Время: 17 июля в 19.00
Место проведения: Москва, Библиотека иностранной литературы

17 июля в 19.00 в Библиотеке иностранной литературы будет сделана презентация проекта Российского научного фонда № 18-18-00129 «Русская усадьба в литературе и культуре: отечественный и зарубежный взгляд» (рук. д.ф.н., в.н.с. ИМЛИ РАН О.А. Богданова) и прозвучат доклады об особенностях интерпретации образа усадьбы в творчестве А.Н. Толстого, А.В. Чаянова, Б.П. Свешникова сотрудниками ИМЛИ РАН – с.н.с., к.ф.н. Акимовой А.С., с.н.с., к.ф.н. Михаленко Н.В., н.с. Ворон П.А.

Усадебный миф – одно из ключевых явлений русской культуры не только XIX, но и XX века. Однако в XX веке он трансформировался и стал своеобразной эмблемой погибшей прежней культуры: элементом памяти у А.Н. Толстого, утопической составляющей в творчестве А.В. Чаянова и способом переосмысления, театрализации действительности у Б.П. Свешникова.

Акимова А.С. в докладе «“Созерцательно-мечтательная жизнь” Алексея Николаевича Толстого: усадьбы Самарского края в творчестве писателя» расскажет о том, как социальные, культурные и эстетические обстоятельства, связанные с повседневной жизнью усадеб (или хуторов), расположенных в Самарской губернии и шире – на территории Среднего Поволжья, были запечатлены в произведениях А.Н. Толстого. Воспоминания о родных краях, где прошли его детство и юность, писатель пронес через всю жизнь. 

Михаленко Н.В. в докладе «От Петровско-Разумовского до “Братства Флора и Лавра”: истоки усадебного мифа в утопии А.В. Чаянова» расскажет о прообразе утопического светского монастыря-университета в романе известного экономиста и писателя «Путешествие моего брата Алексея…». Ведь в стране крестьянской утопии образ усадебной культуры, «давшей декабристов и подарившей миру Пушкина», признается эталонным, наиболее способствующим всестороннему развитию человека.

Ворон П.А.в докладе «Романтизация усадьбы Бориса Свешникова» проанализирует трансформации усадебного мифа в литературе начала XX века в связи с политическими и историко-культурными изменениями в жизни России. Пространство усадьбы как прообраз возвращенного рая конструировалось поэтами и художниками при создании своеобразных художественных коммун, например усадьбы Мордвиновых, сыгравшей важную роль в судьбе русского футуризма. Специфическим образом усадебный миф трансформировался и актуализировался в так называемом «лагерном» искусстве. «Лагерная сюита» Б. Свешникова – серия рисунков, выполненных пером. Тонким штрихом пространство подвергается своеобразной театрализации: маленькие фигуры заключенных на фоне разрушающихся элементов усадебных строений.

Адрес ВГБИЛ: г. Москва, ул. Николоямская, д. 1

https://libfl.ru/ru/event/usadebnyy-mif-v-russkoy-literature