Работа музея-квартиры А.М. Горького в праздничные дни

Выходные дни: 28, 29, 30 апреля, 1, 9, 10  мая.

11, 12  мая музей работает.

Преподаватель курса: Касаткина Татьяна Александровна, доктор филологических наук, зав. Научно-исследовательского центра «Ф.М. Достоевский и мировая культура»

Важно! К началу занятий важно прочесть роман хотя бы один раз.

Аннотация курса: Курс посвящен аналитико-синтетическому чтению одного текста – романа Ф.М. Достоевского «Идиот». В процессе мы осваиваем роман – и осваиваем принцип аналитико-синтетического чтения. Мы будем заниматься не привычным «анализом текста», потому что это лишь одна сторона процесса, лишь половина дела, мы будем
пытаться заметить, вычленить – и затем собрать в единую картину, в задуманную автором конфигурацию элементы того образного языка, которым говорит с нами автор.
Аналитико-синтетическое чтение ориентировано на понимание автора. Мы будем учиться пониманию – и тому, как освободиться от наших проекций на текст, не
позволяющих нам увидеть в любом тексте культуры (равно как и в предстоящем нам человеке) больше того, что мы уже знаем.
8 занятий будут посвящены последовательному совместному глубокому чтению романа. Поскольку такое чтение предполагает способность связать элемент текста со всем текстом, увидеть концептуализированное автором слово в его сквозном движении – роман важно предварительно прочитать и перечитывать
частями к каждому занятию.
1 вводное занятие будет посвящено тому, как сам Достоевский видит теорию
восприятия искусства – и необходимым сведениям об истории создания «Идиота».

 

Запись на курс: в лист ожидания

Даты проведения: 3 октября – 31 октября 2023 г. (по вторникам и пятницам: с 19:00 до 22:00: 3, 6, 10, 13, 17, 20, 24, 27, 31 октября).

Срок обучения: 4,5 недели

Форма обучения: заочная (Zoom)

Объем программы: 72 часа

Слушатели: учителя средней школы, преподаватели вузов, студенты, магистранты, аспиранты и все интересующие литературой

Стоимость курса: 15 000 рублей

Документ о прохождении курсов: удостоверение о повышении квалификации установленного образца

Запись и подробная информация: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Создание конкурентоспособного на мировом уровне российского сектора исследований и разработок предполагает наличие развитой научной инфраструктуры. В Институте мировой литературы им. А.М. Горького РАН при финансовой поддержке Минобрнауки России в рамках федерального проекта «Развитие передовой инфраструктуры для проведения исследований и разработок в Российской Федерации» национального проекта «Наука» по Программе обновления приборной базы ИМЛИ РАН приобретены и введены в эксплуатацию:

в 2020 г. Интерактивный многофункциональный комплекс; Сетевое хранилище;

в 2021 г. Интерактивный многофункциональный комплекс; Сетевое хранилище; Программно-аппаратный комплекс обработки, хранения и вывода цифровых аналогов музейных коллекций и учетной документации; Видеостудийный комплекс.

в 2022 г. Комплекс серверного оборудования; Интерактивный многофункциональный комплекс; Комплекс создания и обработки научных знаний и информации.

 

