Чекалов Кирилл Александрович

 доктор филологических наук

заведующий отделом классических литератур Запада и сравнительного литературоведения

Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Биография

Родился 1 мая 1959 г. в Москве. В 1981 г. окончил филологический факультет МГУ имени М. В. Ломоносова, романо-германское отделение, там же в 1984 году защитил кандидатскую диссертацию по теме «Роман Оноре д'Юрфе «Астрея»: метод и традиция». В 2002 г. в ИМЛИ РАН защитил докторскую диссертацию по теме «Маньеризм во французской и итальянской литературах».

Работал в НИО «Информкультура» Государственной библиотеки СССР имени В.И. Ленина, затем в редакции журнала «Искусство» (1987-1993). Сотрудник ИМЛИ РАН с 1993 г. С мая 2006 г. – и. о. заведующего отделом классических литератур Запада и сравнительного литературоведения, с февраля 2009 г. – заведующий отделом. Автор более 200 научных публикаций по литературоведению, искусствознанию, лексикологии и культурологии.

Основные темы научных исследований: французская и итальянская литература эпохи Возрождения и барокко, история массовой литературы во Франции и ее восприятие в России, проблемы перевода.

Ключевые слова: роман, новелла, Возрождение, маньеризм, барокко, романтизм, «прекрасная эпоха», массовая литература, детектив, перевод.

Участник многочисленных общероссийских конференций (ИМЛИ РАН, МГУ, РГГУ, ГИИ искусствознания, Российская Академия художеств, Московская Государственная консерватория, Санкт-Петербургский государственный университет, Российский государственный педагогический университет имени А. И. Герцена, Тверской государственный университет, Музей-заповедник А.С. Пушкина «Михайловское»).

Выступал с докладами на международных конференциях во Франции (Университет Париж-Нантер; Университет имени Б. Паскаля, г. Клермон-Ферран; Университет Шампань-Арденны, г. Реймс; Университет г. Монпелье), Италии (Рим, Университет Ла Сапиенца), Венгрии (г. Дебрецен), Чехии (г. Градец Кралове), Польши (г. Катовице) и пр.

Владеет иностранными языками: французский, итальянский, английский.

Член редколлегии и один из авторов продолжающегося коллективного труда «История литературы Италии». Руководил проектом «Переводная беллетристика как массовая литература» в рамках Программы фундаментальных исследований ОИФН РАН «Генезис и взаимодействие социальных, культурных и языковых общностей».

Руководитель проекта РГНФ № 13-24-08001 «Русская франкофония (XVIII- начало XX века)», 2013-2015 г.

Член редакционных коллегий научных журналов «Вестник Костромского государственного университета имени Н.А. Некрасова» и «Известия Саратовского университета. Сер. Филология, журналистика».

Член редакционной коллегии издательской коллекции «Литературные памятники».

Член Международной Ассоциации искусствоведов.

Член Международной ассоциации исследователей массовой литературы и медийных практик (LPCM).

Заместитель Председателя Диссертационного совета Д 002.209.01 ИМЛИ РАН.

Эксперт РАН, эксперт РФФИ.

В 1995-1996 г. прочитал специальный курс лекций «История западноевропейских литературно–художественных стилей» (Институт рекламы и дизайна; филологический факультет МГУ). В 2014-2015 г. прочитал курс лекций «История литература Италии. Конец XVI-XVII в.» (магистратура историко-филологического факультета РГГУ).

Подготовил одного кандидата наук (диссертация А. В. Голубкова «Жанровое своеобразие «Занимательных историй» Таллемана де Рео и особенности французской мемуарной прозы середины XVII века» защищена в феврале 2003 г.).

