Издательство: ИМЛИ РАН
Год: 2019

Обзор

Современное изучение литератур народов России нуждается в обновленной исследовательской парадигме, преодолевающей разъединенность этнокультурного, аксиологического и коммуникативного дискурсов. Взаимодополняемость и соразмерность концептов «идентичность» и «коммуникативность» – сквозной сюжет монографии, формирующий её внутреннее единство.

В постсоветский период возобладала тенденция сужения диалогического пространства. Литературоведение утратило интерес к типологическим схождениям и «единству несходного». Но коммуникативная функция не только необходимое условие целостной характеристики национальной литературы, но и содержательный фактор  внутрилитературной  эволюции.

 В книге отстаивается динамическая модель идентичности, не отвергающей присутствие «другого» и его приверженность к иной культурной традиции. Особое  внимание уделяется  рецепции инонационального мира, проблеме корреляции «национального своеобразия» и «художественной ценности», императиву исторической памяти в национальных литературах.

Для филологов, культурологов, историков.

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Глава I. Право быть другим: литературы народов России  в эпоху современности     .       .       .       .       .       .       .       .        .

Поэтика сопряжения: мифологизм и фольклоризм в становлении национальной литературы                  .         .         .          .         .         .       4

О пределах  этнического  «ренессанса»:  культурная  инаковость и  возможности диалога                 .         .         .         .         .         .          .     46

В преддверии  обновленной  парадигмы.  Из опыта изучения национальных  литератур:  кризис нормативности .           .           .           .      78                                           

Глава IIРецепция инонационального мира, или Понять Другого

 

«Переправиться через Терек», или Два берега одной реки жизни              «Кавказский  текст»  Л. Толстого в онтологическом  измерении              106

Экзистенциальный  выбор.  Перечитывая  М. Лермонтова   .           .      161     

Глава III.  Память как образ себя: нарративная идентичность

 

«Человек  вспоминающий»  в литературе:   историческая память  как ресурс самоидентификации        .         .         .         .          .         .    178

«Фактор умственной национальной жизни».   Литература и культура на страницах газеты «Стамбульские новости»  (1909 -1910)    .      233

Глава IV.   Актуальная  классика

 

Неутраченные  смыслыЛитературное наследие:  к вопросу о переоценке ценностей    .           .      250     

Всеобщность особенного,  или Сопрягающая мысль Алексея  Кулаковского     272    

Идентичность по Айтматову         .         .         .         .         .         .         .    285    

Ностальгия по камню, или Воля к жизни       .         .         .         .         .     307    

«Есть высоты властительная тяга…»,  или  Кавказская тема в  судьбе, стихах и переводах Арсения Тарковского .     320

В поисках утраченного подлинника:   ностальгический миф в прозе Х. Мусаясула          .         .         .         .         .          332    

Дата размещения: