Работа музея-квартиры А.М. Горького в праздничные дни

Выходные дни: 28, 29, 30 апреля, 1, 9, 10  мая.

11, 12  мая музей работает.

Особняк на Малой Никитской, в котором расположен Музей-квартира А.М.Горького, является памятником архитектуры стиля модерн начала ХХ в. Дом построен по проекту выдающегося русского зодчего Ф.О. Шехтеля в 1900–1902 гг. для промышленника и мецената Ст.П. Рябушинского.

Блестящий архитектор серебряного века Федор Осипович Шехтель (1859 - 1926) много строил в Москве. В обширном наследии зодчего особняк на Малой Никитской, пожалуй, самое известное и совершенное творение. Создавая художественный облик дома, Федор Осипович созидал особый мир. Используя распространенные символы и знаки, некую сумму художественных стилевых примет, он стремился научить людей языку модерна. Так, в жизнь человека постепенно входила орнаментальная азбука: подсолнух — солнце; орхидея, лилия — трагедия, гибель; дерево — рай; роза и нарцисс — чистая красота; маки — сон, дождь — просветление и т.д. У Шехтеля орнамент, помимо чисто декоративной функции, создавал необходимое настроение, определяя внутренний музыкальный ритм всего строения. 

Шехтелевский особняк на Малой Никитской

В обработке интерьеров участвовал архитектор И.А. Фомин; витражи и мозаика фасадов выполнены мастерской В.М. Виноградова.

После революции 1917 г. здесь размещались Госиздат, Психоаналитический институт с лабораторией, детский сад, ВОКС и др.

В 1931 г. дом был предоставлен известному писателю Максиму Горькому. Этот дом не был выбран писателем и не был им любим. Готовясь к возвращению на родину, писатель думал об обычной квартире, в которой могла бы разместиться его большая семья. Роскошный особняк в стиле модерн не рассматривался им в качестве подходящего жилья. Этот стиль, получивший распространение в Москве и Петербурге на рубеже веков, не был близок художественному мировосприятию Горького. За два месяца до приезда, обеспокоенный доходящими до него слухами, Алексей Максимович написал секретарю: «... для Горького ремонтируется какой-то дворец или Храм Христа на берегу Москвы-реки... Мое поселение во дворце или во храме произведет справедливо отвратительное впечатление на людей, которые адски работая, обитают в хлевах. Это будет нехорошо не только лично для меня. По сей причине я убедительно прошу: вопрос о вселении моем во дворцы не решать до моего приезда». 

Тем не менее, в доме закончили ремонт, поставили необходимую мебель и прямо с Белорусского вокзала привезли Горького на Малую Никитскую. 

По воспоминаниям современников, бывавших здесь, писатель не раз повторял, что хозяин дома не он, а Моссовет. Многие считали, что Горькому шехтелевский особняк «не подходит». Это почувствовал Ромен Роллан, утверждавший: «Горький не вписывается в эти декорации». 

Понемногу Алексей Максимович привык к особенностям своего последнего дома, к расположению комнат: из гостиной с огромным окном можно пройти в библиотеку, с пола до потолка заполненную книгами — главным богатством писателя; через полутемную парадную прихожую, огромным зеркалом отражающую массивную входную дверь — в кабинет, комнату, которую, по словам С. Маршака, хозяин как будто всегда возил с собой. Увидев впервые спальню, Горький в шутку назвал «спальней балерины». Тихая комната, окнами во двор, где Горький любил почитать «на сон грядущий». Знаменитой лестницей Шехтеля, по которой так любят ходить гости дома сегодня, Горький не пользовался, — из- за болезни он не поднимался на второй этаж, где жила семья сына — Максим Алексеевич с женой Надеждой Алексеевной и дочерьми Марфой и Дарьей, а также близкие семье люди: медсестра О.Д.Черткова, художник И.Н. Ракицкий, воспитательницы внучек. 