Научные задачи, выполняемые на оборудовании

Сетевое хранилище для информационной базы архивных, музейных документов и изображений из фондов ИМЛИ РАН
Архивно-музейный комплекс (Отдел «Архив А.М. Горького», Отдел «Музей А.М. Горького», Отдел рукописей) в структуре Института занимает особое место. ИМЛИ РАН осуществляет хранение бесценных экспонатов и материалов по истории отечественной культуры (персональный фонд А.М. Горького, исключительные по полноте и объему фонды А.Н. Толстого, А. Платонова, С. Есенина, В. Маяковского, Д. Бурлюка, В. Хлебникова и др.) и европейских литератур (рукописи Гюго, Леконт-де-Лилля, Метерлинка, Гамсуна и мн. др.), рукописных книг XIX – XX вв., больших коллекций фотофондов. Академический литературный монографический музей А.М. Горького расположен в особняке на ул. Поварской (архитектор - Доменико Жилярди), мемориальный филиал - на Малой Никитской, в особняке, построенном Ф.О. Шехтелем (является выдающимся памятником архитектуры стиля модерн начала ХХ в.). В музейной коллекции: Личная Библиотека Горького (12 тыс. т.) и коллекция восточной миниатюрной скульптуры – нэцкэ и окимоно; коллекция книг с автографами М. Горького, А.П. Чехова, В.В. Розанова, В.Г. Короленко, А.А. Блока, И.А. Бунина, Л.А. Андреева, Б.Л. Пастернака, Д.С. Мережковского, М.И. Цветаевой, Н.С. Гумилева и др.

Задачи, которые позволяет решать современное оборудование:

– создание информационной базы данных оригинальных архивных и музейных документов, фотографий, изображений уникального мемориального фонда, системно воспроизводящих историю развития отечественной и зарубежной литературы, этапы формирования общественно значимых культурных процессов конца 19 – начала 20 в.;
– введение в научный оборот и обеспечение удаленного доступа к подлинным мемориям и экспонатам для организации просветительской и образовательной деятельности в сфере высшего и среднего гуманитарного образования.

Программно-аппаратный комплекс обработки, хранения и вывода цифровых аналогов музейных коллекций и учетной документации

– создание изображений высокого разрешения, копирование и сохранение уникальных экспонатов, оригинальных автографов и помет на мемориальных книгах, представляющих особую ценность для отечественной культуры;
– оформление экспозиционного пространства, подготовка выставок и публикаций;
– обеспечение наглядного справочного материала;
– создание и хранение цифровых копий учетных книг;
– заполнение и передача специальных информационных каталожных форм описания экспонатов коллекций согласно требованиям Государственного каталога Музейного фонда РФ с обязательным приложением сопровождающих изображений каждого экспоната.

Приборная база презентация html 258c81b2f7265862

 

Приборная база презентация html dc9834e51b401128 

Сетевое хранилище для информационной базы фольклорной коллекции ИМЛИ РАН

Фольклорная коллекция ИМЛИ РАН была сформирована по инициативе чл.-корр. РАН В.М. Гацака в конце 1990-х годов. В ее состав были включены фотографии, аудио- и видеозаписи фольклорных материалов сотрудников Института, а также материалы собирателей, которые передали свои записи специалистам. В настоящее время фольклорная коллекция содержит сотни часов аудио- и видеоматериала из различных регионов России и зарубежных стран (Китай, Австралия, Уганда, Украина, Молдавия, Белоруссия и др.), записанного на аналоговые носители, самые ранние из которых относятся к 1960-м годам. Цифровой архив начал формироваться только в 2000-е годы. Ежегодно фольклорная коллекция пополняется материалами полевых исследований сотрудников Отдела фольклора ИМЛИ РАН.

Информационная база позволит систематизировать материалы фольклорной коллекции, сделает их доступными для исследователей фольклора (в том числе прослушивание и просмотр в удаленном режиме), сохранит уникальные записи традиционного фольклора нганасан, семейских (старообрядцев) Забайкалья, русского старожильческого населения Сибири, китайских русских Хулунбуира (КНР) и других народов.

Приборная база презентация html bf337f4df48409ed

 

Видеостудийный комплекс

– оцифровка аналоговых аудио- и видеозаписей для Информационной базы фольклорной коллекции;
– обработка и комплексный анализ аудиовизуального материала фольклорной коллекции;
– качественная фиксация современного состояния традиционного фольклора народов России и зарубежных стран;
– разработка методики и проведение экспериментальной мультимедийной текстологии фольклора.
Программа поддержки приборной инфраструктуры научных организаций высшей категории продолжается. Работа над обновлением приборной базы в ИМЛИ РАН проводится постоянно. С использованием оборудования за последние три года подготовлено свыше 200 статей в ведущих зарубежных и отечественных изданиях.

