Работа музея-квартиры А.М. Горького в праздничные дни

Выходные дни: 28, 29, 30 апреля, 1, 9, 10  мая.

11, 12  мая музей работает.

Архив событий

22 сентября 2015 г., во вторник, в 16-00 в ИМЛИ в комнате № 13 состоится круглый стол «Творческий метод Дж.Р.Р. Толкина как способ конструирования мира» к 60-летию издания романа-эпопеи Дж.Р.Р. Толкина «Властелин Колец». 

Уважаемые коллеги, дорогие друзья!

 

22 сентября 2015 г., во вторник, в 16-00 в ИМЛИ в комнате № 13 состоится круглый стол «Творческий метод Дж.Р.Р. Толкина как способ конструирования мира» к 60-летию издания романа-эпопеи Дж.Р.Р. Толкина «Властелин Колец». Круглый стол проходит в рамках семинара отдела теории «Чтения по композиции текста».
Организаторы – сотрудники отдела теории ИМЛИ Гумерова А.Л., Сергеева В.С.

На круглом столе будут обсуждаться следующие темы:

1. Истоки творчества Толкина.
Основной доклад Светланы Лихачевой (МГЛУ): "Европейские эпосы и авторский легендариум: механизмы мифотворчества".
Успех Дж.Р.Р. Толкина как писателя многим обязан филологическим познаниям Толкина-ученого; профессиональное освоение эпических традиций прошлого позволило автору создать собственный эпос.
От анализа древних текстов, подготовки критических изданий и переводов («Сэр Гавейн и Зеленый Рыцарь»,
«Перл», «Беовульф»), через «сиквел» («Возвращение Беорхтнота») и «заполнение лакун» в германских эпосах автор приходит к созданию собственной мифологии,
прочно укорененной в подлинной традиции. Важной вехой на пути от научной работы с текстами к самостоятельному творчеству для Толкина становятся
«вне-ардовские» тексты: «Возвращение Беорхтнота сына Беортхельма» как продолжение древнеанглийской поэмы «Битва при Мэлдоне», «дописывание» недостающих эпизодов «Старшей Эдды»
(«Новая песнь о Вельсунгах» и «Новая песнь о Гудрун»), пересказ-переосмысление артуровского мифа
(«Гибель Артура»). Развивая возможности текстов оригинала, Толкин становится полноправным соавтором безымянных поэтов и хронистов и придает
авторитетности собственному авторскому легендариуму, вписывая его в существующую, освященную временем традицию.

2. Художественный мир Толкина.
Основной доклад Екатерины Лебедевой (ИА РАН) "Властелин колец: от легенды к тексту и от текста к легенде"
Уникальность текстов Дж.Р.Р. Толкиена - во многом в проработке описанного им
мира, в количестве описывающих его текстов - в том числе таких текстов, которые трудно вписать в традиционные жанры художественной литературы. К моменту начала работы над
романом «Властелин колец» этот мир во многом уже был продуман и прописан — поэтому нельзя сказать, что во «Властелине колец» создается иллюзия целого мира, стоящего за рассказанной историей.
При этом написанный роман порождает обратную волну – написанное в нем влияет на прочие «средиземские» сюжеты, которые в том или ином виде существовали до романа. Одно из явлений
"обратной волны" - истории, которые дораскрываются и дорассказываются в письмах Дж.Р.Р. Толкина.

3.Фэнтези после Толкина.
Основной доклад Валентины Сергеевой (ИМЛИ РАН) "Сотворение мира в фанфиках и литературе фэнтези".
Доклад посвящен проблеме создания художественного мира в литературе фэнтези как отдельного от «здешней реальности» феномена, различным средствам его описания (через события сюжета, авторскую историографию, внутренние цитаты и т.д.) и условиям достоверности. Как непременный компонент мира фэнтези рассматривается магичность. На примере текстов фэнтези представляется возможным проследить связь авторского «миросоздания», в разных вариантах его восприятия, с проблемой художественного творчества вообще.