При Горьком дом на Малой Никитской превратился в культурный центр Москвы, настоящий писательский клуб, настолько частыми и многолюдными бывали здесь встречи писателей и деятелей искусства. Особняк украшает доска с надписью: А.М. Горький жил здесь с 1931–1936 гг. Этот период оказался для писателя очень насыщенным и очень драматичным. Здесь Горький много работал, чувствуя, что силы уходят, торопился завершить задуманное. Массу времени отнимали общественные обязанности, встречи, чтение чужих рукописей. За три месяца до смерти Горький написал, что боится «только одного: остановится сердце раньше, чем я успею кончить роман». В этом доме Горький пережил самое трагическое событие своей жизни — смерть любимого сына Максима. Здесь как председатель оргкомитета готовил первый Всесоюзный съезд писателей; работал над «Жизнью Клима Самгина»; написал пьесы «Егор Булычев и другие», «Достигаев и другие», второй вариант «Вассы Железновой»; отвечал на письма, занимался издательскими проектами, встречался с Бернардом Шоу и с Роменом Ролланом; художниками, музыкантами, артистами, начинающими литераторами, видевшими в нем учителя. Последний раз Горький был на Малой Никитской 27 мая 1936 г.

После многолетних усилий вдовы и невестки писателя — Екатерины Павловны и Надежды Алексеевны Пешковых по решению правительства в 1961 г. дом был передан Академии наук СССР для организации в нем мемориального музея. Открытие филиала Музея А.М.Горького РАН — мемориальной квартиры — состоялось 28 мая 1965 г. Надежда Алексеевна Пешкова оставалась в доме вплоть до своей кончины в январе 1971 г. В 1977–1983 гг. произведены капитальный ремонт и реставрация здания.

Дом сохранил свой архитектурный облик, уникальную мраморную лестницу-волну со светильником медузой, оригинальные цветные витражи, стеклянный потолок, подлинные резные деревянные двери и паркет. В 1977–1983 гг. произведены капитальный ремонт и реставрация особняка.

 

Архитектура

Дом князя Сергея Сергеевича Гагарина построен архитектором Доменико Жилярди в начале 20-х годов XIX века в период, послепожарной Москвы.

Это один из самых совершенных образцов стиля русского классицизма. Особняк расположен свободно, легко обозреваем. Он несколько отступает от красной линии - тротуара, отодвинут в глубь двора.

Рустованные стены первого этажа имитируют каменную кладку с гладкой лицевой коверностью, имеют вид цоколя.

Веерные замковые камни над дверями о окнами украшены львиными масками-горельефами. Центральный выступ фасада - ризалит - на уровне второго этажа прорезан тремя глубокими арками с широким полукружным обрамлением - архивольтом. В каждой арке по две дорических колонны, капители которых держат балку-архитрав. Над ними - орнаментальные вставки-горельефы с изображением орлов и лавровых венков.

Треугольная плоскость фронтона - свободна от декора. А горизонтальная полоска фриза, наоборот, обильно украшена рельефами.

Едва проступает плоский купол на центральной оси здания.

Три простых, скромных двери в центре главного фасада ведут в вестибюль-сени. Здесь тяжелые, приземистые дорические колонны создают ощущение устойчивости, прочности, надежности здания. Парадная лестница из вестибюля поднимается на небольшую площадку, откуда уже двумя маршами приводит на обширную лестничную площадку, превращенную в парадный, торжественный, нарядный аванзал. Ощущение простора, устремленности ввысь создает здесь высокие парусные своды, которые сходятся к небольшому фонарику - источнику дневного освещения аванзала и парадной лестницы.

Все четыре стены аванзала прорезаны высокими, крупномасштабными арками с декоративным обрамлением - архивольтом. В каждой арке колонны конического ордера поддерживают богато орнаментированный архитрав, на котором располагается скульптурная группа Аполона и муз.

Лестничную площадку по периметру обрамляют металлическая ажурная решетка с четырьмя тумбами, которые высоко вверх поднимают светильники - источники искусственного освещения. В решетку вмонтированы вставки-рельефы из позолоченной бронзы с изображением античной маски.

