Работа музея-квартиры А.М. Горького в праздничные дни

Выходные дни: 28, 29, 30 апреля, 1, 9, 10  мая.

11, 12  мая музей работает.

Архив событий

АСПИРАНТУРА ИМЛИ РАН
ВСТУПИТЕЛЬНЫЕ ЭКЗАМЕНЫ
Внимание абитуриентов!
Вступительный экзамен по философии в аспирантуру ИМЛИ РАН состоится 15 октября 2015 года в ИМЛИ РАН (аудитория № 35, Каминный зал). Начало экзамена в 11.00. Явка всех абитуриентов к началу экзамена строго обязательна!

 

Внимание абитуриентов!

Вступительный экзамен по философии в аспирантуру ИМЛИ РАН

состоится 15 октября 2015 года

в ИМЛИ РАН (аудитория № 35, Каминный зал).

Начало экзамена в 11.00.

Явка всех абитуриентов к началу экзамена строго обязательна!

 

Состав экзаменационной комиссии:

Стеценко Екатерина Александровна - д.ф.н., зам. Директора по науке ИМЛИ РАН;

Киселева Марина Сергеевна – д.филос.н., профессор, Зав.сектором Методологии междисциплинарных исследований человека ИФ РАН

Шульга Елена Николаевна – д.филос.н., в.н.с. сектора Эволюционной эпистемологии ИФ РАН

Надъярных Мария Федоровна – к.ф.н., с.н.с. отдела Теории ИМЛИ РАН

(приказ ВРИО Директора ИМЛИ РАН А.Б.Куделина № 9-а от 15 сентября 2015 г.).

 

Программа вступительного экзамена по философии в аспирантуры институтов РАН

(http://iph.ras.ru/page50696093.htm):

 

Вопросы к вступительному экзамену по философии в аспирантуры системы РАН:

Роль античной философии в становлении научной рациональности;

Основные философские школы Древней Греции;

Философское учение Сократа;

Основные положения философии Платона;

Система философии Аристотеля;

Истины веры и истины знания в философии Фомы Аквинского;

Философское учение Отцов Церкви (патристика);

Особенности научного знания в эпоху схоластики (Р.Бэкон, Д.Скотт, У.Оккам);

Гуманизм философии эпохи Возрождения;

Научная революция XVI-XVII вв. и ее влияние на философию Нового Времени (Н. Кузанский, Н. Коперник, Дж. Бруно, Г. Галилей, И. Ньютон);

Картезианский рационализм. Учение Декарта о научном методе;

Эмпиризм Ф. Бэкона и его роль в становлении науки Нового Времени;

Особенности эмпиризма в философии Т. Гоббса и Дж. Локка;

Проблема познания в философских учениях Дж. Беркли и Д. Юма;

Философия французского Просвещения XVIII в. (Вольтер, Ж.-Ж. Руссо, Ш. Монтескье);

Философская и научная программа В.Г. Лейбница;

Метафизический монизм и рационализм Б. Спинозы. Этика;

Учение И. Канта о познании («Критика чистого разума»);

Наукоучение И. Фихте. Философия природы Ф.Шеллинга;

Учение о духе и диалектика Г.Ф.В. Гегеля.

Неогегельянство;

Проблема методологии в философии неокантианства;

Позитивизм (О. Конт, Дж.С. Милль, Г. Спенсер);

Неопозитивизм Венского кружка (Р. Карнап, М. Шлик, А. Нейрат, Ф. Франк);

Основные проблемы философии экзистенциализма;

Американский прагматизм (Ч. Пирс, У. Джемс, Дж. Дьюи);

«Философия жизни» и ее основные проблемы;

Феноменология Э. Гуссерля;

Структурализм и постструктурализм;

Язык и мышление. Философия языка;

Социальная философии Франкфуртской школы (Т. Адорно, Ю. Хабермас);

Философские идеи классического психоанализа (З. Фрейд). Неофрейдизм;

Философская герменевтика (Ф. Шлейермахер, Г.-Г. Гадамер);

Неотомизм в контексте диалога религии и науки;

Персонализм и его вклад в учение о человеке ХХ в.;

Основные концепции философии постмодернизма;

Арабо-мусульманская философия (периодизация, школы, персоналии);

Периоды и школы индийской философии;

Основные направления философской мысли Древнего Китая (периодизация, школы);

Компаративистский подход к проблеме философского диалога «Запад-Восток»;

Проблема человека в русской философии XIX–XX вв. (на примере персоналий по выбору);

Проблема «Россия-Запад» в философии XIX в. Западники и славянофилы;

Основные направления русской философии XIX – начала ХХ вв.;

Философия всеединства В. Соловьева;

Философские идеи русского космизма (Н.Ф. Федоров, К.Э. Циолковский, В.И. Вернадский, А.Л. Чижевский);

Русская религиозная философия ХХ в.;

Предмет и функции философии. Структура философского знания;

Философия в системе культуры. Мировоззренческая функция философии.

Уровни научного исследования: эмпирическое и теоретическое. Методы и формы эмпирического познания. Теоретический уровень познания;

Проблема истины в научном и философском знании;

Категория бытия в философии. Онтология и метафизика;

Классическая и неклассическая эпистемология;

Проблема сознания в философии. Роль науки в исследовании сознания;

Природа как объект философского знания. Природа и общество;

Основные проблемы философии истории;

Понятие социальной структуры. Проблема социальной справедливости;

Роль экономической жизни в развитии культуры и цивилизации;

Духовная жизнь общества. Понятие общественного сознания;

Человек как предмет философского анализа;

Духовный мир человека и проблема становления личности;

Культура и цивилизация. Особенности развития современной цивилизации;

Философские проблемы этногенеза;

Социальный прогресс. Концепции устойчивого развития;

Социально-философские проблемы глобализации;

Эстетический идеал современности и проблема прекрасного;

Проблемы морали. Особенности современного нравственного сознания;

Искусство как форма духовной деятельности;

Представления о совершенном человеке в различных культурах. Смысл человеческого бытия;

Свобода и ответственность человека и общества. Этика ненасилия;

Понятие ценности и его роль в познании.

Литература:

Философия. Учебник / Под ред. А.Ф. Зотова, В.В. Миронова, А.В. Разина. - М.: Академический Проект, 2003;

Философия. Учебник / Под ред. В.Д. Губина, Г.Ю. Сидорина. Третье изд. - М.: Гардарики, 2003;

Б. Рассел. История Западной философии. - М., 1993;

Д. Антисери и Дж. Реале. Западная философия от истоков до наших дней. Т. 1-4. - СПб., 1993–1997;

Новая философская энциклопедия. - М., 2004.

 

Консультации перед вступительными экзаменами не проводятся.

Пересдача вступительных экзаменов не допускается. Сданные вступительные экзамены действительны в течение календарного года.