Интерактивный многофункциональный комплекс

 Приборная база презентация html 3d62100fce419ef8

Приборная база презентация html 18617f3735309f9b

Приборная база презентация html cdd6a68cb946acc6

Приборная база презентация html f37bd4ce76e30a5

Преподаватель курса: Касаткина Татьяна Александровна, доктор филологических наук, зав. Научно-исследовательского центра «Ф.М. Достоевский и мировая культура»

Аннотация курса: Я – Татьяна Касаткина, автор книги о субъект-субъектном методе чтения («Достоевский как философ и богослов: художественный способ высказывания») и мой курс посвящен обучению аналитико-синтетическому чтению текстов образной структуры: литературных, изобразительных, кино, театральных. Мы увидим, что в основе их понимания лежат одни и те же процессы восприятия и установления внутренних и «внешних» связей их элементов. Мы будем говорить не об анализе текста, потому что это лишь одна сторона процесса, лишь половина дела, мы будем говорить о том, как вычленить и затем собрать в единую картину, в задуманную автором конфигурацию те элементы образного языка, каким говорит с нами автор. И в этом курсе мы сделаем упор на практику чтения, на работу с конкретными текстами, как совместную, так и индивидуальную. Теория будет вплетаться в практику, проясняться практикой, развиваться нами совместно в процессе практики. Поэтому предложенная здесь программа – это не столько названия конкретных занятий (хотя мы будем придерживаться предложенной последовательности), сколько направления нашей работы. Поскольку обучение практикоориентированное, предполагаемое количество участников 1 группы – не более 20 человек. После каждого занятия будет практическое домашнее задание.

 

Программа курса

Запись на курс: в лист ожидания 

Даты проведения: 27 января – 24 марта 2023 г. (по пятницам: с 18:00 до 21:10 или с 19:00 до 22:10)

Срок обучения: 9 недель 

Форма обучения: заочная (Zoom)

Объем программы: 72 часа

Слушатели: учителя средней школы, преподаватели вузов, студенты, магистранты, аспиранты и все интересующие литературой

Стоимость курса: 15 000 рублей

Документ о прохождении курсов: удостоверение о повышении квалификации установленного образца

Запись и подробная информация: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

 

Преподаватели курса:

Озкан Вероника Борисовна, доктор филологических наук, ведущий научный сотрудник Отдела литератур Европы и Америки Новейшего времени;

Кофман Андрей Федорович, доктор филологических наук, зам. директора по науке, главный научный сотрудник Отдела литератур Европы и Америки Новейшего времени;

Коровин Андрей Викторович, кандидат филологических наук, старший научный сотрудник Отдел классических литератур Запада и сравнительного литературоведения;

Гумерова Анна Леонидовна, кандидат филологических наук, старший научный сотрудник Отдела теории литературы;

Сергеева Валентина Сергеевна, кандидат филологических наук, старший научный сотрудник Отдела теории литературы.

 

Тематический план

Даты проведения: ноябрь 2022 г.

Запись на курс: ведется

Срок обучения: 3-4 недели (по 2-3 занятия в неделю)

Форма обучения: заочная (Zoom)

Объем программы: 72 часа

Слушатели: учителя средней школы, преподаватели ссузов и вузов, магистранты, аспиранты и все интересующие литературой

Стоимость курса: 15 000 рублей

Документ о прохождении курсов: удостоверение о повышении квалификации установленного образца

Запись и подробная информация: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Курс «Теория и практика творчества: как сделана литература фэнтези» посвящен литературе фэнтези от второй половины ХХ века до наших дней. Задача курса – дать представление о том, как читать и изучать фэнтези, в чем его традиции и новаторство, каковы внутренние законы этого сверхпопулярного жанра. Слушатели познакомятся с традициями фантастики в европейской литературе, историей фантастических жанров и характерными чертами, присущими жанру фэнтези; в рамках курса будет производиться анализ знаковых произведений современного фэнтези.