Слева от аванзала вход в танцевальный зал - самое большое помещение особняка. Здесь конические колонны и пилястры - не только лучшее украшение зала, но важный элемент несущей конструкции помещения площадью в 200 кв. метров и высотой в 6 метров. Праздничность, нарядность придает залу и сплошная лента лепного орнамента, опоясывающая его по периметру.

Прямо от аванзала вход в самую красивую анфиладу зал или "открытых гостиных", протянувшуюся вдоль главного фасада дома. Это три смежных помещения, разделенных парными колоннами конического ордера. Средняя гостиная несколько больше боковых, которые почти равновелики.

"Открытые гостиные" и локальны, и едины в обширном, свободном, объединяющем их и влекущем вперед пространстве.

Справа от аванзала - вход в анфиладу комнат по боковому фасаду. Самая примечательная - "каминный зал" или "парадный кабинет". Три больших арочных окна, поставленный низко, почти у пола, образуют полукруглый эркер - "фонарь" - мощный источник освещения. Эта "световая часть" кабинета отделена от остальной - большей площади комнаты сдвоенными коническими колоннами.

Крупные круглые лепные медальоны на потолке эркера и широкая лента насыщенного орнамента, опоясывающая весь кабинет, делает его элегантным, нарядным, изысканным. Но главное его украшение - большой беломраморный камин с высоким зеркалом.

На боковых стенах камина - барельефные изображения крылатых женских фигур на шаре и с лавровым венком в руке. Это традиционная для Жилярди деталь декора - аллегорические символы крылатой Победы или России.

В центре, вверху - сложная композиция: медальоны с головой лошади, рога изобилия, триумфальное шествие колесницы, грифоны...

Из кабинета - вход в парадную спальню. Только здесь появляются колонны коринфского ордера высокие, статные, легкие, с тщательно проработанными изысканными капителями. Они разделяют собственно спальню-альков и уборную-гардеробную. Здесь коробовый свод расписан гризалью, имитирует скульптурный декор - венки, факелы, розетки, лифы…

Две застекленных двери (они же - окна) выводят на просторный балкон, обращенный в сад. Ажурная металлическая решетка балкона не мешает ощущению живой природной среды - того "зеленого" окружения, пасторальности, лиричности, домашнего уюта, приветливости, которые были присущи московским особнякам начала XIX века.

Фото архитектурных деталей особняка на Поварской можно увидеть здесь.

Исторические лица

Доменико Жилярди

Доменико ЖилярдиДоменико Жилярди - выходец из итальянского кантона Швейцарии, самый талантливый из династии зодчих Жилярди. Двадцать лет самозабвенного труда отдал он на благо Москвы. Оканчивал Московский университет великого М.Ф.Казакова, пострадавший в пожаре 1912 года. Перестраивал и строил заново такие знаменитые здания в Москве как Вдовий дом в Кудрине (ныне университет усовершенствования врачей), Екатерининский институт на Божедомке (ныне Центральный Дом Российской армии), Опекунский Совет Воспитательного дома на Солянке (ныне Президиум Российской Академии медицинских наук), Дом Луниных на Никитском бульваре (ныне - Музей народов Востока), усадьба Усачевых-Найденовых на склоне реки Яузы (ныне Центр спортивной медицины) и др.

Таков был успешный градостроительный опыт Д.Жилярди, прежде, чем он взялся за особняк С.С.Гагарина и создал обще признанный образец русского классицизма, вошедший в историю мирового зодчества.

 

 

Сергей Гагарин

Сергей Гагарин Сергей Сергеевич Гагарин - заказчик постройки, первый владелец особняка - из известного в России княжеского рода, потомок екатерининских вельмож. Он был страстно увлечен постройкой особняка, вкладывал в него громадные душевные силы, энергию, средства. Но не успел завершить отделочные работы, обустроить дом, пожить в нем. Денежные затруднения вынудили его продать особняк.