Основные публикации

Монографии

 

1. Маньеризм во французской и итальянской литературах. М.: Наследие, 2001. – 208 с. - ISBN 5-9208-0068-2. (http://padaread.com/?book=83699&pg=3 )

Аннотация

Книга представляет собой первый в отечественной науке о литературе монографический очерк маньеризма – стиля, сыгравшего весьма заметную роль в культурном развитии второй половины XVI – начала XVII веков. Наряду с теоретическим осмыслением некоторых аспектов маньеризма в монографии анализируется творчество трех его представителей в литературе: Дж. Марино Ф. Бероальда де Вервиля и О. д’Юрфе. Феномены литературного развития рассматриваются в тесной связи с явлениями из области изобразительного искусства. 

chekalov1

 

2. Формирование массовой литературы во Франции. XVII – первая треть XVIII в. М.: Наследие, 2008  - 248 с. -  ISBN: 978-5-9208-0292-7

chekalov2

Аннотация

В монографии рассматривается генезис массового чтения во Франции – стране с высокоразвитой и почтенной беллетристической традицией. Особое внимание уделено прозе барокко, повествовательные структуры которой перекликаются с образцами современной массовой литературы. Впервые в отечественной науке анализируется феномен «Голубой библиотеки», издательской серии «популярного» характера, ставшей кладезем и медиатором средневекового повествовательного фонда. 

Рецензии на книгу

  1. Рецензия Ольги Смолицкой (журнал «Новое литературное обозрение», 2009, №9): http://lit-prosv.niv.ru/lit-prosv/articles-fra/smolickaya-chekalov-massovaya-literatura.htm
  2. Рецензия Михаила Осокина (Полит.ру) «О литературном мейнстриме во Франции XVII-XVIII в.»: http://www.polit.ru/article/2008/07/21/chekalov/
  3. Рецензия Яны Линковой: «Вест­ник Мос­ков­ско­го го­род­ско­го пе­да­го­ги­че­ско­го уни­вер­си­те­та. Се­рия: "Фило­ло­ги­че­ское об­ра­зо­ва­ние"». – 2011. – № 1 (6) 2011.

 

3. Популярно о популярной литературе. Гастон Леру и массовое чтение во Франции в период "прекрасной эпохи". - М.: Дело, 2018. - 288 с. - ISBN 978-5-7749-1367-1.

gaston lerou

Аннотация

Французская массовая литература неизменно пользовалась большим успехом у русских читателей; между тем накопленный ею опыт до недавних пор не являлся предметом осмысления со стороны отечественных ученых. К наиболее продуктивным периодам в развитии этой сферы французской словесности относится конец XIX — начало XX века («прекрасная эпоха»), когда массовое чтение, сохраняя приверженность традиционным для себя повествовательным и стилистическим принципам, подверглось вместе с тем существенному обновлению. Этот процесс особенно ярко запечатлен в творчестве Гастона Леру (Gaston Leroux, 1868–1927). В России не имеется ни одного исследования о Леру, чьи произведения к тому же недостаточно полно представлены в русских переводах.

В подготовленной книге в доступной для широкого читателя форме рассмотрено романное творчество Леру с учетом его обширного наследия как журналиста. Особое внимание уделено общему контексту французского массового чтения «прекрасной эпохи». Отдельные главы посвящены пребыванию Леру в России и русской теме в его прозе и публицистике; роли произведений Леру в становлении детективной литературы (в сопоставлении с Морисом Лебланом); поэтике ужасного в романах Леру; архитектонике его масштабных романных циклов (в сопоставлении с циклом романов П. Сувестра и М. Аллена о Фантомасе).

 

Коллективные труды, отредактированные К.А. Чекаловым

  1. Французская литература 30-40-х годов XIX века. «Вторая проза». Ответственные редакторы А.Д. Михайлов, К.А. Чекалов. – Институт мировой литературы имени А.М. Горького РАН. – М., Наука, 2006. – 415 с. ISBN 5-02-033913-X

chekalov3

Аннотация

В сборнике статей анализируется творчество Л. Гозлана, К. Тилье, Ф. Сулье, Э.Сю, А. де Латуша, М. Деборд-Вальмор, А. де Кюстина, М. д’Агу и других писателей. Рассматриваются тематические и жанровые особенности их произведений, а также личные и творческие взаимоотношения между литераторами. Авторы пытаются ответить на вопросы: чем обогатила проза «второго ряда» французскую литературу, в чем сильные и слабые стороны творчества этих писателей, каков их вклад в развитие романтизма, в чем причина невероятного успеха и последующего быстрого забвения некоторых из них. Решается важная проблема о границе между литературой «второго ряда» и «паралитературой», т.е. массовой литературной продукцией.

