ведущий научный сотрудник Отдела русской классической литературы

доктор филологических наук (ИМЛИ, 17 декабря 2004)

работает в ИМЛИ с 1991 г.

работает в Отделе с 1991 г.

ведущий научный сотрудник Отдела русской классической литературы

руководитель исследовательского проекта:

1. Подготовка Полного собрания сочинений Л.Н.Толстого в 100 тт. (120 книгах).

Подготовка т. 9 (первой серии) Полного собрания сочинений Л.Н.Толстого в 100 тт.

Подготовка т. 9 (второй серии) Полного собрания сочинений Л.Н.Толстого в 100 тт.

Подготовка т. 11 (первой серии) Полного собрания сочинений .Н.Толстого в 100 тт.

Подготовка т. 11 (второй серии) Полного собрания сочинений Л.Н.Толстого в 100 тт.

2. Подготовка коллективного труда «Л.Н.Толстой: духовный поиск и творческая лаборатория (1860-1870-е гг.)»

3. «А.С.Пушкин и российская государственность» (РГНФ. 2016-2018).

исполнитель исследовательского проекта

член рабочей группы:

Подготовка т. 3 (первой серии) Полного собрания сочинений Л.Н.Толстого в 100 тт.

Подготовка т. 9 (первой и второй серии) Полного собрания сочинений Л.Н.Толстого в 100 тт.

Подготовка т. 11 (первой и второй серии) Полного собрания сочинений Л.Н.Толстого в 100 тт.

Подготовка т. 13 (первой и второй серии) Полного собрания сочинений Л.Н.Толстого в 100 тт.

Коллективный труд «Писатель как теоретик литературы» (Отдел теории литературы ИМЛИ РАН, 2014).



Руководитель Группы по подготовке Полного собрания сочинений Л.Н.Толстого в 100 тт.

заместитель главного редактора Полного собрания сочинений Л.Н.Толстого в 100 тт.

заместитель председателя Диссертационного совета Д.002.209.02 («Русская литература». «Теория литературы. Текстология») при ИМЛИ РАН.

член научно-методического совета по литературе Федерального государственного бюджетного научного учреждения «Федеральный институт педагогических измерений Российской Академии образования»



область научных итересов: русская литература XIX-XX веков, теория литературы, текстология, история мировой художественной культуры, методика преподавания русской литературы, история России.



Плановые исследовательские проекты по плану ИМЛИ РАН за последние 5 лет

Составление реального комментария к редакциям и вариантам части пятой романа «Анна Каренина» для т. 12 (II серия) ПСС Л.Н.Толстого – 0,5 а.л. (2016).

 

Текстологическая подготовка рассказа «Зерно с куриное яйцо» для т. 13 ПСС Л.Н.Толстого (2016).

 

Составление реального комментария к части пятой романа «Анна Каренина» для т. 12 (I серия) ПСС Л.Н.Толстого – 3 а.л. (2013-2015).

 

Составление реального комментария к части третьей романа «Анна Каренина» для т. 11 (I серия) ПСС Л.Н.Толстого – 3 а.л. (2012-2014).

 

Редактирование в качестве заместителя главного редактора материалов т. 11 (первой и второй серии) ПСС Л.Н.Толстого (2012-2016).

 

 

SPIN РИНЦ 6345-4633

 

E-mail Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Рабочий телефон (495) 690-50-30



МОНОГРАФИИ

Гулин А.В. Лев Толстой и пути русской истории. М., ИМЛИ РАН, 2004. С.1–254.

 

Монография посвящена изучению наиболее принципиальных, «ключевых» аспектов сложной проблемы «Толстой и русская история». В центре внимания находятся особенности толстовского историзма, пути и способы постижения писателем национального прошлого и современной ему действительности. Одновременно творчество Толстого рассматривается как яркое выражение глубинного исторического движения своего времени, неоднозначных духовных веяний эпохи. Изучается характер отображения подлинных событий в романе-эпопее «Война и мир», повести «Хаджи-Мурат», Севастопольских рассказах, рассказе «Кавказский пленник», выявляется соотношение в толстовской картине мира объективно исторического и субъективно религиозного содержания. В исследовании используется обширный фактографический материал, послуживший реальной первоосновой для произведений писателя, а также отразивший духовную природу русской истории XIX столетия.

 

 

РАЗДЕЛЫ КОЛЛЕКТИВНЫХ МОНОГРАФИЙ

 

Творческая история, реальный комментарий к «Отрывку дневника 1857 года» // Толстой Л.Н. Полное собрание сочинений в 100 тт. Том 3 (первой серии). М., Наука, 2007. С. 527-529.

