ведущий научный сотрудник
доктор филологических наук
Пединститут иностранных языков, Пятигорск (1965-1970); аспирантура при кафедре зарубежной литературы филфака МГУ (1976-1979); работа в издательствах «Прогресс» и «Радуга» (1981-1991); работа в Институте Латинской Америки РАН (1992-1993); работа в ИМЛИ РАН с 1993 и в Государственном институте искусствознания с 2005 г. по настоящее время.
Член Ассоциации исследователей ибероамериканского мира, член Ассоциации испанистов России, независимый исследователь Academia.edu;
Ученый секретарь издательской серии Iberica Americans (Совет по Истории мировой культуры РАН).
Грант "Хенаро Эстрада" от МИД Мексики на работу в Мексике, 2000 г.; Грант РГНФ на исследовательский проект "Авангардизм в культуре ХХ века (1900-1930 гг.)" № 04-04-00221а, 2004-2006 г.
Член Диссертационного совета при Государственном институте искусствознания № Д 210 004 01 по специальностям «Философские науки, теория и история культуры».
Публикации
- Концепция личности в творчестве Хосе Марти // Латинская Америка, 1979, №6 — 1 п.л.
- Самобытность испаноамериканской литературы и творческая индивидуальность Хосе Марти // Латинская Америка, 1982, №1 — 1 п.л.
- Под знаком культуры // Латинская Америка, 1988, № 6 — 1 п.л.
- José Martí: camino de perfección // Anuario del Centro de Estudios Martianos, 1988, № 11 — 0,5 п.л.
- С.Витьер: “от осознания поэзии к поэзии осознания” // Латинская Америка, 1991, № 4 — 1 п.л.
- “Итак, мне не выразить жизни иначе, как смертью...” (к 100летию со дня рождения С.Вальехо) // Латинская Америка, 1992, № 56 — 1 п.л.
- К вопросу о латиноамериканской модели мира // Латинская Америка, 1993, № 9 — 0,7 п.л.
- По ту сторону Востока и Запада // Латинская Америка, 1994, № 2 — 0,8 п.л.
- Глава: Идейно-¬эстетические основы испаноамериканского модернизма // История литератур Латинской Америки, т. III; М, 1994. (2 п.л.).
- Авангардизм как пучок смыслов. Опыт исследования художественного сознания 1910-1930-х годов // Вопросы искусствознания. № 2, 1997. 2 п.л.
- Авангард как исторический стиль // Творчество’98. - 0,5 п.л.
- Otredad de la cultura latinoamericana: poética de José Lezama Lima // Unión, Nº 33, 1998. - 0,8 п.л.
- В поисках “изначальной чистоты”. Эпоха авангарда в культуре Кубы. // Латинская Америка, № 7, 2000. - 1 п.л.
- Гильен ― это особая тема... // Латинская Америка, № 1, 2001. - 0,5 п.л.
- Проза и поэзия Венесуэлы: опыт ХХ века // Латинская Америка (часть первая), № 8, 2001. - 1 п.л.
- Проза и поэзия Венесуэлы: опыт ХХ века // Латинская Америка (часть вторая), № 9, 2001. - 1 п.л.
- Игры Единорога // Латинская Америка, № 9, 2001. - 0,5 п.л.
- Más allá del Oriente y el Occidente ¿Identidad o mismidad? // Espiral, Nº 20 (enero-abril 2001), Universidad de Guadalajara, México. - 1 п.л.
- Algunas notas sobre la vanguardia rusa y la latinoamericana // Cuadernos americanos, Nº 85, enero-febrero, 2001, México. - 1 п.л.
- Латиноамериканский карнавал и проблема этнокультурной идентификации // Праздник в ибероамериканской культуре. Iberica Americans. М., 2002. -1 п.л.
- Граница и пустота: к вопросу о семиозисе пограничных культур // Вопросы философии. М., 2002, № 11. - 1 п.л.
- “Дом” Гарсиа Маркеса // Вестник РГНФ, 2002, № 4. - 1,2 п.л.