Преподаватели курса: Гумерова Анна Леонидовна, кандидат филологических наук, старший научный сотрудник Отдела теории литературы; Сергеева Валентина Сергеевна, кандидат филологических наук, старший научный сотрудник Отдела теории литературы.

 

Тематический план

Запись на курс: ведется до 4 декабря 2023 г.

Даты проведения: 6 – 22 декабря 2023 г. (по средам и пятницам) в вечернее время

Срок обучения: 3 недели 

Форма обучения: заочная (Zoom)

Объем программы: 72 часа

Слушатели: учителя средней школы, преподаватели вузов, магистранты, аспиранты и все интересующие литературой

Стоимость курса: 10 000 рублей

Документ о прохождении курсов: удостоверение о повышении квалификации установленного образца

Запись и подробная информация: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

 

Для зачисления необходимы следующие документы:

  • заявление;
  • копия паспорта;
  • копия диплома о среднем профессиональном или высшем образовании с приложением к диплому;
  • копия свидетельства о браке или смене фамилии (имени, отчества) (если ФИО в паспорте не совпадает с ФИО, указанными в документах об образовании);
  • копия документа об оплате образовательной услуги;
  • договор в 2-х экземплярах;
  • заявление на отправку документа о повышения квалификации почтой (для иногородних слушателей).

1. Сведения о проверках 2014 г.

2. Сведения о проверках 2015 г

3. Сведения о проверках 2016 г.:

Вложение 1,

Вложение 2

4. Сведения о проверках 2017 г.:

Вложение 1,

Вложение 2,

Вложение 3,

Вложение 4

Вложение 5,

Вложение 6

5. Сведения о проверках 2018 г.:

Вложение 1,

Вложение 2,

Вложение 3,

Вложение 4

6. Сведения о проверках 2019 г.:

Вложение 1,

Вложение 2,

Вложение 3,

Вложение 4

7. Сведения о проверках 2020 г.

8. Сведения о проверках 2021 г.:

Вложение 1,

Вложение 2

Нормативные правовые и иные акты в сфере противодействия коррупции

Антикоррупционная политика ИМЛИ РАН

Кодекс этики и служебного поведения работников ИМЛИ РАН

Стандарт антикоррупционного поведения работников ИМЛИ РАН

Положение об урегулировании конфликта интересов

Формы документов, связанных с противодействием коррупции, для заполнения

План мероприятий по противодействию коррупции на 2019 г.

План мероприятий по противодействию коррупции на 2018 г.

План мероприятий по противодействию коррупции на 2017 г.

Сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера

Сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера (XLS)

Сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2021 год (XLS)

 

Официальное название института:

Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт мировой литературы им. А.М. Горького Российской академии наук.

Названия института для корректной аффилиации при публикации статей сотрудников ИМЛИ в журналах Web of Science и Scopus:

Институт мировой литературы им. А.М. Горького Российской академии наук (ИМЛИ РАН),

A.M. Gorky Institute of World Literature of the Russian Academy of Sciences.

Другие возможные названия для поиска по статьям в базах WoS и Scopus.

A. M. Gorkii Institute for World Literature

A.M. Gorky Institute of World Literature

Department of the Institute of World Literature

Gorki Institute of World Literature

Gorky Institute of World Literature

Institute of World Literature

Institute of World Literature of the Russian Academy of Sciences

Maxim Gorky Institute of World Literature

 

Телефон: +7 (495) 690-50-30

 

Реквизиты Института:

ВНИМАНИЕ! С 29 ноября 2023 г. изменились реквизиты Института 

Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт мировой литературы им. А.М. Горького Российской академии наук (ИМЛИ РАН)
 

