Дополнительно:

Отчет PDF

С 19 по 23 июня 2019 г. в Москве, в Институте мировой литературы им. А.М. Горького РАН (ул. Поварская, 25А), а также на территории усадьбы-санатория Узкое (ул. Профсоюзная, 123А, стр. 14) и усадьбы-музея Царицыно (ул. Дольская, 1, стр. 4), работала Международная научная конференция «”Усадебный топос” в русской литературе конца XIX – первой трети XX в.: отечественный и мировой контекст», проходившая  при поддержке Российского научного фонда в рамках проекта № 18-18-00129 «Русская усадьба в литературе и культуре: отечественный и зарубежный взгляд» (рук. О.А. Богданова).

Основной задачей конференции стало выявление устойчивых национально-специфических характеристик «усадебного топоса» русской литературы конца XIX – первой трети XX в. с целью создания его инвариантной модели как одной из базовых культурных констант отечественной истории. Серьезно представленный компаративистский аспект позволил выделить в «усадебном топосе» русской литературы универсальные черты, оттенив тем самым национально-самобытные. Также в ряде докладов была прослежена динамика «усадебного топоса» в русской и мировой литературе с библейских времен до начала XXI в.

Тематические секции конференции были ориентированы на изучение социокультурной роли усадьбы на рубеже XIX-XX вв. Этот период принес глубинные изменения в рецепцию традиционной русской усадьбы в связи с разрушением традиционной культуры на селе, буржуазной либерализацией и промышленной урбанизацией в стране. В литературе, наряду с констатацией социально-экономического и культурного распада дворянско-крестьянского «усадебного» симбиоза (Л. Толстой, А. Чехов, И. Бунин, А. Белый, А. Толстой, И. Новиков, Е. Чириков и др.), наблюдались попытки перспективных трансформаций усадебной культуры (Ф. Сологуб, Д. Мережковский, З. Гиппиус, Г. Чулков, М. Пришвин, А. Чаянов, Ф. Степун и др.). Особое внимание в рамках конференции уделялось изучению смежного понятия «дачного топоса» (в произведениях А. Чехова, И. Шмелева, В. Короленко, Л. Андреева, В. Брюсова и др.). Удовлетворение вызывает принципиальная междисциплинарность научного мероприятия, объединившего исследователей различных гуманитарных дисциплин: филологов, историков, педагогов, социологов, искусствоведов, историков архитектуры, культурологов, музееведов, – такой состав участников позволил подойти к изучению темы конференции с репрезентативным междисциплинарным научным аппаратом. Кроме того, исследование «усадебного топоса» вышло далеко за временны́е пределы русской классики и Серебряного века, а также получило отражение в зеркалах западноевропейской, североамериканской и восточно-азиатской усадебной культуры.

В ходе конференции был рассмотрен ряд проблемно-тематических направлений, в первую очередь – формирование тезауруса «усадебных» исследований, а также произведена верификация основных категорий: «усадебный топос», «усадебный миф», «усадебный текст», «поэтосфера» русской усадьбы и др.; была предпринята попытка установить и описать структуру «усадебного топоса»; «усадебный топос» рассматривался и как базовая константа русской культуры, и как универсалия; особое внимание было уделено «усадебному топосу» в контексте западноевропейской культуры, но присутствовал и азиатский модус: Сибирь, Китай, Турция, Израиль, – также была отмечена типологическая близость русских дворянских усадеб XIX в. и владений земельной аристократии Юга США; были предложены варианты модификаций «усадебного топоса» в русской литературе 1910-1920-х гг., а также в  контексте русской литературы второй половины XX –  начала XXI в.; привлекались материалы, демонстрировавшие образ русской усадьбы в творчестве эмигрантов первой и второй волны; был рассмотрен феномен русской дачи в отечественной и зарубежной литературе и культуре.