Последовавшие затем разные владельцы дома - недолговременные и случайные - не задерживают внимания.

Из всей истории дома и его обитателей в так называемый "догорьковский" период следует выделить только "Управление государственного коннозаводства", которое предоставляло особняк для проживания своим управляющим. В их числе - в 1875 году в особняке поселился Заведующий Московским отделением коннозаводства генерал-майор Леонид Николаевич Гартунг. И вместе с ним хозяйкой в этот дом вошла старшая дочь А.С.Пушкина - Мария Александровна.

 

 

Мария Гартунг

Мария ГартунгФотография с портрета М.А.Пушкиной-Гартунг, написанного в середине 60-х годов академиком живописи И.К.Макаровым и сегодня украшает парадный кабинет ("каминный зал") и останавливает внимание каждого. (Подлинник в Государственном Музее Л.Н.Толстого).

Здесь изображение М.А.Пушкиной вполне на месте - как знак памяти дочери поэта и бессмертия ее в литературной жизни - в романе Л.Н.Толстого "Анна Каренина".

Именно в середине 60-х годов, когда писался портрет, Л.Н.Толстой встретился с Марией Александровной на одном из балов в Туле, увидел ее такой, какая она на портрете. И запечатлел конкретные характерные признаки ее исключительной внешности в образе главной героини романа. В портрете Анны он отмечает "своевольные, короткие колечки курчавых волос… на затылке и висках", "точеные… плечи", "руки с тонкой кистью", "породистость"…

Жизнь М.А.Гартунг на Поварской была непродолжительной и закончилась драматически.

В октябре 1877 года Л.Н.Гартунг был обвинен судом присяжных в хищении государственных средств. Он застрелился прямо в здании суда, оставив записку с клятвенным уверением в своей невиновности.

И опять-таки Л.Н.Толстой, хотя и двадцать лет спустя, творчески использовал этот трагический эпизод - подлинный жизненный факт -в драме "Живой труп" в сцене самоубийства Федора Протасова.

А Ф.М.Достоевский сразу же - вслед трагедии - взволнованно откликнулся на нее статьей "Самоубийство Гартунга", вошедшей в "Дневник писателя", как серьезная критика Российской судебной системы.

С 1937 года Дом на Поварской связан с именем Горького - Музеем, Архивом писателя, а также ИМЛИ - крупнейшим научно-исследовательским центром филологической науки России, основанным по инициативе Горького и носящий его имя.

Публикации по истории дома

Иокар Л. Н., Тимофеева Н. М.Иокар Л. Н., Тимофеева Н. М.

Улица Воровского, 25а: Путеводитель. — М.: Моск. рабочий, 1987. — 93 с, ил. — (Биография московского дома).

Аннотация: Дом № 25а по улице Воровского входит в золотой фонд архитектурного наследия Москвы. Это творение замечательного архитектора Доменико Жилярди создано в 20-е годы прошлого века. Читатель узнает об истории Поварской слободы.Вторая часть книги подробно рассказывает об истории создания и экспозиции Музея А. М. Горького, об Институте мировой литературы имени А. М. Горького, которые разместились сейчас в отреставрированном здании.

Институт был создан 17 сентября 1932 г. по Постановлению Президиума Центрального Исполнительного Комитета Союза ССР "О мероприятиях в ознаменование 40-летия литературной деятельности Максима Горького".