В УФК по г.Москве

Номер казначейского счета - 03214643000000017300

л/сч. 20736Ц44570 БАНК: ГУ БАНКА РОССИИ ПО ЦФО//УФК ПО Г. МОСКВЕ г. Москва

БИК 004525988

Р/сч 40102810545370000003

ИНН Института 7704067847

КПП 770401001

Юридический адрес 121069, г. МОСКВА, ВН.ТЕР.Г. МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ОКРУГ АРБАТ, УЛ. ПОВАРСКАЯ, Д. 25А, СТР. 1

ОКВЭД 72.20

ОКПО 02699286

ОКТМО 45374000

Телефон бухгалтерии +7 (495) 690-34-32

e-mail бухгалтерии: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

 

Особняк на Малой Никитской, в котором расположен Музей-квартира А.М.Горького, является памятником архитектуры стиля модерн начала ХХ в. Дом построен по проекту выдающегося русского зодчего Ф.О. Шехтеля в 1900–1902 гг. для промышленника и мецената Ст.П. Рябушинского.

Блестящий архитектор серебряного века Федор Осипович Шехтель (1859 - 1926) много строил в Москве. В обширном наследии зодчего особняк на Малой Никитской, пожалуй, самое известное и совершенное творение. Создавая художественный облик дома, Федор Осипович созидал особый мир. Используя распространенные символы и знаки, некую сумму художественных стилевых примет, он стремился научить людей языку модерна. Так, в жизнь человека постепенно входила орнаментальная азбука: подсолнух — солнце; орхидея, лилия — трагедия, гибель; дерево — рай; роза и нарцисс — чистая красота; маки — сон, дождь — просветление и т.д. У Шехтеля орнамент, помимо чисто декоративной функции, создавал необходимое настроение, определяя внутренний музыкальный ритм всего строения. 

Шехтелевский особняк на Малой Никитской

В обработке интерьеров участвовал архитектор И.А. Фомин; витражи и мозаика фасадов выполнены мастерской В.М. Виноградова.

После революции 1917 г. здесь размещались Госиздат, Психоаналитический институт с лабораторией, детский сад, ВОКС и др.

В 1931 г. дом был предоставлен известному писателю Максиму Горькому. Этот дом не был выбран писателем и не был им любим. Готовясь к возвращению на родину, писатель думал об обычной квартире, в которой могла бы разместиться его большая семья. Роскошный особняк в стиле модерн не рассматривался им в качестве подходящего жилья. Этот стиль, получивший распространение в Москве и Петербурге на рубеже веков, не был близок художественному мировосприятию Горького. За два месяца до приезда, обеспокоенный доходящими до него слухами, Алексей Максимович написал секретарю: «... для Горького ремонтируется какой-то дворец или Храм Христа на берегу Москвы-реки... Мое поселение во дворце или во храме произведет справедливо отвратительное впечатление на людей, которые адски работая, обитают в хлевах. Это будет нехорошо не только лично для меня. По сей причине я убедительно прошу: вопрос о вселении моем во дворцы не решать до моего приезда». 

Тем не менее, в доме закончили ремонт, поставили необходимую мебель и прямо с Белорусского вокзала привезли Горького на Малую Никитскую. 

По воспоминаниям современников, бывавших здесь, писатель не раз повторял, что хозяин дома не он, а Моссовет. Многие считали, что Горькому шехтелевский особняк «не подходит». Это почувствовал Ромен Роллан, утверждавший: «Горький не вписывается в эти декорации». 