В конференции приняли участие 86 докладчиков из 24 городов и населенных пунктов России (Москвы, Санкт-Петербурга, Пскова, Череповца, Перми, Костромы, Ярославля, Воронежа, Курска, Тамбова, Орла, Ельца, Коломны, Обнинска, Самары, Оренбурга, Екатеринбурга, Тюмени, Барнаула и др.) и 12 зарубежных стран (США, Австрии, Польши, Италии, Германии, Франции, Латвии, Беларуси, Китая, Японии, Турции, Израиля). Судя по географическому охвату, тема усадьбы оказалась актуальной для трех частей света – Европы, Азии и Америки.

Помимо трех представительных пленарных заседаний (19 и 20 июня в Конференц-зале ИМЛИ РАН, 22 июня – в зале усадьбы Узкое), 19-21 июня научная работа конференции распределялась по нескольким секциям: «Теоретические аспекты изучения русской усадьбы. Интермедиальность. Музеология», «”Усадебный топос” в русской литературе конца XIX – начала XX в.», «”Усадебный топос” в творчестве А.П. Чехова и И.А. Бунина», «Рецепция усадебного мифа в литературе 1920–2010 гг.», «Семиотика усадьбы в контексте мировой художественной культуры».

В рамках Международной научной конференции была организована насыщенная культурная программа. Во-первых, было проведено несколько экскурсий, непосредственно относящихся к проблематике конференции. Так, в первый день состоялась трехчасовая экскурсия «Московские городские усадьбы на Поварской». Сначала участники познакомились с особняком князей Гагариных, в котором в настоящее время расположен Институт мировой литературы РАН (экскурсию по зданию и прилегающей территории провела И.И. Давыдова). Затем под руководством с.н.с. ИМЛИ РАН, к.ф.н. Е.В. Глуховой экскурсия отправилась в расположенную неподалеку бывшую городскую усадьбу графа Соллогуба (более известную как «дом Ростовых», ныне здание принадлежит Международному сообществу писательских союзов). Экскурсанты познакомились с историей и типологией городской усадебной архитектуры конца XVIII – начала XIX в., а также с литературными легендами и преданиями, связанными с топосом городской усадьбы. В четвертый день конференции к.и.н. Н.А. Ёхина, зам. руководителя по науке и культуре санатория «Узкое», провела подробную тематическую экскурсию по интерьерам господского дома и территории усадьбы Узкое, исторически связанной с родом князей Трубецких и наследием русской литературы и философии рубежа XIX–XX вв. В последний, пятый, день работы конференции в ГМЗ «Царицыно» (Хлебный дом) состоялась кураторская экскурсия проф. РГГУ, д.ф.н. Б.М. Соколова «Небесное садоводство», познакомившая участников и гостей с художественной выставкой «Сады Серебряного века». Тематическая доминанта выставленных полотен – образ сада в искусстве и архитектуре русского символизма.

Кроме того, второй день конференции, 20 июня, завершился концертом «Романс в интерьере русской усадьбы рубежа XIX-XX вв.» Женского камерного хора Российской академии художеств «Гофман-хор», проведенным в здании ИМЛИ РАН. Были исполнены вокально-инструментальные произведения М.И. Глинки, П.И. Чайковского, Ц.А. Кюи, Н.А. Римского-Корсакова, Н.Г. Рубинштейна, С.В. Рахманинова, Б.С. Шереметьева, Р.Г. Бойко, Я.Ф. Пригожего и др.

Наконец, в рамках конференции прошли презентации ряда научных изданий последних лет, посвященных теме усадьбы в русской культуре; были представлены следующие книги:

  • Elisabeth Cheauré: Muße-Diskurse: Russland im 18. und 19. Jahrhundert. Tübingen (изд. Mohr Siebeck) 2017 (= Otium 4);
  • Князь Сергей Волконский.Мои воспоминания. В 2-х т. Т. 1. Лавры. Странствия. Т. 2. Родина / Сост., автор вступит. статьи и коммент. А.А. Мурашев. М., 2018;
  • Домбровская Е.Р. Воздыхания окованных. Русская сага. СПб., 2018;
  • Архангельское: экспресс-гид по залам дворца / Сост. К.Г. Боленко. М., 2018;
  • Мачугина О.В. Семейный альбом князей Юсуповых. М., 2019.

ФОТО