Время: 19 февраля 2020 г. 11.00–15.00
Место проведения: ИМЛИ РАН, ком. 13

ЗАСЕДАНИЕ 2. «ЮДИФЬ. ЭВОЛЮЦИЯ ОБРАЗА В ДРАМАТУРГИИ МОДЕРНИЗМА И ЕГО ГЕНДЕРНЫЕ КООРДИНАТЫ»

Программа

Каплун Марианна Викторовна (к.ф.н., с.н.с. ИМЛИ РАН)

Образ Юдифи в драматургии: от XVI в. к эпохе модернизма

Доклад посвящен особенностям различных интерпретаций образа Юдифи из апокрифической Книги Юдифи в драматургии от XVI в. до эпохи модернизма. С XVI до начала XVII в. образ Юдифи соответствовал канонам школьной драматургии, что можно проследить на примере драм С. Бирка «Юдит», Д. Альберти «Олоферн», М. Беме «Юдифь». Предтечей модернистских интерпретаций образа Юдифи можно считать пародию на драму Геббеля «Юдифь и Олоферн», написанную И. Нестроем в 1849 г., в которой автор высмеивает гендерные штампы, подменяя понятия маскулинности и феминниности благодаря приему травестизма. В начале XX в. выходят две значимые драмы, связанные с библейским сюжетом Юдифи, «Иудейская вдова» Г. Кайзера и «Юдифь» Т.С. Мура. Если пьеса Кайзера несет в себе явные черты буффонады, связанные с высмеиванием гендерных стереотипов, то пьеса Мура куда бережнее обходится с библейским образом, останавливаясь на мотивации и чувствах героини. В русской драме эпохи модернизма самым значимым произведением на сюжет о Юдифи является трагедия в стихах «Юдифь» Н.В. Недоброво. С одной стороны, Недоброво следует за библейским каноном на уровне сюжетной структуры, а с другой, трансформирует образ Юдифи, которая проходит путь от воительницы до беспомощной девы, оставшейся пленницей в стане врага. Проведенный анализ дает представление о сдвигах в конструировании образа Юдифи, связанного с особенностями восприятия библейской истории в разное время, что важно для понимания трактовок женских библейских образов в мировой литературе в целом.

 

Зусева-Озкан Вероника Борисовна (д.ф.н., в.н.с. ИМЛИ РАН)

Героиня пьесы М.Е. Лёвберг «Дантон» (1919) как «неудавшаяся» Юдифь

В докладе вводится в научный оборот пьеса Марии Евгеньевны Лёвберг «Дантон», которую очень ценил А. Блок и которая была поставлена в Большом драматическом театре летом 1919 г., однако никогда не публиковалась. Анализируются система персонажей и конфликт пьесы. Показывается, что главным действующим лицом является, вопреки заглавию, не Дантон, а вымышленный женский персонаж, спроецированный на образ Юдифи. Однако принципиально, что здесь действует Юдифь неудавшаяся – желавшая совершить убийство тирана, но так и не осуществившая свой замысел. Ответ на вопрос о причинах, побудивших автора обратиться именно к такой вариации образа (при наличии аналогичного, но соответствующего «канону», сюжета о Юдифи в анналах Французской революции – убийства Марата Шарлоттой Кордэ), ищется в моральных дилеммах и глубоких противоречиях, которые, по Лёвберг, определяют революцию. Причем речь идет как о Великой французской, так и о русской революции 1917 г., с которой в пьесе проводятся явные параллели. Пьеса также встраивается в общую канву творчества М.Е. Лёвберг, неизменно проблематизировавшей существовавший гендерный порядок и роль в нем женщин.

Дискуссия