 

Творческая история, реальный комментарий к незавершенному произведению «Светлое Христово Воскресение» // Толстой Л.Н. Полное собрание сочинений в 100 тт. Том 3 (первой серии). М., Наука, 2007. С.545-549.

 

Творческая история , реальный комментарий к незавершенным произведениям «Дневник помещика», «Лето в деревне» // Толстой Л.Н. Полное собрание сочинений в 100 тт. Том 3 (первой серии). М., Наука, 2007. С. 553-556

 

Творческая история <Романа из времени Петра I> (цикл <Потешная война под Кожуховом>) // Толстой Л.Н. Полное собрание сочинений в 100 тт. Том 9 (первой серии). М., Наука, 2014. С.461-471.

Творческая история незавершенного произведения «Князь Федор Щетинин» // Толстой Л.Н. Полное собрание сочинений в 100 тт. Том 9 (первой серии). М., Наука, 2014. C. 419-429.

Творческая история незавершенного произведения «Оазис» // Толстой Л.Н. Полное собрание сочинений в 100 тт. Том 9 (первой серии). М., Наука, 2014. С.298-301.

Творческая история незавершенного произведения <Два человека с котомками> // Толстой Л.Н. Полное собрание сочинений в 100 тт. Том 9 (первой серии). М., Наука, 2014. С.404-405 – 0,2 а.л.



ОСНОВНЫЕ НАУЧНЫЕ СТАТЬИ

 

Первый опыт военно-исторического описания в «Войне и мире» (К вопросу об источниках) // Л.Н.Толстой: Источники текста и проблемы поэтики. М., ИМЛИ РАН, 1992. С.3–17.

 

Один из источников московских сцен 1812 года в «Войне и мире» // Яснополянский сборник – 1992. Тула, 1992. С.26–34.

 

Исторические хроники как один из источников романа Л.Н.Толстого «Война и мир». Депонент ИНИОН РАН №45914. Библиогр. указатель: Литературоведение. 1992. №6.

 

Неизвестный источник «Войны и мира» // Начало: сборник работ молодых ученых ИМЛИ РАН. М., Наследие, 1993. С.100–107.

 

Поэзия правды (О путях преобразования исторического материала в «Войне и мире») // Русская словесность. М., 1994, №5. С.3–10.

 

«Не перестаю думать о Хаджи-Мурате…» // Родина,  М., 1994, №3–4. С.111–115.

 

Праздник обретения родины [Бородинское сражение в русских мемуарах и публицистике] // Наш современник, М., 1994, №11. С.184–187.

 

«Воскресение» и Воскресение // Л.Н.Толстой. Воскресение. М. Синергия, 1995. С.5–42.

 

Убийство купеческого сына Верещагина 2 сентября 1812 года и его изображение в романе Л.Н.Толстого «Война и мир» // Москва в 1812 году: Материалы научной конференции, посвященной 180-летию Отечественной войны 1812 года. – М., Московский городской архив, 1997. С.25–26.

 

Несказанный свет и «чудесный гость» (Поэзия Сергея Есенина) // С.А.Есенин. Избранные произведения. М. Синергия, 1997. С.5-78.

 

Исторические источники в «Войне и мире» Л.Н.Толстого (на материале одного батального эпизода) // Отечественная война 1812 г. и русская литература XIX в. М., Наследие, 1998. С.344–368.

 

Дело под Шенграбеном в «Войне и мире» (Пути преображения исторического материала) // Толстой и о Толстом: Материалы и исследования. М., Наследие, 1998. С.69–98.

 

Кавказ – и вся жизнь // Л.Н.Толстой. Кавказский пленник. Хаджи-Мурат. М., Детская литература, 2000. С.5–38. 2-е издание: 2002. 3-е издание: 2005

 

Москва 1812 года в романе Л.Н.Толстого «Война и мир» (Мотивы православной эсхатологии) // Москва в русской и мировой литературе. М., Наследие, 2000. С.156–169. 

 

Старогладковская // Мир филологии. М., Наследие, 2000. С.344–353. Переиздание: Москва, 2000, № 1., С.149–155.

 

Поле русской судьбы // Памятники Отечества. № 47, М., 2000. С. 35–39. Переиздание: Домашний лицей, 2002, № 4. С.27–31.

 

Духовный путь Сергея Есенина // С.А.Есенин. «Душа грустит о небесах...» М., Детская литература, 2001. С.5-36.

Комментарии // Там же. С.246-262. 2-е издание: 2005.