Генезис зарубежной массовой литературы и ее судьба в России. Отв. ред. М.Р. Ненарокова, К.А. Чекалов. М, ИМЛИ РАН, 2016.

chekalov4

Аннотация

Феномен массовой литературы анализируется авторами данного коллективного труда в его историческом аспекте, на материале произведений, созданных в Западной Европе в период с XVIII по начало XX века, с учетом сформированного еще в Средние века нарративного фонда. Основное внимание уделено рецепции соответствующей литературной продукции в России и ее влиянию на отечественную словесность.

Рецензии:

  1. Саськова Т.В. О специфике восприятия западноевропейских культурно-эстетических феноменов на пересечениях высокой и массовой литературы //Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова,  2017, том 23, № 4. – С. 292-296. (http://ksu.edu.ru/files/VESTNIK_KSU/NOMERA_VESTNIK_KSU/2017/Vestnik_KSU_4_2017.pdf)
  2. Рецензия И. Ю. Иванюшиной, И. В. Кабановой, С. Ю. Павловой // Известия Саратовского университета, серия «Филология. Журналистика», том 17, 2017, №4. – С. 483-485. (http://bonjour.sgu.ru/sites/bonjour.sgu.ru/files/2017/12/22_predst_knigu_114-120.pdf)
  3. Рецензия В.Д. Алташиной // Вестник Православного Свято-Тихоновского государственного университета, 2018, № 54. С. 145-151. (http://periodical.pstgu.ru/ru/pdf/article/6436)

Разделы коллективной монографии:

История литературы Италии. Том з. Барокко и Просвещение. Ответственный редактор М.Л. Андреев. М., ИМЛИ РАН, 2012. – 720 с.  ISBN 978-5-9208-0409-9

Разделы:

Введение. Особенности литературного и культурного развития Италии в XVII веке

Глава первая. Галилей и классицистическая тенденция в прозе Сейченто

Глава вторая. Томмазо Кампанелла

Глава третья. Историография, политическая теория, вольномыслие Сейченто

Глава четвертая. Марино и маринизм

Глава пятая. Габриэлло Кьябрера

Глава шестая. Алессандро Тассони и героикомическая поэма Глава седьмая. Проза Сейченто (при участии И.К. Стаф)

Глава десятая. Теоретики барокко

Глава одиннадцатая. Сальватор Роза и жанр сатиры

chekalov5

Избранные статьи (с гиперссылками)

Кабинет в саду в интерпретации Ф. Бероальда де Вервиля // Искусствознание, № 1, 2001. – С. 234-243.  (http://www.gardenhistory.ru/page.php?pageid=210 )

Проблема подражания в маньеризме и лирика Дж. Марино // Перевод и подражание в литературах Средних веков и Возрождения. М.: ИМЛИ РАН, 2002. – С. 312-335. (http://www.twirpx.com/file/1066256/)

Своеобразие готического универсума в романах Ф.-Ж. Дюкре-Дюминиля // Другой XVIII век. М.: Эконинформ, 2002. – С. 248-256.  (http://natapa.msk.ru/frantsuzskaya-literatura/svoeobrazie-goticheskogo-universuma-v-romanah-fzhdyukre-dyuminilya.html )

Габриэле Д’Аннунцио и итальянская литература «конца века» // Зарубежная литература конца XIX – начала XX веков. М.: Академия, 2003

 (http://books.house/zarubejnaya-literatura/gabriele-dannuntsio-italyanskaya-literatura-23673.html )

Руины Рима в поэзии Жоашена дю Белле // Тема руин в культуре и искусстве. М.: Белый берег, 2003. – С. 39-50.

«Артюр» Эжена Сю: от романтического романа к массовой литературе // Мир романтизма. Тверь: ТГУ, 2004.

