Отдел(ы):

Ученый советОтдел древнеславянских литератур, Профиль на сайте отдела

Демин Анатолий Сергеевич (род. 27.XI.1935, Баку) — филолог. Ок. Бакинский университет (1957). После окончания аспирантуры в ИРЛИ АН СССР работал в ГПБ (1963—69); с 1969 — науч. сотрудник ИМЛИ АН СССР, ныне возглавляет отдел древнерус. лит-ры. Д-р филол. наук (1977), проф. (1989). Основной круг интересов — рус. лит-ра XVI — нач. XVIII вв., рус. драматургия, проблемы поэтики древнерус. лит-ры.

Внимание исследователя привлекает изображение в С. природы, в частности мира животных и птиц. «Мир природы в „Слове“ более всего переполнен птицами», отмечает Д. (Художественные миры... С. 58). Он объясняет эту особенность С. тем, что автор произведения «воображал природу заполненной как раз тем, что наиболее заметно человеку, в том числе воину, вступившему „въ стремень“ и едущему по степи». Д. отмечает «острую впечатлительность» автора С., проявившуюся «небывалой многочисленностью реальных цветовых и световых обозначений. ...Эти цветообозначения сохраняли реальное содержание, а не стерлись в условные голосы» (С. 59). Вслед за Д. С. Лихачевым Д. отмечает «панорамное зрение» автора С., подчеркивая при этом, что в С. «есть картины природы, увиденной хоть и издалека, но не сверху, а как бы сбоку. Примерно так смотрит на мир Ярославна» (С. 62). Подробно анализирует исследователь те фрагменты С., в которых присутствуют «три пространственных элемента» — небесный верх, земной низ и середина между ними (С. 62—63). Отмечает Д. и такую особенность С., как изображение — вопреки эпич. традициям — «частных, вовсе не вселенских действий героев»: «Боян поет, Игорь выступает в поход, Игорь продолжает поход, битва начинается, Игорь разгромлен, Игорь бежит из плена, Игорь возвращается». Здесь не «экранируются» на природу «эпохальные, очень крупные, итоговые деяния людей» — автор С. «исходил из более внимательного, более уютно-интимного, более „аборигенного“ отношения к природе, чем предыдущие древнерусские писатели» (С. 70).
Помимо анализа поэтики С. Д. обращается и к др. темам: он рассматривал возможную параллель к С. в хронографе XVII в., рассматривал взаимоотношения — очень опосредованные — С. и «Казанской истории», указывал на необходимость создания работ о С., адресованных режиссерам и актерам, участвующим в инсценировках по мотивам памятника.

Библиография: 

Соч.: «Слово о полку Игореве» и предисловие к «Хронографу» 1641 г. // Слово. Сб. — 1978. С. 87—94; Для кого писать? [К 800-летию С.] // ВЛ. 1985. № 9. С. 178—181;

Зеркало таланта [рец. на кн.: Лихачев. «Слово» и культура] // Там же. 1986. № 3. С. 230—234; К вопросу о пейзаже в «Слове о полку Игореве» // Литература и искусство в системе культуры. М., 1988. С. 143—147;

Куда растекался мыслию Боян? // Слово. Сб. — 1988. С. 54—61;

Отголоски «Слова о полку Игореве» в «Казанской истории» (Гипотеза о промежуточном источнике) // ТОДРЛ. 1990. Т. 43. С. 124—130;

Изобразительная анималистика «Слова о полку Игореве» и «Сказания о Мамаевом побоище» // Герменевтика древнерусской литературы XI—XIV вв. М., 1992. Сб. 5. С. 61—98;

Изображение животных в «Слове о полку Игореве» // ТОДРЛ. 1993. Т. 48. С. 59—63;

Художественные миры древнерусской литературы. М., 1993. С. 52—71.

М. А. Салмина. Энциклопедия "Слова о полку Игореве"