплату.

Командировочные дни оплачиваются по среднему заработку.

С табельщиками будет заключено дополнительное соглашение к основному трудовому договору с расширением должностных обязанностей и установлением надбавки за ведение табеля (в зависимости от количества сотрудников в отделе).

Для правильного оформления табеля убедительная просьба табельщикам обзванивать своих сотрудников с целью установления их местонахождения и сверять эти сведения в отделе кадров.

IV Командировка

Для оформления командировки необходимо не позже чем за 2 недели с начала командировки собрать пакет документов:

1. Заведующий отделом составляет служебную записку в Дирекцию с просьбой отправить сотрудника в командировку, визирует ее у куратора Отдела.

2.Сотрудник берет в отделе кадров служебное задание (форма Т-10а). Подробно заполняет бланк с двух сторон, подписывает сам сотрудник, заведующий отделом и зам.директора.

3.К служебному заданию прикладывается приглашение учреждения, проводящего конференцию и программа конференции, где названа тема доклада сотрудника ИМЛИ.

4.Даты командировки должны соответствовать датам проведения конференции + дни проезда.

5.К комплекту документов, оформляемых при отъезде в командировку, представляется заявление командируемого о том, что выходные и праздничные дни, выпадающие на время командировки, он будет использовать для отдыха.

6. При предъявлении документов в отдел кадров необходимо уже иметь приобретенные билеты для точного оформления приказа.

После оформления всех документов они сдаются в отдел кадров.

Документы должны иметь построчный перевод на русский язык в печатном виде.

Документы по загранкомандировкам сдаются в международный отдел

После издания приказа о командировке сотрудник знакомится и

подписывает его.

Сотрудник получает командировочное удостоверение (если командировка по России), делает по месту пребывания отметки (прибыл-убыл).

По возвращению из командировки сотрудник обязан в течение трех дней прийти в Институт и отчитаться в проделанной работе в отделе кадров и бухгалтерии, имея при себе все документы, связанные с командировкой.

 

 

Глубокоуважаемые коллеги!

ОББО ИНИОН РАН при ИМЛИ РАН  (Библиотека ИМЛИ РАН) сообщает, что со 2 апреля 2024 г. начинается переезд фондов в здание ИНИОН РАН (Нахимовский проспект, д. 51/21). Фонды в здании по адресу ул. Дмитрия Ульянова, д. 3 недоступны для читателей. Об окончании переезда будет сообщено дополнительно.

0. Постановление о создании ИМЛИ

1. Устав ИМЛИ 2008 г. (недействительная редакция) 

2. Постановление о переименовании.  

3. Изменения в Уставе 2011 г.  (недействительная редакция)

4. Устав 2014 г

5. ИЗМЕНЕНИЯ В УСТАВЕ 2014 Г.

5.1.  Изменения от 2015 г. 

5.2   Изменения от 2017 г.

6. Утверждение директором А.Б. Куделина (2010)

7. Утверждение директором В.В. Полонского (2015)

8. Лицензия на право ведения образовательной деятельности.

9. Аккредитация на образовательную деятельность.

10. Классификаторы статистической отчетности

10.1. Свидетельства о государственной регистрации (ИНН, ОГРН, свидетельство о постановке на учет юрлица)

11. Сведения о проверках с 2014 г. по текущий год

12. ГОСЗАДАНИЕ

12.1.1. Госзадание 2014--2016 г

12.1.2. Госзадание 2014 г. дополнение

12.1.3. Госзадание 2015--2016 г

12.1.4. Отчет об исполнении госзадания 2014 г

12.1.5. Отчет об исполнении госзадания изменение 1.

12.1.6. Отчет об исполнении госзадания изменение 2

12.2.1. Госзадание 2015--2017 г

12.2.2. Отчет об исполнении госзадания 2015 г

12.2. Госзадание 2016 г

12.2.4. Госзадание 2016 г. информация

12.2.5. Госзадание 2016 г. изменение 1

12.3. 1.Госзадание 2018 г.

13. Положение о конкурсной комиссии.

14. Основные положения программы развития ИМЛИ РАН

15. Сведения для экспертной оценки результатов деятельности ИМЛИ РАН за 2013-2015 гг.