Первоначально носил название - Литературный институт имени Максима Горького (не смешивать с существующим ныне учебным Литературным институтом им. А.М.Горького, который был создан на основе Московского Вечернего рабочего литературного университета – ВРЛУ) и входил в систему научных и учебных учреждений, подчиненных Ученому Комитету при ЦИК Союза ССР. 27 августа 1934 г. Постановлением Президиума ЦК Союза ССР переименован в Институт литературы им. А.М.Горького. Этим же Постановлением утвержден и первый директор Института - Лев Борисович Каменев (1883-1936). Пробыл он на этом посту недолго. 16 декабря того же года был арестован, в 1936 г. расстрелян, а в 1988 г. – реабилитирован. 5 мая 1935 г. новым директором Института был назначен видный ученый - член-корреспондент АН СССР (с 1939 г. – академик АН СССР) Иван Капитонович Луппол (1896-1943), также незаконно арестованный в 1940 г. (реабилитирован в 1956 г.). Первые годы существования Института – время формирования необходимой для его деятельности научно-материальной базы: библиотеки, включающей в себя литературную периодику, сборники, издания XVIII-XIX вв., труды русских и зарубежных литературоведов, произведения иностранных и отечественных писателей, в том числе и народов СССР, а также фонды рукописей и материалов (фотографии, графика и живопись, портреты, иллюстрации к художественным произведениям и т.д.), имевших отношение к истории литературы, жизни и быту писателей.

Собирание, описание, систематизация и каталогизация - основные виды деятельности сотрудников Института в 1935-1937 гг.

После смерти А.М.Горького решением Президиума ЦИК Союза ССР от 14 февраля 1937 г. при Институте создаются Архив А.М.Горького "с хранилищем рукописей и документов", относящихся к жизни и творчеству писателя, и Музей А.М.Горького, доступный "для ознакомления трудящихся с его жизнью и творчеством". 1 ноября того же года Музей принял первых посетителей.

4 марта 1938 г. при Институте организуется Государственный музей А.С.Пушкина на базе материалов Всесоюзной юбилейной Пушкинской выставки 1937 г., располагавшейся в здании Исторического музея (в 1949 г. Пушкинский музей переводится в Ленинград).

16 апреля 1938 г. Институт входит в состав Академии наук СССР и получает окончательное название - Институт мировой литературы имени А.М.Горького АН CCCP (ИМЛИ), с декабря 1991 г. Институт входит в Российскую академию наук.

Создание научно-материальной базы позволило приступить к формированию научно-исследовательских подразделений, что и было начато в ноябре 1937 г. В Академию наук Институт переходил, уже имея в своем составе пять научно-исследовательских секций (отделов): по изучению творчества А.М.Горького (руководитель - член-корреспондент АН СССР И.К.Луппол), советской литературы (руководитель - профессор М.И.Серебрянский), русской литературы XVIII в. (руководитель - профессор Н.К.Гудзий), западноевропейской литературы (руководитель - профессор Ф.П.Шиллер), античной литературы (руководитель - академик М.М.Покровский) и группу по изучению творчества М.Ю.Лермонтова (руководитель - профессор В.Я.Кирпотин).

Архивом А.М.Горького в то время заведовала Е.Ф.Розмирович, Музеем A.M.Горького - С.В.Туманов, Музеем А.С.Пушкина - Н.Ф.Карталов, сектором художественных иллюстраций - М.Э.Голосовкер, сектором рукописей - С.Л.Симовский-Вейтков, библиотекой - Е.А.Ключникова.

Основными видами научной деятельности в Институте становятся:

- открытые заседания секций и групп с привлечением широкой научной и литературной общественности;

- проведение научных конференций и сессий;

- написание монографий и коллективных трудов по самым актуальным проблемам литературно-художественного творчества, истории и теории литературы, жизни и творчества отечественных и зарубежных писателей.

В сентябре 1938 г. формируется, а затем утверждается Президиумом Академии наук СССР первый Ученый Совет Института, в состав которого вошли член-корреспондент АН СССР И.К.Луппол (председатель), академик М.М.Покровский, писатели А.Н.Толстой, М.А.Шолохов, П.А.Павленко, литературоведы М.М.Морозов, Н.К.Гудзий, Н.Ф.Карталов, А.А.Канчеев, Л.И.Тимофеев, М.И.Серебрянский, П.Н.Лазич, С.В.Туманов, С.Л.Симовский-Вейтков, М.А.Цявловский, М.П.Венгров.

