Время: 3–5 декабря 2018 г.

Конференция к 200-летию издания романа «Франкенштейн, или Современный Прометей» Мэри Шелли.

Организаторы: Институт мировой литературы им. А.М. Горького Российской Академии Наук, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики». 

Информационное письмо

В 2018 году исполняется 200 лет с момента выхода в свет романа английской писательницы М. Шелли «Франкенштейн, или Современный Прометей», написанного летом 1816 года ею на берегу Женевского озера в компании друзей, среди которых были Дж. Г. Байрон и П. Шелли. Роман, ставший одним из самых ярких воплощений английской готической традиции и романтизма, был, безусловно, порожден интеллектуальным «прорывом» эпохи Просвещения: месмеризмом, открытием гальванизма, распространением концепций тела-«машины», шумным успехом автоматических андроидов Ж. де Вокансона («Флейтист») и П. и А.-Л. Жаке-Дроза («Музыкантша») и т.п. Однако в не меньшей степени роман был подготовлен базовыми эпистемологическими установками мировой культуры, мифами и архетипами человеческого сознания – страхами, страстями, комплексами, вытесненными и сублимированными желаниями; в западной культуре топос искусственного (т.е. созданного человеком) тела получил огромную популярность: Птицы Герона Александрийского, ходячие статуи Дедала, созданная Прометеем Галатея и позднейшие статуи-любовницы и куклы-убийцы, Голем, самодвижущиеся автоматы Гаргантюа, Снегурочка, гомункул Парацельса и И.В. Гёте, робот К. Чапека, женщина-андроид Адали В. де Лиль-Адана…

Международная научная конференция ставит целью осмыслить статус искусственного тела в мировой культуре – как художественной, так и научной – в разных географических ареалах от Древности до наших дней. В чем парадоксальная необходимость и живучесть данной темы в различных культурах, какие мотивы и сюжеты оказываются ею порождены, каковы психологические, онтологические, эстетические и этические основания данного топоса, как воплощенные в искусстве (литературе, живописи, скульптура, кинематографе) образы искусственного тела – человека и(или) животного –связаны с научным дискурсом? Оргкомитет конференции будет признателен за конкретизацию иных подходов к заявленной проблематике.

Конференция состоится 3–5 декабря 2018 года.

Рабочие языки конференции – русский, английский, французский, немецкий.

Заявки на участие принимаются до 25 октября 2018 года (для иностранных участников, нуждающихся в визе – 15 сентября 2018 года) по электронному адресу artbody2018@mail.ru.

Решение о включении доклада в программу будет принято оргкомитетом не позднее 1 ноября 2018 года.

Проезд и проживание – за счет направляющей стороны; иностранным участникам конференции будет обеспечена визовая поддержка.

В заявке на любом рабочем языке конференции необходимо указать фамилию, имя (с отчеством), аффиляцию докладчика, адрес электронной почты, точную формулировку темы, а также представить аннотацию сообщения (250–300 слов); заявки на русском, французском или немецком языках должны сопровождаться переводом всей информации на английский язык.

 

Избранная библиография

 

  1. Chapuis, Alfred; Gelis, Gaston, Le monde des automates. Etudes historique et technique, 2 vol., Genève, Slatkine, 1984 [Paris, 1928].
  2. Chapuis, Alfred; Droz, Edmond, Les automates. Figures artificielles d’hommes et d’animaux. Neuchâtel, Griffon, 1949.
  3. Cohen, John, Human Robots in Myth and Science, London : Allen & Unwin, 1966.
  4. Simon, Herbert, The Science of the Artificial, Cambridge, MIT Press, 1969.
  5. Dinter, Annegret, Der Pygmalion-Stoff in der europäischen Literatur : Rezeptionsgeschichte einer Ovid-Fabel. Heidelberg, C. Winter, 1979.
  6. Sauer, Lieselotte, Marionetten, Maschinen, Automaten – Der künstliche Mensch in der deutschen und englischen Romantik. Bonn, Bouvier, 1983.
  7. Gaillard, Aurélia, Le corps des statues. Le vivant et son simulacre à l’âge classique (de Descartes à Diderot). Paris, Champion, 2003.
  8. L’Automate : Modèle, Métaphore, Machine, Merveille. Actes du colloque international de Grenoble (19–21 mars 2009). Textes réunis par Aurélia Gaillard, Jean-Yves Goffi, Bernard Roukhomovsky, Sophie Roux, Bordeaux, PU de Bordeaux, 2013.