Понемногу Алексей Максимович привык к особенностям своего последнего дома, к расположению комнат: из гостиной с огромным окном можно пройти в библиотеку, с пола до потолка заполненную книгами — главным богатством писателя; через полутемную парадную прихожую, огромным зеркалом отражающую массивную входную дверь — в кабинет, комнату, которую, по словам С. Маршака, хозяин как будто всегда возил с собой. Увидев впервые спальню, Горький в шутку назвал «спальней балерины». Тихая комната, окнами во двор, где Горький любил почитать «на сон грядущий». Знаменитой лестницей Шехтеля, по которой так любят ходить гости дома сегодня, Горький не пользовался, — из- за болезни он не поднимался на второй этаж, где жила семья сына — Максим Алексеевич с женой Надеждой Алексеевной и дочерьми Марфой и Дарьей, а также близкие семье люди: медсестра О.Д.Черткова, художник И.Н. Ракицкий, воспитательницы внучек. 

При Горьком дом на Малой Никитской превратился в культурный центр Москвы, настоящий писательский клуб, настолько частыми и многолюдными бывали здесь встречи писателей и деятелей искусства. Особняк украшает доска с надписью: А.М. Горький жил здесь с 1931–1936 гг. Этот период оказался для писателя очень насыщенным и очень драматичным. Здесь Горький много работал, чувствуя, что силы уходят, торопился завершить задуманное. Массу времени отнимали общественные обязанности, встречи, чтение чужих рукописей. За три месяца до смерти Горький написал, что боится «только одного: остановится сердце раньше, чем я успею кончить роман». В этом доме Горький пережил самое трагическое событие своей жизни — смерть любимого сына Максима. Здесь как председатель оргкомитета готовил первый Всесоюзный съезд писателей; работал над «Жизнью Клима Самгина»; написал пьесы «Егор Булычев и другие», «Достигаев и другие», второй вариант «Вассы Железновой»; отвечал на письма, занимался издательскими проектами, встречался с Бернардом Шоу и с Роменом Ролланом; художниками, музыкантами, артистами, начинающими литераторами, видевшими в нем учителя. Последний раз Горький был на Малой Никитской 27 мая 1936 г.

После многолетних усилий вдовы и невестки писателя — Екатерины Павловны и Надежды Алексеевны Пешковых по решению правительства в 1961 г. дом был передан Академии наук СССР для организации в нем мемориального музея. Открытие филиала Музея А.М.Горького РАН — мемориальной квартиры — состоялось 28 мая 1965 г. Надежда Алексеевна Пешкова оставалась в доме вплоть до своей кончины в январе 1971 г. В 1977–1983 гг. произведены капитальный ремонт и реставрация здания.

Дом сохранил свой архитектурный облик, уникальную мраморную лестницу-волну со светильником медузой, оригинальные цветные витражи, стеклянный потолок, подлинные резные деревянные двери и паркет. В 1977–1983 гг. произведены капитальный ремонт и реставрация особняка.

 

Архитектура

Дом князя Сергея Сергеевича Гагарина построен архитектором Доменико Жилярди в начале 20-х годов XIX века в период, послепожарной Москвы.

Это один из самых совершенных образцов стиля русского классицизма. Особняк расположен свободно, легко обозреваем. Он несколько отступает от красной линии - тротуара, отодвинут в глубь двора.

Рустованные стены первого этажа имитируют каменную кладку с гладкой лицевой коверностью, имеют вид цоколя.

Веерные замковые камни над дверями о окнами украшены львиными масками-горельефами. Центральный выступ фасада - ризалит - на уровне второго этажа прорезан тремя глубокими арками с широким полукружным обрамлением - архивольтом. В каждой арке по две дорических колонны, капители которых держат балку-архитрав. Над ними - орнаментальные вставки-горельефы с изображением орлов и лавровых венков.

Треугольная плоскость фронтона - свободна от декора. А горизонтальная полоска фриза, наоборот, обильно украшена рельефами.

Едва проступает плоский купол на центральной оси здания.

Три простых, скромных двери в центре главного фасада ведут в вестибюль-сени. Здесь тяжелые, приземистые дорические колонны создают ощущение устойчивости, прочности, надежности здания. Парадная лестница из вестибюля поднимается на небольшую площадку, откуда уже двумя маршами приводит на обширную лестничную площадку, превращенную в парадный, торжественный, нарядный аванзал. Ощущение простора, устремленности ввысь создает здесь высокие парусные своды, которые сходятся к небольшому фонарику - источнику дневного освещения аванзала и парадной лестницы.