 (http://natapa.msk.ru/frantsuzskaya-literatura/artyur-esyu-ot-romanticheskogo-romana-k-massovoy-literature.html )

Литературный стиль Леонардо да Винчи в связи с его мировоззрением //Леонардо да Винчи и культура Возрождения. М., 2004. С. 193-208. (http://vinci.ru/mk_59.html )

Мореплавание и шторм: от прозы барокко к ранним романам Э.Сю // Романтизм: Вечное странствие. М.: Наука, 2005. – С. 94-97. (http://dedurre.ru/%D0%9A%D0%BD%D0%B8%D0%B3%D0%B8/%D0%93%D1%83%D0%BC%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%82%D0%B0%D1%80%D0%BD%D1%8B%D0%B5+%D0%BD%D0%B0%D1%83%D0%BA%D0%B8/%D0%9B%D0%B8%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B0%D1%82%D1%83%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5/27203)

Джордано Бруно и маньеризм. Комедия «Подсвечник» // Итальянский сборник, № 8. СПб: «Акционер и Ко», 2005. С. 70-82.

Трансформация ренессансного архитектурного мышления в XVII веке («Город Солнца» Т. Кампанеллы и «Адонис» Дж. Марино) // Царицынский научный вестник. Вып. 7—8. М., 2005. – С. 22-36.

 (http://17v-euro-lit.niv.ru/17v-euro-lit/articles/italiya/chekalov-transformaciya.htm )

Жанровый поиск раннего Э. Сю (рубеж 1830—1840-х годов) // Французская литература 30—40-х годов XIX века. «Вторая проза». М.: Наука, 2006. – С. 146-174.

Диалог «земного» и «небесного» в итальянском барокко. Случай Антон Джулио Бриньоле Сале // Вестник истории, литературы и искусства. Т. 2. М.: Собрание, 2006

Стих и проза в «Прихотях ума» Антон Джулио Бриньоле Сале // Стих и проза в европейских литературах Средних веков и Возрождения. М.: Наука, 2006

У истоков паралитературы: проза французского барокко // Arbor mundi, № 13, 2006. С. 140-182.  (http://ivgi.org/sites/ivgi.org/files/arbormundi/Arbor13.pdf )

Поэзия Петрарки в интерпретации Алессандро Тассони // Франческо Петрарка

и европейская культура. М.: Наука, 2007. – С. 151-167.

Мари-Мадлен де Лафайет и её творчество // М.-М. Де Лафайет. Сочинения. М.: Ладомир, 2007. – С. 427-455. (http://novellalefranc.sosbb.ru/t43-topic )

Феномен аббата Шуази // XVIII век: женское/мужское в культуре эпохи. М.: Экон-Информ, 2008. – С. 92-102.

Теория трёх стилей и возникновение героикомической поэмы («Похищенное ведро» Алессандро Тассони) // Кентавр, № 7, 2010. – С. 241-254.

«Его философия – бред…» «Этюды о природе» Бернардена де Сен-Пьера // XVIII век: литература как философия, философия как литература. М.: Экон-информ, 2010 (http://lit-prosv.niv.ru/lit-prosv/articles-fra/chekalov-bernarden-de-sen-per.htm)

Мишель Монтень в поисках несовершенного языка // Мультилингвизм и генезис текста. М.: ИМЛИ РАН, 2010.

Лилипуты в стране Гулливеров // Михайловская Пушкиниана. Вып. 52. Материалы Михайловских Пушкинских чтений «…Веселое имя: Пушкин». Сельцо Михайловское, 2011. — С. 22—33.

 (http://pushkin.ellink.ru/sborniki/52.pdf )

 «Алектор» Бартелеми Ано и рефлексия о романе во Франции в XVI в. //Arbor Mundi, № 18. М., 2011. — С. 85—106.

 (http://ivgi.org/sites/ivgi.org/files/arbormundi/Arbor18chekalov.pdf )

Жак-Анри Бернарден де Сен-Пьер о Ж.-Ж. Руссо // Литературоведческий журнал, № 31. М., 2012. — С. 54—72.

(https://books.google.ru/books?id=PEamCgAAQBAJ&pg=PT52&lpg=PT52&dq=%D0%96%D0%B0%D0%BA-%D0%90%D0%BD%D1%80%D0%B8+%D0%91%D0%B5%D1%80%D0%BD%D0%B0%D1%80%D0%B4%D0%B5%D0%BD+%D0%B4%D0%B5+%D0%A1%D0%B5%D0%BD-%D0%9F%D1%8C%D0%B5%D1%80+%D0%BE+%D0%96.-%D0%96.+%D0%A0%D1%83%D1%81%D1%81%D0%BE++%D1%87%D0%B5%D0%BA%D0%B0%D0%BB%D0%BE%D0%B2&source=bl&ots=WF3vPvh9fG&sig=FbNJmxVYJyTjjW6FLsWDKJr-PBM&hl=ru&sa=X&ved=0ahUKEwi-hfvJhs3KAhWGmHIKHf0lAs0Q6AEIIjAB#v=onepage&q=%D0%96%D0%B0%D0%BA-%D0%90%D0%BD%D1%80%D0%B8%20%D0%91%D0%B5%D1%80%D0%BD%D0%B0%D1%80%D0%B4%D0%B5%D0%BD%20%D0%B4%D0%B5%20%D0%A1%D0%B5%D0%BD-%D0%9F%D1%8C%D0%B5%D1%80%20%D0%BE%20%D0%96.-%D0%96.%20%D0%A0%D1%83%D1%81%D1%81%D0%BE%20%20%D1%87%D0%B5%D0%BA%D0%B0%D0%BB%D0%BE%D0%B2&f=false )

Отчуждение добра: цитата в сочинениях ренессансных гуманистов // Михайловская Пушкиниана. Вып. 54. Материалы Михайловских Пушкинских чтений «…Одна великолепная цитата». Сельцо Михайловское, 2012. — С. 149—162. (http://pushkin.ellink.ru/sborniki/54.pdf)

История с географией в романе С. де Сегюр «Генерал Дуракин» // Культурологический журнал, 2013, № 4 (http://www.intelros.ru/readroom/kulturologicheskiy-zhurnal/ku4-2013/22313-istoriya-s-geografiey-v-romane-s-de-segyur-general-durakin.html)

Блеск и нищета французской Ривьеры в романе Лидии Ростопчиной «Растакуэрополис» // Вестник Воронежского Государственного университета. Сер. Филология. Журналистика. 2014, № 2. – С. 83-86. (http://www.vestnik.vsu.ru/pdf/phylolog/2014/02/2014-02-21.pdf )  

По поводу карнавала: Ницца «прекрасной эпохи» глазами французских и русских писателей // Культурологический журнал, 2014, № 2 (16). (http://www.intelros.ru/readroom/kulturologicheskiy-zhurnal/kul2-2014/25089-po-povodu-karnavala-nicca-prekrasnoy-epohi-glazami-francuzskih-i-russkih-pisateley.html )

Роман Мориса Ренара «Руки Орлака» и повествовательные стратегии французской массовой литературы в начале ХХ века )// Культурологический журнал, 2015, № 2 (20) (http://cr-journal.ru/rus/journals/339.html&j_id=23)

«Падучая звезда» Лидии Ростопчиной: генеалогия романного сюжета // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова,  2015, том 21, № 1. – С. 95-98. (http://cyberleninka.ru/article/n/paduchaya-zvezda-lidii-rostopchinoy-genealogiya-romannogo-syuzheta )

Герменевтический код и его пародирование в романе Мориса Ренара «Голубая погибель» // Научные перспективы ХХI века. Достижения и перспективы нового столетия. Часть 7. № 3 (10), Новосибирск, 2015

(http://issuu.com/educatio5/docs/edu_10_p7 )

Творческая эволюция Мориса Леблана в контексте издательской практики «Прекрасной эпохи» // Электронный научно-образовательный журнал ВГСПУ «Грани познания». № 6(40). Август 2015. (http://grani.vspu.ru/files/publics/1441609137.pdf )

Первая мировая война в творчестве Гастона Леру // Гуманитарные научные исследования. Электронный научно-практический журнал.

