logo small white

ИНСТИТУТ МИРОВОЙ ЛИТЕРАТУРЫ им. А.М. ГОРЬКОГО РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК

И. о. заместителя директора Института по научной работе 

ведущий научный сотрудник Отдела русской литературы конца XIX – начала XX века

доктор филологических наук (МГУ, 19 февраля 2015 г.) 

доцент (26 ноября 2015 г.)

работает в ИМЛИ с 2015 г.

работает в Отделе с 2015 г.

старший научный сотрудник Отдела (с 16 сентября 2015 г.)

член рабочей группы «Собрание сочинений Л. Андреева»

Область научных интересов: поэтика русской литературы конца XIX – начала XX вв., проблемы анализа лирического произведения, эстетические категории в литературе

Плановые исследовательские проекты по плану ИМЛИ РАН за последние 5 лет:

«Собрание сочинений Л. Андреева»

 

SPIN РИНЦ 1508-8685

E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в браузере должен быть включен Javascript.

Рабочий телефон:

Присутственные часы: понедельник 14.00–18.00

МОНОГРАФИЯ

Шевчук Ю.В. Лиризм в поэзии Серебряного века (И. Анненский и А. Ахматова) / Ю. В. Шевчук. — М.: Совпадение, 2015. — 544 с.

ISBN 978-5-903060-48-1

Рецензенты:

М. В. Михайлова, профессор, доктор филологических наук,

МГУ имени М. В. Ломоносова

А. И. Чагин, доктор филологических наук, ИМЛИ РАН

Научный редактор:

Л. А. Колобаева, профессор, доктор филологических наук,

МГУ имени М. В. Ломоносова

Книга посвящена исследованию форм лиризма, отражающих качество индивидуальной субъективности поэтов-модернистов и трагические настроения русской интеллигенции начала ХХ века. Автором предложены новые интерпретации смысла и строя поэтических книг И. Анненского и ранней лирики А. Ахматовой. Сопоставительный анализ творчества поэтов касается вопросов «тайны ремесла» творца и развития отечественной поэзии рубежа веков, когда переживание художника одного поколения воспринимается и в чем-то даже «преодолевается» его молодым современником: «лиризм мысли» Анненского сменяется «лиризмом чувства» Ахматовой. В работе присутствует попытка соотнесения мужского и женского типов лиризма.

Книга адресована ученым-гуманитариям, а также всем тем, кто

интересуется классической русской поэзией и вопросами ее интерпретации.

Рецензии:

1. Давыдов Д. Небольшое спрямление // Книжное обозрение. 2015. № 1 – 2 (2403 – 2404). С. 14.

2. Михайлова М.В. Лирическое переживание как основа основ // Русская литература. 2015. № 4.

УЧЕБНЫЕ ПОСОБИЯ

1. «Тихие песни» и «Кипарисовый ларец» И.Ф. Анненского: поэзия мысли / Ю. В. Шевчук. — Уфа: РИЦ БашГУ, 2015. — 216 с.

ISBN 978-5-7477-3843-0

Рецензенты:

доктор филологических наук, профессор М.В. Михайлова

(МГУ имени М.В. Ломоносова);

кафедра литературы филологического факультета

Калужского государственного университета имени К.Э. Циолковского

Учебное пособие позволит глубже понять смысл и строй лирики
И.Ф. Анненского, одного из самых загадочных русских модернистов. Художественные поиски поэта сопровождались интенсивным погружением в современную филологию, психологию и философию (А.Н. Веселовский, А.А. Потебня, Д.Н. Овсянико-Куликовский, Л.М. Лопатин). Представлен-ные материалы могут быть использованы в курсах «История русской литературы ХХ века», «Теория литературы», в спецкурсах и семинарах литературоведческого цикла.

Предназначено студентам-филологам, магистрантам, аспирантам, учителям и преподавателям вуза, а также всем тем, кто интересуется поэзией, философией и психологией.

2. Лирика А. Ахматовой 1910–1920 годов: неклассические формы переживания / Ю. В. Шевчук. — Уфа: РИЦ БашГУ, 2015. — 188 с.

ISBN 978-5-7477-3864-5

Рецензенты:

доктор филологических наук, профессор Н.М. Щедрина

(Московский государственный областной университет);

кафедра русской литературы ХХ – ХХI веков

и истории зарубежной литературы

Орловского государственного университета

Осмысление неклассических форм переживания в лирике Серебряного века позволяет приблизиться к пониманию глубинных процессов, происходящих в литературе русского модернизма и связанных с новым восприятием человека и его отношения к действительности на рубеже ХIХ и ХХ вв. В отечественной поэзии задачу по осуществлению в лирике личности диалогического типа решала А. Ахматова. Погружение в сферу чувств и интуиций позволило автору соотнести чисто женский опыт переживания с религиозным настроением и метафизикой творчества.

Предназначено для студентов-филологов, магистрантов, аспирантов, учителей и преподавателей вуза, а также адресовано всем, кто интересуется русской поэзией и вопросами ее интерпретации.

ОСНОВНЫЕ НАУЧНЫЕ СТАТЬИ

1. «Тихие песни» И. Анненского: трагизм самосознания в лирике // Новый филологический вестник. 2015. № 3 (34). С. 55 – 64: <>http://elibrary.ru/item.asp?id=25033319

2. Интеллектуальная форма лиризма в поэзии И. Анненского («Трилистник вагонный») // Вестник Северо-Осетинского государственного университета имени К.Л. Хетагурова. 2014. № 1. С. 214–218: <>http://elibrary.ru/item.asp?id=21875532

3. Проблема женского переживания в творчестве Иннокентия Анненского // Филоlogos. 2013. Вып. 19 (4). С. 87–92.

4. «Автобиографический» лиризм А. Ахматовой (поэзия 1950–60-х гг.) // Преподаватель XXI век. 2013. №3 (2). С. 369–376: http://elibrary.ru/item.asp?id=20302551

5. Трагическое и ужасное в рассказе И. Бунина «Легкое дыхание» // Долг и любовь: Сб. филологич. работ в честь 65-летия проф. М.В. Михайловой / Статьи, рецензии, эссе, публикации. М.: Кругъ, 2011. С. 231–249.