- Cintio Vitier: de la conciencia de la poesía a la poesía de la conciencia. // Temas. Nº33-34, 2003. – 1 п.л.
- El Modernismo brasileño como espejo de la Revolucion rusa // Сaderno de Literatura e Cultura Russa. São Paulo, 2004, № 1. – 1 п.л.
- Главы: Литература Кубы (4 п.л.); Литература Колумбии (4 п.л.); Литература Венесуэлы (4 п.л.) // История литератур Латинской Америки, т. IV. М., 2004.
- “Сто лет одиночества” 35 лет спустя // Вопросы литературы, № 1, 2004. - 2 п.л.
- El Modernismo brasileño como espejo de la Revolucion rusa // Сaderno de Literatura e Cultura Russa. São Paulo, 2004, № 1. – 1 п.л.
- К построению авангардистской картины мира // Вестник РГНФ, № 3, 2005. – 0,7 п.л.
- O modernismo hispano-americano em correspondência tipológica com o simbolismo europeu ocidental e russo // Tipologia do simbolismo na cultura russa e ocidental, São Paulo, Editora Humanitas, 2005. – 1,2 п.л.
- Главы: Сесар Вальехо (3 п.л.); Пабло Неруда (4 п.л.); Хосе Лесама Лима (2,5 п.л.); Габриэль Гарсиа Маркес (5 п.л.). // История литератур Латинской Америки, т. V. М., 2005.
- Об одном авангардистском концепте: диссоциация/интеграция // Академические тетради, № 12, 2006. – 0, 4 п.л.
- Феномен сюрреализма в культуре Латинской Америки. – 2 п.л. // Проблемы ибероамериканской культуры. Государственный институт искусствознания. 2007.
- Любовь во время чумы, Или несколько слов о латиноамериканистике. – Русский журнал, 30 января 2007. http://www.russ.ru/russ/culture.
- К вопросу о праздничной культуре Латинской Америки. – Русский журнал, 3 апреля 2007. http://www.russ.ru/russ/culture. - 0,9 а.л.
- «Любви тоже надо учиться». К 80-летию Г.Гарсиа Маркеса. Русский журнал, 7 июня 2007. http://www.russ.ru/russ/culture. - 0,5 а.л.
- Возможна ли формула авангарда? // Вестник РГНФ, № 3, 2007. – 0,7 п.л.
- Висенте Уйдобро – паладин авангарда // Латинская Америка, 0,75 п.л. № 7, 2008.
- Диалектика авангарда // Литературная классика в диалоге культур. Выпуск I. М., ИМЛИ РАН. 2008. - 2 п.л.
- К вопросу о праздничной культуре Латинской Америки // Эстетико-культурологические смыслы праздника. М., ГИИ. 2009.
- Синтез или гетерогенность? К проблеме латиноамериканского культурогенеза // Искусствознание, 0,7 п.л. № 4, 2008.
- Феномен сюрреализма в культуре Латинской Америки // Проблемы ибероамериканского искусства. Вып. 1. Государственный институт искусствознания. 2007. - 2 а.л.
- Авангард как модель культуры. – Сб. статей. Лики времени. М., 2009.
- Авангард между Испанией и Латинской Америкой // Проблемы ибероамериканского искусства. Вып. 2. Государственный институт искусствознания. 2009. – 2,5 п.л.
- Главы «Введение», «Системообразующие концепты культуры авангарда», «Проблема авангарда: содержание, границы, понятийный аппарат», «Авангард в Испанской Америке» (15 а.л.) в к/т «Авангард в культуре ХХ века (1900-1930). Теория. История. Поэтика»; руководство проектом: отв. редактор. М., ИМЛИ РАН, 2010. В 2-х кн.
- Составляет ли авангард стиль? // Искусствознание. № 1/2, 2011. - 1,2 а.л.
- Авангардная картина мира // Культура и искусство, № 3, 2011. – 1, 3 а.л.
