Работа музея-квартиры А.М. Горького в праздничные дни

Выходные дни: 28, 29, 30 апреля, 1, 9, 10  мая.

11, 12  мая музей работает.

1 марта

1 марта с.г. в Пармском Государственном Университете (Università degli studi di Parma), Италия состоится защита диссертации Джорджии Римонди «Ритм становления. Символическая диалектика в философии музыки А. Ф. Лосева» (научный консультант – д.ф.н. Иванова Е.В. (ИМЛИ).

Предлагаем Вашем вниманию краткое содержание диссертации:

Настоящая исследовательская работа имеет целью определить основные черты философии музыки А.Ф. Лосева, которая рассматривается как часть более широкого философского размышления, и содержит в себе в то же время фундаментальное спекулятивное ядро. В общем, попытка дать общую картину лосевской мысли опирается на анализ происхождения и структуры мысли о музыке при помощи сравнения с источниками, лежащими в ее основе. Главной задачей у Лосева является решение проблемы взаимосвязи между смыслом и его выражением, в пределах которой содержится символическое измерение, опирающееся в своем развитии на многих предпосылках неоплатонической традиции в их православном переосмыслении. Лосевские размышления о связи между целым и частями, об антиномии конечности и бесконечности, понятие эйдоса восходят к той русской школе мысли, которая видит в целостности организма, в противоположности двойственности механизма, модель отношения смысловой сферы и действительности. Исходя из того, что между мыслью и реальностью размещается бытие смысловое, Лосев строит эйдетику, имеющую целью оправдать связь между материей и идеей, художественным фактом и его идеальным коррелятом. Таким образом, сфера выражения, следовательно, и музыкального выражения, структурирована на основе диалектики, в которой исходные противоположности преодолеваются в символе, выступающем в качестве трансцендентного посредника. В частности, исследуется метод, который применяется Лосевым при исследовании музыки, сочетающий в себе диалектику и феноменологию, чтобы затем остановиться на онтологических основах искусства и на взаимосвязи между музыкой и мыслью. Музыкальный опыт у Лосева служит почвой для открытия сферы осмысления и понимания. Кроме того, в рамках музыкального дискурса возникают более сложные вопросы, такие как вопрос об эстетической ценности музыкального переживания и о взаимосвязи между музыкальным выражением и онтологией, предполагающие специфическое представление о времени и числе. Исследование было разделено на три части: в первой главе дается общее введение в философию А.Ф. Лосева и выдвигаются на первый план основополагающие принципы его диалектики, состоящей из четырех начал. Во второй главе мы сосредоточились на анализе времени и эйдетического числа, как его логического обоснования. Следующая глава посвящена теме выражения и музыкальной формы как воплощения алогического становления, выражающегося в диалектике формы и бесформенности, бытия и небытия. Последний пункт был посвящен музыкальной теме в философской прозе Лосева 1930-х гг. В заключении приводятся результаты научно-исследовательской работы в московских архивах, в ходе которой были найдены некоторые доклады, прочитанные Лосевым в 1920-х гг. в ГАХНе, и которая позволяла разъяснить некоторые понятия, которые появляются и разрабатываются в работах по эстетике тех лет. Приложение к диссертации содержит итальянский перевод этих материалов.