Работа музея-квартиры А.М. Горького в праздничные дни

Выходные дни: 28, 29, 30 апреля, 1, 9, 10  мая.

11, 12  мая музей работает.

Архив событий

Время: 16 февраля 2016 г.
Место проведения: ИМЛИ РАН

 

16 февраля 2016, во вторник, в 18.00 в отделе теории ИМЛИ (Москва, ул. Поварская, 25а, комната 13) состоялся доклад Евгении Викторовны Ивановой (ИМЛИ)

Комментарий: вчера, сегодня, завтра

В докладе обсуждались основные тенденции эволюции комментария к произведениям художественной литературы, начиная от советских академических изданий и до сегодняшнего дня. В дискуссии обсуждался вопрос о различных типах комментария и о принципах реального комментария. 

 

Уважаемые коллеги, дорогие друзья!
Мы продолжаем серию заседаний семинара отдела теории литературы ИМЛИ, посвященных проекту "Комментарий: теория и практика".
16 февраля 2016, во вторник, в 18.00 в отделе теории ИМЛИ (Москва, ул. Поварская, 25а, комната 13) состоится доклад Евгении Викторовны Ивановой (ИМЛИ)

 

Комментарий: вчера, сегодня, завтра

 

В докладе предпринимается попытка проследить основные тенденции эволюции комментария к произведениям художественной литературы, начиная от советских академических изданий и до сегодняшнего дня.

 

1. В советский период подготовка комментированных изданий являлось исключительно задачей академических сообществ и связанных с ними издательств, круг которых был ограничен. Поэтому существовали нормативные требования к комментарию, который содержал всю историко-литературную информацию о памятнике, создававшую условия для его адекватного восприятия. Комментарий был привилегией научных изданий, они пользовались заслуженным уважением, им отдавали предпочтение читатели из интеллигентных кругов (отсюда успех таких серий как «Литературные памятники», «Литературное наследство» и др.) 

2. По мере ослабления нормативных требований комментарий стал расширяться за счет информации, которую невозможно было опубликовать в статейном виде. С одной стороны, это приводило к необоснованному разрастанию комментария в духе чеховской формулы «важен не Пушкин, а комментарии к нему», с другой – окружало комментаторов особым ореолом, повышая их авторитет. С появлением частных издательств, где характер издания определялся вкусом хозяев, понятие нормативности исчезло в том числе и по отношению к комментарию. 

3. Эпоха интернета существенно облегчила доступ к информации, что изменило отношение к комментарию. То, что ранее было известно узкому кругу специалистов, которым ради нескольких строк в комментарии приходилось пересматривать десятки справочников, теперь достигалось одним-двумя кликами. Комментаторам пришлось всерьез задуматься, что следует включать в комментарий из доступной всем информации в интернете. Это коснулось не только комментариев в духе «Пушкин – русский поэт (1799-1937)», но и больших пластов информации, которая в одночасье стала равно доступна всем.

4. Основная часть доклада посвящена тому, как меняется содержание академического комментария в условиях информационного взрыва, что в нем уйдет навсегда, а что навсегда останется, несмотря на мощный информационный поток, и каким мне представляется будущее академических изданий как жанра, и комментариев в частности.
Приглашаем уже определившихся участников проекта, тех, кто желает участвовать в проекте, и всех заинтересованных лиц.

 

Вход свободный.

 


 

О проекте:
В течение 2016 года ожидаются с благодарностью и принимаются статьи в «Комментарий: теория и практика» - междисциплинарный коллективный труд отдела теории ИМЛИ, в котором ставятся теоретические проблемы комментирования и анализируется богатейший практический опыт последних лет.
Предполагаемые разделы и темы труда:
«Наиболее актуальные типы комментария в современных изданиях»;
«Комментирование произведений русской литературы 19 века в свете вновь открывающихся базовых текстов и традиций. Опыт комментаторов зарубежной литературы»;
«Адресат комментария и комментарий без адресата»;
«Типы изданий и соответствующие им типы комментирования»;
«Комментарий как интерпретация»;
«Реальный комментарий для мистических текстов – что это?»;
"Реальный комментарий в эпоху интернета";
"Проблемы комментирования поэтических циклов";
"Роль и функция биографии писателя в процессе комментирования его текстов";
"Предисловие как комментарий";
"Комментарий и интерпретация";
"Специфика комментирования переводных текстов";
"Визуальные искусства как тип комментария и способ интерпретации";
"Комментарий к изданию музыкальных текстов с точки зрения теории и философии музыки";
"Богослужение как комментарий";
"Комментарий как тип творчества и жанр литературы";
"Бытие литературы как процесс комментирования и автокомментирования" - и многие другие.

Если есть у вас желание поучаствовать, мы будем рады.