- Функция мифа в культуре Латинской Америки. 1 п.л. // Миф и художественное сознание ХХ века. М., 2011. Сесар Вальехо / Висенте Уйдобро: Два створа латиноамериканского авангардизма // Латинская Америка № 11, 2011. – 0,7 а.л. (Награждена Дипломом Ученого совета ИЛА РАН и редакционного совета журнала «Латинская Америка» как лучшая работа 2011 г. в номинации «Культура»)
- «Образ Первой мировой войны в поэтике авангарда». Доклад на международной научной конференции «Лики ХХ века. Литература и общество». МГУ им. М.В.Ломоносова. 22 июня 2012 г.;
- Ретроспективизм авангарда первой трети ХХ века // Известия РАН. Сер. литературы и языка. № 2, 2012. – 2 а.л.
- Латинская Америка: идентичность или самость? // Исторический журнал: научные исследо-вания. № 1, 2012. – 1,5 а.л.
- Составляет ли авангард стиль // Теория художественной культуры. Вып. 14. М., 2012. – 1,2 л.
- Нетрадиционность традиции в авангарде // Новые российские гуманитарные исследования // № 7, 2012. - 0,5 а.л.
- От мистерии к цирку (театр авангарда первой трети хх века) // Художественная культура. Вып. 3. -1, 5 а.л. м., гии, 2012.
- История и/или искусство? //Художественная культура. Вып. 4. – 1 а.л. ГИИ, 2012.
- «Эволюция авангардной парадигмы». Доклад на конференции в ГИИ «Западное искусство. 1930-е». 26 октября 2012 г.;
- Онтологизация знака в культуре авангарда // Вопросы философии, № 11, 2012.
- Топосы границы и рубежа в латиноамериканской культуре. Материалы конференции «Цивилизационно – культурное пограничье как генератор становления мировой культуры / литературы». М., ИМЛИ РАН. 4-6 июня 2012 // Новые российские гуманитарные исследования,
- Авангардный театр как модель эпохи (первая треть ХХ века) // Проблемы ибероамериканского искусства. Вып. 3. Государственный институт искусствознания. 2012. – 2 п.л.
- Авангард: теоретические аспекты и ибероамериканские проекции // Проблемы ибероамери-канского искусства. Вып. 3. Государственный институт искусствознания. 2012. – 1,5 п.л.
- Манифесты, программы, декларации испаноамериканского авангарда // Латинская Америка. № 1-2. 2013 – 1,2 п.л.
- Виоленсия как тип культуры. Колумбийский вариант //Латинская Америка. № 11. 2013. С. 97-107. – 0,8 п.л.
- Авангард как пограничная форма культуры. – 1,5 п.л. // Диалог со временем. № 42. 2013. С. 46-67. – 1,5 п.л.
- Концепты границы, горизонта и пустоты в латиноамериканской культуре // Проблемы культурного пограничья. М. 2014. С.349-364. -12 п.л.
- Транснациональность авангарда / Метаморфоза культур и новые перспективы. Сб. статей. Токио, 2015. С. 132-142.
- О десемантизации авангардного текста // Искусствознание. № 1-2. 2015. С. 216-232.
- Танатология испанской поэзии начала ХХ века. Латинская Америка. 2016. № 3. С. 71-82. 0,7 а.л.
- Путями каравелл Колумба: наследие Валерия Земскова. Вопросы литературы. 2016. №3. С. 271-281. 0,7 а.л.
- Инаковость Латинской Америки. Звенья. «Миры миров» в поисках идентичности. Россия и Латинская Америка в сравнительно-исторической перспективе. 2016. № 1 (18). С. 44-81. 2, 2 а.л.
- Un otro Arreola // La Gazeta Literaria. Publicación mensual de Literatura y Filosofía. Nº 1. 2017. Ciudad Guzmán. Jalisco. México.
- Судьбы авангарда в ибероамериканском мире // Художественная культура. 2016. №1 (17). С. 54-72.
- Рождение авангарда из духа модернизма // Studia litterarum. T. I, № 3-4. С. 60-69.