 

«В сердце светит Русь…» (Поэзия Сергея Есенина) //  Литература в школе. 2001. №4. С.8-13; №5. С.8-12; №6. С16-19.

 

Неопалимая [Пожар Москвы в 1812 году глазами современников] // Московский журнал, 2002, №3. С.2–9.

 

«Прелесть» и ужас войны в «Войне и мире» Л.Н.Толстого // Филология в системе современного университетского образования: Материалы межвузовской научной конференции. Выпуск 5, Издательство Университета Российской Академии Образования, М., 2002. С.157–163.

 

Война и мир Льва Толстого // Л.Н.Толстой. Война и мир. М., Детская литература, 2003, Т.1. С.5–60.

 

На Поклонной горе (Москва и Наполеон в романе Л.Н.Толстого «Война и мир») // Литература в школе, 2002, №9. С.7–12.

 

Узел русской жизни // Л.Н.Толстой. Война и мир. М., Синергия, 2002, Т.1. С.5–94.

 

«Я все еще ратоборствую на Бородинском поле…» (П.А.Вяземский – прототип и критик «Войны и мира» // Толстой и о Толстом. Материалы и исследования, выпуск 2, М., Наследие, 2002. С.38-54.

 

Роман «Кюхля» и декабристский миф // Ю.Тынянов. Кюхля. М., Детская литература, 2003. С. 5–19.

 

Национальное единство 1812 года в «Войне и мире» Л.Н.Толстого // Шестые Всероссийские Иринарховские чтения. Сборник материалов: вып.3. Борисо-Глебский на Устье монастырь, 2003, С.79–83.

 

Прозрения и парадоксы (Лев Толстой в первую творческую эпоху) // Л.Н.Толстой. Повести и рассказы («Набег», «Рубка леса», Севастопольские рассказы, «Метель», «Утро помещика»). М., Синергия, 2004, С.5-56.

 

О духовной первооснове романа-эпопеи Л.Н.Толстого «Война и мир» // Вестник Российского гуманитарного научного фонда. 2004, №3 (36). С.179-186.

 

Духовно-нравственный идеал Л.Н.Толстого в повести «Детство» // Вестник Российского гуманитарного научного фонда. 2005, №1 (38). С.112-121.

 

Война и свобода: кавказский триптих Льва Толстого // Л.Н.Толстой. Казаки. Кавказский пленник. Хаджи-Мурат. М., Синергия, 2005. С.5-49.

 

Вместо послесловия // Там же. С.408-416.

 

В поисках утраченного детства // Л.Н.Толстой. Детство. Отрочество. Юность. М., Синергия, 2005. С.5-58.

 

Свободный роман (Вступительная статья) // Л.Н.Толстой. Анна Каренина. Т.1, М., Детская литература, 2006. С.5-60.

 

Воскресение и «Воскресение» (Последний роман Льва Толстого) // Современное прочтение русской литературы XIX века. М., МГОУ, Пашков дом. 2007. С.467-498.

 

В сумерках. Вступительная статья в книге: Л.Н.Толстой. Повести и расссказы («Холстомер», «Записки сумасшедшего», «Смерть Ивана Ильича» и др.). М., Детская литература. 2008. С.5-38.

 

Комментарии. Там же С.356-367,

 

Объективное и субъективное в раннем творчестве Л.Н.Толстого. // Письменность, литература и фольклор славянских народов. XIV международный съезд славистов. Доклады российской делегации. Отделение историко-филологических наук РАН – Национальный комитет славистов. М., 2008. С.211-227.

 

Две «повести» в «Казаках» Л.Н.Толстого // Толстой и о Толстом: Материалы и публикации, вып.3. М., ИМЛИ РАН, 2009 С.112-127.

 

Соборное начало в русской публицистике 1812 г. // Научно-практическая конференция «Прошлое, настоящее и будущее России в русской литературе. М., Департамент образования г. Москвы, Южное окружное управление образования. 2010. С.148-162/

 

Повесть «Юность» в духовном и творческом движенииЛ.Н.Толстого // Литературоведческий журнал. М., ИНИОН РАН. 2010, №27. С.42-56.

 

Война и мир в рассказе Л.Н.Толстого «Набег» // Филологическое образование в современной школе. М. ГОУПедагогическая академия, 2010. С.9-19.

 

L.N.Tolstoy in the Twenty-First Century end the Academic Complet Edition // Tolstoy Studies Journal. VolumeXXII: Ottawa, 2011. P. 79-85.