Первое заседание Ученого совета состоялось 4 октября 1938 г. и было посвящено обсуждению планов работы Института на 1939 г., а 3 ноября он уже рекомендует в действительные члены АН СССР по Отделению литературы и языка И.К.Луппола, А.Н.Толстого и М.А.Шолохова, которые и избираются академиками Общим собранием АН СССР 28-29 января 1939 г.

27 августа 1939 г. Институту передается Государственный музей Л.Н.Толстого со всеми его филиалами (в 1944 г. Музей выделяется в самостоятельное научное учреждение при Отделении литературы и языка Академии наук, а затем переходит в ведение Министерства культуры).

Диапазон научно-исследовательской деятельности Института расширяется. В июне 1939 г. формируется группа по изучению наследия революционной демократии (руководитель - профессор Б.П.Козьмин), в декабре создаются еще три группы - по изучению теории литературы (в составе секции советской литературы), изучения творчества А.С.Пушкина (на базе Государственного музея поэта) и изучения жизни и творчества Л.Н.Толстого.

В 1939 г. увидели свет первые труды, подготовленные сотрудниками Института. Началось издание "Архива А.М.Горького", первый том которого составила "История русской литературы" А.М.Горького - конспект Каприйских лекций, прочитанных писателем в 1909-1911 гг. Публикуются схемы-планы "Истории советской литературы", "Истории английской литературы" и "Истории греческой литературы". В 1940 г. изданы: первый выпуск "Горьковских чтений", в который вошли материалы одноименных конференций, состоявшихся в 1938 и 1939 гг., сборники "Проблемы реализма в русской литературе XVIII века", "Маяковский. Материалы и исследования", а также учебник "История древнегреческой литературы", написанный С.И.Радцигом. В 1941 г. появились книги "Из истории английского реализма", "Пушкин - родоначальник новой русской литературы", "Жизнь и творчество М.Ю.Лермонтова", "Старинная русская повесть", а также второй том "Архива А.М.Горького", включавший в себя пьесы и сценарии писателя (См.: Труды Института мировой литературы им. А.М.Горького РАН. Библиографический указатель. 1939-2000 гг. М., 2002.).

Так уже в предвоенные годы Институт заявляет о себе как центре изучения истории русской и зарубежных литератур, прежде всего творчества Горького, Пушкина, Лермонтова и Маяковского.

В годы Великой Отечественной войны 42 сотрудника Института - почти половина штатного состава - ушли на фронт - памятная доска с именами погибших установлена в фойе Института. Остальные сотрудники были эвакуированы в Ташкент, где под руководством Леонида Ипполитовича Пономарева (1885-1963), который был директором Института в 1940-1944 гг., активно вели научную, педагогическую и просветительскую деятельность. В Ташкент, и частично в Томск, были переправлены фонды музеев, Архива А.М.Горького, сектора рукописей и художественной иллюстрации. В Москве оставалась только библиотека.

В работе Института тех лет принимали участие прикомандированные к нему эвакуированные ленинградские литературоведы - члены-корреспонденты АН СССР В.Ф.Шишмарев, В.М.Жирмунский, Н.К.Пиксанов, а также В.П.Адрианова-Перетц, Б.С.Мейлах и др.

В Ташкенте продолжается работа по созданию "Историй" советской, английской и римской литератур, начаты подготовительные работы по написанию очерков истории среднеазиатских литератур - узбекской, туркменской, казахской, киргизской, таджикской, а также истории украинской и белорусской литератур. Пишутся книги о творчестве А.С.Пушкина, Л.Н.Толстого, А.П.Чехова. Составляется библиография произведений, отражавших события Великой Отечественной войны, и летопись литературной жизни военных лет.

Сразу же по приезде в Ташкент сотрудники Института включаются в преподавательскую работу: зав. кафедрами истории русской литературы становятся Д.Д.Благой и Б.В.Михайловский, читают спецкурсы Н.Л.Бродский, Л.И.Пономарев, М.А.Цявловский и др.