- Российско-германский контрапункт: 1920-1930-е годы // Россия-Германия: Литературные встречи (1880-1945). М., ИМЛИ, 2017. С. 676-684.
- «La categoría del poder en la poética de Gabriel García Márquez». – “Memoria y Civilización”. Universidad de Navarra, Pamplona.Vol, 20. 2017.
- La función del mito en América Latina // Memoria de la identidad. Una mirada panorámica a la diversidad cultural mexicana. La Universidad de Guadalajara, México. 2018. P. 97-110.
- Философия искусства авангарда. // Теория художественной культуры. №16. ГИИ. М., 2018. С. 333-345.
- Концепты самоидентификации латиноамериканского этоса // Сб. Проблемы ибероамериканского искусства. Вып. 4 М. ГИИ. 2017. С. 188-210.
- К вопросу о становлении испанской художественной культуры начала ХХ века // Художественная культура, № 1, 2018. М. ГИИ. С. 64-75.
- К типологии репрессивных культур // Личность и творчество А.И. Солженицына в современном искусстве и литературе. Государственный институт искусствознания; Русский путь. М., 2018. С. 160-165.
- Принципы самобытия Латинской Америки. // Вопросы иберо-американистики. Вып. 17. М., МГУ, 2019. С. 18-27.
-
«Становление латиноамериканского этоса // Художественная культура. 2019. № 4 (31). С. 20-29.
-
Конгресс - в защиту чего? // Новые российские гуманитарные исследования. 2019. № 14. С. 66-67.
-
Какая методология нужна авангарду?» // Искусствоведение в контексте других наук в современном мире: Параллели и взаимодействия. Сб. трудов Международной научной конференции. РГБ, 2020. С. 680-689.
-
Латинская Америка: начала самобытия // Художественная культура. ГИИ, 2020. №4. С. 78-92.
-
К вопросу об испаноамериканской культуре рубежа XIX–XX веков // Проблемы ибероамериканского искусства. Сборник статей. Выпуск 5. ГИИ, 2020. С. 129-145.
-
Танатологический код в поэтике «сумеречности» // Поэзия сумерек или симфония человечества. К 100-летию антологии Курта Пинтуса «Сумерки человечества». Новые прочтения и интерпретации. М., Культурная революция, 2022. С. 23-30.
-
«С искусствами я – искусство...» (из эссеистики Хосе Марти) // Проблемы ибероамериканского искусства. Сборник статей. Выпуск 6. ГИИ, 2022. С. 148-176.
-
Танатология в русской и испанской традициях (к постановке проблемы) // Художественная культура. 2022. № 4. ISSN 2226-0072. С. 12-33.
-
Феноменология рубежности: к типологии культурных интерференций // Художественная культура. 2023. № 3. С. 10-34.
-
В поисках эпистем, или Научная рецепция некоторых идей М.М. Бахтина // Художественная культура. 2023. № 4. С. 34-47.
Монографии
1. Поэзия Хосе Марти. Монография. М., 2002. – 17 п.л.
2. Поэтика сверхпредельности. К интерпретации художественных процессов латиноамериканской культуры. Монография. – 13,5 п.л. СПб., 2008.
3. Монография на исп. яз.: Poesía de José Martí. Centro de Estudios Martianos. La Habana, 2010.
4. Картина мира эпохи авангарда. Авангард как системная целостность. ИМЛИ РАН. М., 2013. - 30 п.л.
5. Латинская Америка: культура инаковости. М., ГИИ, 2019. 276 с.
Статьи для Энциклопедии “Культурология. ХХ век”. М., 1998; Энциклопедии “Культура Латинской Америки”, М., 2000; Литературной энциклопедии терминов и понятий, М., 2001; Лексикона сюрреализма; Большой Российской Энциклопедии; Кирилл и Мефодий; Википедии; Энциклопедии Латинской Америки. М, 2012; к/т «Словарь течений литературы XX века. Россия, Европа, Америка». В 2 книгах. М., 2023.
Тел. дом. (499) 158 33 25. Моб. 8 966 109 90 42. E-mail: