Внимание!

С 1 апреля  открывается продажа электронных билетов на экскурсии в музей на май. Записи по телефону больше не будет!

 Новый прайс музея  (вступает в силу с 1 апреля)

Книга Моретти является своего рода вызовом теоретико-литературной модели «нормального» литературоведения, для описания которой он вводит метафору «пристального чтения». Тут он имеет в виду, конечно, не одну только практику медленного прочтения классических текстов, но весь комплекс представлений, который эту практику делает возможной.

Новый круглый стол проекта «Литература» на Gefter.ru приурочен к выходу русского перевода книги Франко Моретти Distant reading («Дальнее чтение»).

Книга Моретти является своего рода вызовом теоретико-литературной модели «нормального» литературоведения, для описания которой он вводит метафору «пристального чтения». Тут он имеет в виду, конечно, не одну только практику медленного прочтения классических текстов, но весь комплекс представлений, который эту практику делает возможной.

Моретти подчеркивает, что исследовательская литературоведческая оптика ничем не отличается от оптики читательской. Литературовед, как и обычный читатель, имеет дело с уникальным текстом, ценность которого не подлежит сомнению уже в силу одного того, что мы рассматриваем его. Чтение такого текста оправданно, так как он — памятник, прошедший «проверку временем». И тогда история литературы — это некоторый телеологически выстроенный, «каноноцентрический» нарратив, рассказ об «отобранном».

Моретти выходит за пределы канона, возвращая в поле зрения науки о литературе весь массив написанных текстов — «великое непрочтеннное» и переходит от «субъективных» методов «нормального» литературоведения к объективности количественного анализа. И тогда вся система прежнего литературоведения начинает радикально трансформироваться. Объект литературоведения перестает быть «естественно» данным: его конструирование теперь начинает требовать специальных процедур. Теперь это не тексты, а корпуса текстов, анализ которых должен выявить динамику формальных признаков и соотношение паттернов.

Мы бы хотели построить обсуждение вокруг того, как этот «переход к множеству» в литературоведении пересобирает дисциплину, меняя ее метод и язык.

— Что такое все-таки «дальнее чтение»? Как в концепцию «дальнего чтения» встроено понятие «формы»?

— Можно ли в самом деле окончательно «освободится от смысла», как пишет об этом Моретти, противопоставляя «смысл» — «паттернам»? Удается ли это самому Моретти?

— Как меняется, и меняется ли вообще, наше представление об истории литературы в перспективе «дальнего чтения»? Можем ли мы говорить о ее окончательной анонимизации и денарративизации?

— Каково место читателя в схеме Моретти и каково место вкуса в предлагаемой им мождели литературной эволюции?

В обсуждении участвуют Алексей Вдовин (доцент НИУ ВШЭ), Олег Собчук (Institute for Cultural Research and Fine Arts, University of Tartu; скайп-участие), Ирина Каспэ (РАНХиГС, старший научный сотрудник Школы актуальных гуманитарных исследований), Татьяна Венедиктова (профессор МГУ).

Модератор — Евгения Вежлян.

Круглый стол пройдет 31 мая с 19:00 в редакции интернет-журнала «Гефтер» по адресу: Малый Гнездниковский пер., 9/8, стр. 3а (вход через офис редакции на 2-м этаже).