Работа музея-квартиры А.М. Горького в праздничные дни

Выходные дни: 28, 29, 30 апреля, 1, 9, 10  мая.

11, 12  мая музей работает.

28 февр

28 февраля с.г. в университете Ла Сапиенца ("La Sapienza" University of Rome), Рим Италия состоится защита диссертации Джулии Ди Флорио «Играть всерьез. Советская детская литература и ее источники (1917-1934)» (научный консультант д.ф.н. Е.В. Иванова). 

Краткое содержание:

Целью диссертации является расширение диапазона исследования детской литературы с историко-критической точки зрения. На примере текстов Самуила Маршака и Корнея Чуковского делается попытка рассмотрения истоков развития поэтического творчества для детей в новой советской стране. 

Определение хронологических рамок (1917-1934) не случайно и связано с той важностью, которую придавали детской литературе в новом советском государстве. С 1917 года в России устанавливается новая политика, которая рассматривает ребенка как будущего нового человека, гражданина будущего, на котором концентрируются все усилия по воспитанию. Правительство, полагаясь на многочисленных критиков, учителей и педагогов, под руководством Надежды Константиновной Крупской, директора Главполитпросвета и ответственной за рассмотрение библиотечных фондов и каталогов, с одной стороны, разрабатывает серию мероприятий по распространению избранного чтения и школьного образования детей; с другой стороны, содействует и поддерживает создание новых произведений, предназначенных специально для первого пост-революционного поколения. В литературной ситуации 1920-х и 1930-х годов следует особо выделить две крупнейшие фигуры: С. Маршак и К. Чуковский, каждому из них посвящена специальная глава. Оба они сыграют одну из значительнейших ролей в развитие советской детской литературы.

Какими средствами располагали эти писатели для реализации собственного видения окружающего мира и культуры? В настоящей диссертации исследуются источники, из которых оба писателя черпали вдохновение для своего поэтического творчества, оказавшего огромное влияние на детей. Выясняется, что следуя социальному заказу, оба писателя подспудно сопротивлялись ему.

Важным аспектом становления писательского мастерства Чуковского и Маршака является круг их чтения: реконструируя состав личных библиотек писателей, можно понять их глубокое знание традиций как русской, так и западной (особенно английской) и лучших образцов современной им литературы. Анализ поэтических текстов 1917 – 1934 гг. демонстрирует некоторые первоначальные результаты. В первую очередь, на первый план выступает важность языкового фактора: язык поэзии для детей 1920-х годов характеризуется комплексным смешением традиции и новшеств, в котором народный фольклор объединяется с игрой зауми, а ритм английских и шотландских баллад с речитативом былин.