Сотрудники Института ведут и большую культурно-просветительную работу - они прочитали в самых разных аудиториях, в госпиталях и воинских частях более 750 лекций. Ученые ИМЛИ принимали участие и в сельскохозяйственных работах.

Летом 1943 г. Институт возвращается в Москву и постепенно восстанавливает, а затем и расширяет сферы своей научно-исследовательской деятельности. В 1944 г. в ИМЛИ работают сектора (отделы) – советской, русской, западной и античной литературы и две группы - по изучению творчества А.М.Горького и современного фольклора. В 1948-1949 гг. создается сектор литератур народов СССР, в 1952 г. – сектор теории литературы и эстетики и сектор текстологии. В 1953 г. группа современного фольклора преобразуется в сектор народного творчества народов СССР. В 1955 г. внутри отдела русской литературы формируется группа по изучению древнерусской литературы, а в 1957 г. внутри отдела зарубежных литератур - сектор литератур социалистических стран.

В 1975-1976 гг. на базе разросшегося к тому времени отдела зарубежных литератур создаются отделы - зарубежных литератур XX в., истории всемирной литературы, литератур стран Азии и Африки. По мере расширения тематики и проблематики исследований ряд секторов преобразуются в отделы - фольклора (1986), русской литературы конца XIX - начала XX вв. (1988), древнерусской литературы (1992), изучения и издания творчества А.М.Горького (1996).

С 1957 г. Институт издает журнал "Вопросы литературы" (совместно с Союзом писателей); в 1960 г. Институту передано "Литературное наследство", издание, пользующееся всемирной известностью, в 1990 г. создается издательство "Наследие".

Институт становится головным ведущим научным учреждением, осуществляющим - наряду с Институтом русской литературы (Пушкинский дом) АН СССР - координацию исследований в области теории и истории литературы в стране.

16 сентября 1982 г. за заслуги в развитии филологической науки и подготовке научных кадров Институт был награжден орденом Дружбы народов.

Директора Института: Л.Б. Каменев (1934), академик АН СССР И.К. Луппол (1935-1940), Л.И. Пономарев (1940-1944), академик АН СССР В.Ф.Шишмарев (1945-1947), члены-корреспонденты АН СССР А.М.Еголин (1947-1952), И.И.Анисимов (1952-1966), Б.Л.Сучков (1968-1974), доктор филологических наук Ю.Я.Барабаш (1975-1977), член-корреспондент АН СССР Г.П.Бердников (1977-1987), член-корреспондент АН СССР В.Р.Щербина (и.о.директора в 1966-1968 и 1974-1975 гг.), член-корреспондент РАН Ф.Ф.Кузнецов (1987-2005), академик РАН А.Б. Куделин (2005-2015). Заместителями директора по науке были Л.И.Пономарев (1944-1949), В.Я.Кирпотин (1945-1946), С.М.Петров (1948-1954), Н.М.Онуфриев (1950-1953), М.И.Фетисов (1953-1955), А.А.Петросян (1955-1970), А.Л.Дымшиц (1972-1975), П.В.Палиевский (1977-1995), А.С.Курилов (1989-1991), Е.Н.Лебедев (1995-1997), академик РАН Александр Борисович Куделин. Сегодня директор института - доктор филологических наук, профессор РАН Вадим Владимирович Полонский.

В Институте в разное время работали академики М.М.Покровский, Ю.Б.Виппер, М.Л. Гаспаров, С.С. Аверинцев, Б.Л. Рифтин, члены-корреспонденты С.И.Соболевский, Д.Д. Благой, Н.Ф. Бельчиков, П.А. Николаев, Л.И. Тимофеев, Г.И. Ломидзе, Л.Д. Громова, В.В. Новиков, Э.Р. Тенишев, В.М. Гацак, А.Д. Михайлов.

Сегодня среди сотрудников - академик А.Б. Куделин; члены-корреспонденты РАН Н.В. Корниенко, А.Л. Топорков, М.Л. Андреев. В Институте работают 74 доктора филологических наук и 91 кандидат наук.