№ 2 (54), 2016. (http://human.snauka.ru/2016/02/14280).

Образ предреволюционной России в романе Гастона Леру «Темные женщины» // Гуманитарные научные исследования. Электронный научно-практический журнал. 2016, № 9.

(http://human.snauka.ru/2016/09/16286)

Алессандро Тассони: от рефлексии о стиле к созданию героикомической поэмы // Стили в литературах средневековой Европы. М, изд-во ПСТГУ, 2016.

Доктор Каррель и «ваятели человеческой плоти» в творчестве Гастона Леру // Вестник Костромского государственного университета имени Н.А. Некрасова, 2016, том 22, № 2. – С. 88-94.  (https://cyberleninka.ru/article/n/doktor-karrel-i-vayateli-chelovecheskoy-ploti-v-tvorchestve-gastona-leru).

Автоцитата и автореминисценция в романах Гастона Леру // Известия Саратовского университета, серия «Филология. Журналистика», том 16, 2016, №2. – С. 186-190.

(http://bonjour.sgu.ru/sites/bonjour.sgu.ru/files/13_chekalov.pdf).

Гастон Леру и немецкий романтизм // Известия РАН, серия литературы и языка, 2016, том 75, № 4. – С. 12-21.

(http://izv-oifn.ru/index.php/journalA/article/view/21)

Романтическая поэзия и романтическая поэтика в творчестве Гастона Леру // Мир романтизма. Вып. 18 (42). Тверь, ТГУ, 2016. – С. 212-232.

Работа интертекстуальных механизмов в романе Гастона Леру «Призрак Оперы» // Вестник Воронежского Государственного университета. Сер. Филология. Журналистика. 2016, № 3. – С. 94-98.

(http://www.vestnik.vsu.ru/pdf/phylolog/2016/03/2016-03-26.pdf)

Габриэле Д’Аннунцио // История литературы Италии. Том IV. Книга I. От классицизма к футуризму. М., ИМЛИ РАН, 2016. – С. 550-582.

«Жизнеописания» Джорджо Вазари и новеллистика Возрождения. Публикация на сайте Ассоциации искусствоведов: http://www.ais-aica.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=4160:zhizneopisaniya-dzhordzho-vazari-i-novellistika-vozrozhdeniya-2&catid=475&Itemid=191

Отголоски спора о романе-фельетоне во французской словесности конца XIX начала XX в.//  Вестник Костромского государственного университета имени Н.А. Некрасова, 2017, том 23, № 1. – С. 83-87.  (https://cyberleninka.ru/article/n/otgoloski-spora-o-romane-felietone-vo-frantsuzskoy-slovesnosti-kontsa-xix-nachala-xx-veka)

Роль билингвизма в творческой биографии Лидии Ростопчиной // Гуманитарные научные исследования. Электронный научно-практический журнал. 2017, № 9

(http://human.snauka.ru/2017/09/24387)

Paris comme machine à explorer le temps : La Double Vie de Théophraste Longuet de Gaston Leroux (http://www.fabula.org/colloques/document4689.php)

Юмор и хоррор в романном цикле П. Сувестра и М. Аллена о Фантомасе // Известия Саратовского университета, серия «Филология. Журналистика», том 17, 2017, №4. – С. 447-451. (http://bonjour.sgu.ru/sites/bonjour.sgu.ru/files/2017/12/journal_full/2017_4.pdf)

(В соавторстве с Н.Т. Пахсарьян) Архитектоника романного цикла П. Сувестра и М. Аллена о Фантомасе и проблема серийности в массовой литературе // Studia Litterarum, 2017, том 2, № 4. С. 114-133. (http://studlit.ru/images/2017-2-4/Chekalov-Pakhsaryan.pdf)

Дунай в творчестве Жюля Верна // Гуманитарные научные исследования. Электронный научно-практический журнал. 2018, №3 (79). (http://human.snauka.ru/2018/03/24852)

Присутственные часы: понедельник 12.00 – 14.00, вторник 11.30- 15.00