Все четыре стены аванзала прорезаны высокими, крупномасштабными арками с декоративным обрамлением - архивольтом. В каждой арке колонны конического ордера поддерживают богато орнаментированный архитрав, на котором располагается скульптурная группа Аполона и муз.

Лестничную площадку по периметру обрамляют металлическая ажурная решетка с четырьмя тумбами, которые высоко вверх поднимают светильники - источники искусственного освещения. В решетку вмонтированы вставки-рельефы из позолоченной бронзы с изображением античной маски.

Слева от аванзала вход в танцевальный зал - самое большое помещение особняка. Здесь конические колонны и пилястры - не только лучшее украшение зала, но важный элемент несущей конструкции помещения площадью в 200 кв. метров и высотой в 6 метров. Праздничность, нарядность придает залу и сплошная лента лепного орнамента, опоясывающая его по периметру.

Прямо от аванзала вход в самую красивую анфиладу зал или "открытых гостиных", протянувшуюся вдоль главного фасада дома. Это три смежных помещения, разделенных парными колоннами конического ордера. Средняя гостиная несколько больше боковых, которые почти равновелики.

"Открытые гостиные" и локальны, и едины в обширном, свободном, объединяющем их и влекущем вперед пространстве.

Справа от аванзала - вход в анфиладу комнат по боковому фасаду. Самая примечательная - "каминный зал" или "парадный кабинет". Три больших арочных окна, поставленный низко, почти у пола, образуют полукруглый эркер - "фонарь" - мощный источник освещения. Эта "световая часть" кабинета отделена от остальной - большей площади комнаты сдвоенными коническими колоннами.

Крупные круглые лепные медальоны на потолке эркера и широкая лента насыщенного орнамента, опоясывающая весь кабинет, делает его элегантным, нарядным, изысканным. Но главное его украшение - большой беломраморный камин с высоким зеркалом.

На боковых стенах камина - барельефные изображения крылатых женских фигур на шаре и с лавровым венком в руке. Это традиционная для Жилярди деталь декора - аллегорические символы крылатой Победы или России.

В центре, вверху - сложная композиция: медальоны с головой лошади, рога изобилия, триумфальное шествие колесницы, грифоны...

Из кабинета - вход в парадную спальню. Только здесь появляются колонны коринфского ордера высокие, статные, легкие, с тщательно проработанными изысканными капителями. Они разделяют собственно спальню-альков и уборную-гардеробную. Здесь коробовый свод расписан гризалью, имитирует скульптурный декор - венки, факелы, розетки, лифы…

Две застекленных двери (они же - окна) выводят на просторный балкон, обращенный в сад. Ажурная металлическая решетка балкона не мешает ощущению живой природной среды - того "зеленого" окружения, пасторальности, лиричности, домашнего уюта, приветливости, которые были присущи московским особнякам начала XIX века.

Фото архитектурных деталей особняка на Поварской можно увидеть здесь.

Исторические лица

Доменико Жилярди

Доменико ЖилярдиДоменико Жилярди - выходец из итальянского кантона Швейцарии, самый талантливый из династии зодчих Жилярди. Двадцать лет самозабвенного труда отдал он на благо Москвы. Оканчивал Московский университет великого М.Ф.Казакова, пострадавший в пожаре 1912 года. Перестраивал и строил заново такие знаменитые здания в Москве как Вдовий дом в Кудрине (ныне университет усовершенствования врачей), Екатерининский институт на Божедомке (ныне Центральный Дом Российской армии), Опекунский Совет Воспитательного дома на Солянке (ныне Президиум Российской Академии медицинских наук), Дом Луниных на Никитском бульваре (ныне - Музей народов Востока), усадьба Усачевых-Найденовых на склоне реки Яузы (ныне Центр спортивной медицины) и др.