16.  АТТЕСТАЦИЯ 2018

16.1. Порядок аттестации

16.2. Приказ Минобрнауки России от 27.05.2015 N 538 "Об утверждении Порядка проведения аттестации работников, занимающих должности научных работников"

16.3. Постановление Правительства РФ от 08.04.2009 N 312 (ред. от 29.12.2016) "Об оценке и о мониторинге результативности деятельности научных организаций, выполняющих научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы гражданского назначения"

16.4.  Приказ о проведении аттестации 

16.5.  График проведения аттестации

16.6.  Перечень показателей результативности труда

16.7.  Приказ о назначении комиссии

16.8.  Приказ о назначении комиссии 

17.  СВЕДЕНИЯ О ДОХОДАХ

17.1. Сведения о среднемесячной заработной плате руководителя, заместителей руководителя, главного бухгалтера за 2017 г.

17.2. Сведения о среднемесячной заработной плате руководителя, заместителей руководителя, главного бухгалтера за 2018 г.

17.3. Сведения о среднемесячной заработной плате руководителя, заместителей руководителя, главного бухгалтера за 2019 г.

17.4. Сведения о среднемесячной заработной плате руководителя, заместителей руководителя, главного бухгалтера за 2020 г.

17.5. Сведения о среднемесячной заработной плате руководителя, заместителей руководителя, главного бухгалтера за 2021 г.

17.6. Сведения о среднемесячной заработной плате руководителя, заместителей руководителя, главного бухгалтера за 2022 г.

18. УСТАВ 2018

18.1. Лист записи единого государственного реестра юридических лиц

18.2. Устав 2018

19. Сводная ведомость о проведении СОУТ

20. Правила обработки персональных данных в ИМЛИ РАН 

21. Приказы Директора ИМЛИ РАН В.В. Полонского о введении режима повышенной готовности и усиления профилактических мер в связи с распространением коронавирусной инфекции (2019-nCoV) 

22. ВЫБОРЫ ДИРЕКТОРА ИМЛИ РАН 

22.1. Положение ИМЛИ РАН о выборах директора

22.2. Выписка из протокола заседания Ученого совета ИМЛИ РАН 29 декабря 2020 г.

22.3. Заявление на участие в дистанционном голосовании (скачать) 

22.4. Протокол решения трудового коллектива Федерального государственного бюджетного учреждения науки Института мировой литературы им. А. М. Горького Российской академии наук (ИМЛИ РАН) по выбору директора ИМЛИ РАН

23. Приказ №3А от 2021 года. Система внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства Российской Федерации

Приложение №1 к приказу 3А

Приложение №2 к приказу 3А

24. АТТЕСТАЦИЯ 2022

24.1. Приказ Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 05.08.2021 № 714 "Об утверждении Порядка проведения аттестации работников, занимающих должности научных работников"

24.2. Приказ о проведении аттестации

24.3. Порядок аттестации 

24.4. Приказ о назначении комиссии

24.5. График аттестации (приложение 1)

24.6. Перечень показателей (приложение 2)

25. АТТЕСТАЦИЯ 2022 (ноябрь)

25.1. Приказ Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 05.08.2021 № 714 "Об утверждении Порядка проведения аттестации работников, занимающих должности научных работников"

25.2. Приказ о проведении аттестации

25.3. Порядок аттестации (действующий)

25.4. Приказ о назначении комиссии

25.5. Порядок работы аттестационной комиссии (приложение № 1)

25.6. График аттестации (приложение № 2)

25.7. Перечень показателей (приложение № 3) 

26. ПОЛОЖЕНИЕ О РАССЛЕДОВАНИИ НЕСЧАСТНЫХ СЛУЧАЕВ НА ПРОИЗВОДСТВЕ

26.1. Приказ об утверждении Положения о расследовании несчастных случаев на производстве

26.2. Положение о расследовании нсчастных случаев на производстве (приложение № 1)

26.3. Формы документов, необходимые для расследования несчастных случаев на производстве (приложение № 2, форма № 1)

26.4. Акт о несчастном случае на производстве (форма № 2)

26.5. Протокол опроса пострадавшего при несчастном случае (форма № 3)

26.6. Протокол осмотра места несчастного случая, происшедшего (форма № 4)

26.7. Сообщение о последствиях несчастного случая на производстве и принятых мерах (форма № 5)

27. Из «Положения об оплате труда работников Федерального государственного бюджетного учреждения науки Института мировой литературы им. А.М. Горького Российской академии наук (ИМЛИ РАН)»