 

Поэзия восторга и любви (Вступительная статья) // «Бородинское поле». 1812 год в русской поэзии. М., Детская литература, 2012. С.5-40.

 

Праздник обретения Родины (Вступительная статья) // «С Богом, верой и штыком!»: Отечественная война 1812 года в мемуарах, документах и художественных произведениях. М. Детская литература. 2012. С.5-11.

 

Духовно-нравственная проблематика рассказа Л.Н.Толстого «Севастополь в декабре месяце» // Современные направления филологического образования в школе: Материалы межрегиональной научной конференции. М. ГОУ Педагогическая академия, 2012. С.155-160.

 

Война и мир Льва Толстого // Л.Н.Толстой и его время. Пекин, Национальный музей Китая, 2014 (На китайском языке). С.85-99.

 

Национальный жизненный идеал в поэме М.Ю.Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» // Филологическое образование в современной школе и новые стандарты обучения. М., Академия социального уаправления Московской области, 2015. C.9-18.

Александр Трифонович Твардовский и его «книга про бойца» // «И помнит мир спасенный…». Материалы городской научно-практической конференции «Праздник величия России», посвященной 70-летию победы в Великой Отечественной войне. М., Департамент образования г. Москвы, 2016. С. 5-12.

 

РЕДАКТИРОВАНИЕ, ПОДГОТОВКА НАУЧНОГО АППАРАТА

 

Ответственный редактор сборника «Толстой и о Толстом. Материалы и исследования» (выпуск 3). М., ИМЛИ РАН. 2009.

 

Научное редактирование в качестве главного редактора Т.9 ПСС Л.Н.Толстого в 100 тт. М., Наука. 2014 (объем тома – 60 а.л.).

 

Подготовка научного аппарата к т. 9 ПСС Л.Н.Толстого в 100 тт. М., Наука. 2014.

 

УЧЕБНИКИ, УЧЕБНЫЕ ПОСОБИЯ

 

Гулин А.В., Романова А.Н. Литература, 5 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений (в 2 частях). М., Русское слово (Допущено Министерство образования и науки Российской Федерации), 2010. Ч.1 (С.3-319), Ч.2 (С.3-319).



Общий объем – 44 а.л. Объем, выполненный А.В.Гулиным - 22 а.л. Из них: 9 а.л. – авторские тексты, 13 а.л. – составление.



Гулин А.В., Романова А.Н. Программа по литературе. 5-9 классы. М., Русское слово, 2010. С.3-86.

 

Гулин А.В., Романова А.Н. Литература, 6 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений (в 2 частях). М., «Русское слово» (Допущено Министерство образования и науки Российской Федерации), 2011. Ч.1 (С.3-303), Ч.2 (С.3-319).

Общий объем – 46 а.л. Объем, выполненный А.В.Гулиным - 23 а.л. Из них: 10 а.л. –авторские тексты, 13 а.л. – составление.



Гулин А.В., Романова А.Н. Литература, 7 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений (в 2 частях). М., «Русское слово» (Допущено Министерство образования и науки Российской Федерации), 2012. Ч.1 (С.3-311), Ч.2 (С.3-383).

Общий объем – 50 а.л. Объем, выполненный А.В.Гулиным - 25 а.л. Из них: 12 а.л. – авторские тексты, 13 а.л. – составление.

 

Гулин А.В., Романова А.Н. Литература, 8 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений (в 2 частях). М., «Русское слово» (Допущено Министерство образования и науки Российской Федерации), 2013. Ч.1 (С.3-382, 28 а.л.), Ч.2 (С.3-367, 27 а.л.).

 

Общий объем: 55 а.л. Объем, выполненный А.В.Гулиным - 27,5 а.л. Из них: 12 а.л. – авторские тексты, 13 а.л. – составление.



Гулин А.В., Романова А.Н., Федоров А.В. Литература, 9 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений (в 2 частях). М., Русское Слово (Допущено Министерство образования и науки Российской Федерации), 2014. Ч.1 (С.3-384), Ч.2 (С.3-382).

 

 

Общий объем – 56 а.л. Разделы, написанные А.В. Гулиным: Ч.1: «Россия в эпоху Александра I» (1 а.л.), «Отечественная война 1812 года» (1 а.л.), «Декабристы» (1 а.л.), творческие портреты: М.И.Глинка, Р.Шуман, Э.-М.Фальконе, В.-А.Моцарт (1 а.л.); Ч. 2: «Россия в эпоху Николая I» (1 а.л.), «М.Ю.Лермонтов», «Н.В.Гоголь» (10 а.л.).