Таков был успешный градостроительный опыт Д.Жилярди, прежде, чем он взялся за особняк С.С.Гагарина и создал обще признанный образец русского классицизма, вошедший в историю мирового зодчества.

 

 

Сергей Гагарин

Сергей Гагарин Сергей Сергеевич Гагарин - заказчик постройки, первый владелец особняка - из известного в России княжеского рода, потомок екатерининских вельмож. Он был страстно увлечен постройкой особняка, вкладывал в него громадные душевные силы, энергию, средства. Но не успел завершить отделочные работы, обустроить дом, пожить в нем. Денежные затруднения вынудили его продать особняк.

Последовавшие затем разные владельцы дома - недолговременные и случайные - не задерживают внимания.

Из всей истории дома и его обитателей в так называемый "догорьковский" период следует выделить только "Управление государственного коннозаводства", которое предоставляло особняк для проживания своим управляющим. В их числе - в 1875 году в особняке поселился Заведующий Московским отделением коннозаводства генерал-майор Леонид Николаевич Гартунг. И вместе с ним хозяйкой в этот дом вошла старшая дочь А.С.Пушкина - Мария Александровна.

 

 

Мария Гартунг

Мария ГартунгФотография с портрета М.А.Пушкиной-Гартунг, написанного в середине 60-х годов академиком живописи И.К.Макаровым и сегодня украшает парадный кабинет ("каминный зал") и останавливает внимание каждого. (Подлинник в Государственном Музее Л.Н.Толстого).

Здесь изображение М.А.Пушкиной вполне на месте - как знак памяти дочери поэта и бессмертия ее в литературной жизни - в романе Л.Н.Толстого "Анна Каренина".

Именно в середине 60-х годов, когда писался портрет, Л.Н.Толстой встретился с Марией Александровной на одном из балов в Туле, увидел ее такой, какая она на портрете. И запечатлел конкретные характерные признаки ее исключительной внешности в образе главной героини романа. В портрете Анны он отмечает "своевольные, короткие колечки курчавых волос… на затылке и висках", "точеные… плечи", "руки с тонкой кистью", "породистость"…

Жизнь М.А.Гартунг на Поварской была непродолжительной и закончилась драматически.

В октябре 1877 года Л.Н.Гартунг был обвинен судом присяжных в хищении государственных средств. Он застрелился прямо в здании суда, оставив записку с клятвенным уверением в своей невиновности.

И опять-таки Л.Н.Толстой, хотя и двадцать лет спустя, творчески использовал этот трагический эпизод - подлинный жизненный факт -в драме "Живой труп" в сцене самоубийства Федора Протасова.

А Ф.М.Достоевский сразу же - вслед трагедии - взволнованно откликнулся на нее статьей "Самоубийство Гартунга", вошедшей в "Дневник писателя", как серьезная критика Российской судебной системы.

С 1937 года Дом на Поварской связан с именем Горького - Музеем, Архивом писателя, а также ИМЛИ - крупнейшим научно-исследовательским центром филологической науки России, основанным по инициативе Горького и носящий его имя.

Публикации по истории дома

Иокар Л. Н., Тимофеева Н. М.Иокар Л. Н., Тимофеева Н. М.

Улица Воровского, 25а: Путеводитель. — М.: Моск. рабочий, 1987. — 93 с, ил. — (Биография московского дома).

Аннотация: Дом № 25а по улице Воровского входит в золотой фонд архитектурного наследия Москвы. Это творение замечательного архитектора Доменико Жилярди создано в 20-е годы прошлого века. Читатель узнает об истории Поварской слободы.Вторая часть книги подробно рассказывает об истории создания и экспозиции Музея А. М. Горького, об Институте мировой литературы имени А. М. Горького, которые разместились сейчас в отреставрированном здании.