Отдел теории ИМЛИ им. А.М.Горького РАН

Институт истории и филологии РГГУ

Учебно-научная лаборатория мандельштамоведения РГГУ

7-8 АПРЕЛЯ 2017 ГОДА

XXI всероссийская научная конференция с международным участием

из цикла

«ФЕНОМЕН ЗАГЛАВИЯ»

 

ЗАГЛАВИЕ И ЖАНР

 

ПРОГРАММА

 

 

7 апреля, пятница.

ИМЛИ РАН. Каминный зал.

 

10. 30. – 11.00. Регистрация участников.

11.00. – 14.00. Первое заседание.

14.00. – 14.40. Перерыв на обед.

14.40. – 17.40. Второе заседание

17.40. – 18.00. Кофе-брейк

18.00. - 20.20. Третье заседание.

 

ДОКЛАДЫ:

1. Валерий Тюпа (Москва). Ода: семантический ореол жанрового заглавия. 

2. Светлана Артёмова (Тверь). Жанровое заглавие элегии и его отсутствие как жанровый маркер.

3. Ксения Полякова (Ульяновск). Лексема «фантазия» в заголовочном комплексе в русской литературе XIX – начала XX веков. 

4. Иван Есаулов (Москва). Ода «Богъ» Гавриила Державина: семантические парадоксы советской орфографии (заглавие, текст, «объяснения»).

5. Наталия Азарова (Москва). И все-таки почему Беньямин переименовал «Московский дневник» в «Испанское путешествие»?

6. Мария Лебедева (Тверь). Авторские жанровые номинации текстов сверхмалой прозы. 

7. Леонид Кацис (Москва). Слово novel как обозначение жанра в переводе «Евгения Онегина» Набоковым. 

8. Нинель Литвиненко (Москва). Заглавие как жанровый модус французского исторического романа 1820-х годов. 

9. Анна Попова (Донецк). Заголовок как форма жанровой полемики: Руссо, Шатобриан, Жорж Санд. 

10. Анастасия Голубцова (Москва - СПб). Жанровые наименования и литературная традиция в текстах скапильятуры. 

11. Андрей Голубков (Москва). «Ana, ou anecdotes»: от названия к жанру. 

12. Михаил Павловец (Москва). «Конкретистские “Сонеты”: овеществление жанровой формы. 

13. Елена Осьминина (Москва). «Китайские стихи» Брюсова и Бальмонта: заглавие и жанр. 

14. Ольга Соколова (Москва). Авангардный манифест: между поэтической и политической революцией. 

15. Анна Гумерова. Традиционные жанровые маркеры в заглавиях произведений Дж.Р.Р. Толкина и проблема их перевода на русский язык. 

16. Татьяна Купченко (Москва) «150 000 000» Маяковского: числовое значение революции». 

17. Антон Боровиков (Москва). Заглавие как обращения: Vocatio, Metamorphosis, Perversion. Сергей Есенин. 

18. Анастасия Тинникова (Москва). Структурообразующая роль заглавия в книге М.А. Волошина «Неопалимая Купина». 

19. Сергей Дмитренко (Москва). Жанровые формы у М.Е. Салтыкова и жанровые формы для Н.Щедрина.

20. Иван Асташенков (Москва). Что такое ярн для Марка Твена? 

21. Анна Семина (Москва). Редукция заглавия как минус-прием как черта жанра отрывка в лирике Г. Иванова и Б. Рыжего. 

22. Елизавета Зенова (Москва). Заглавие как маркер жанровой принадлежности (на материале книги И.Б.Роднянской «Движение литературы»). 

23. Евгения Петрушова (Москва). Функция заглавия и жанровая поэтика романа С. Моэма «Рождественские каникулы». 

24. Юлия Ким (Москва). Американский академический роман 1950-х гг.: роль заглавия в изобретении жанра. 

25. Екатерина Кузнецова (Москва). «Двусмысленные» заглавия И. Северянина. 

 

 

8 апреля, суббота.

РГГУ, корп. 6, ауд. 276.

 

10.30 – 11.00. Регистрация участников

11.00. Начало заседаний: 

 

ДОКЛАДЫ:

1. Александр Бабулевич (Москва). Межвидовой транзит жанровых заглавий. 

2. Юрий Орлицкий (Москва). Жанрообозначение в функции заглавия (на материале русской лирики ХХ-ХIХ веков).

3. Ольга Довгий (Москва). Сатира как судьба: случай Антиоха Кантемира. 

4. Ольга Соболева (Пермь). Роман-сюита и роман-недоразумение: об окказиональном жанрообозначении в составе заголовочно-финального комплекса. 

5. Наталья Тулякова (СПб). Жанровый идентификатор «легенда» в русской литературе 1820-40-х годов. 

6. Светлана Казакова (Москва). ЗФК «Обыкновенной истории» И.А. Гончарова как ключ к жанровому определению романа. 

7. Светлана Бойко (Москва). Жанровые маркеры в подзаголовках и в эпиграфе: традиция – игра – новация: по книге Архимандрита Тихона (Шевкунова) «Несвятые святые». 

8. Александр Житенев (Воронеж). Трансформации заглавия в черновиках Геннадия Айги. 

9. Данила Давыдов (Москва). Проблематика авторских псевдожанров в рамочных структурах новейшей русской лирики: от вопрошания к деконструкции. 

10. Ольга Бараш (Москва). Сонет «Сонет»: тавтология или омонимия? 

11. Сергей Преображенский (Москва). Степень связности текста и особенности его заголовочного комплекса: эксперименты польского футуризма (А.Стерн, Т.Чижевский). 

12. Анна Завьялова (Москва). «Китайский павильон. Ревнивец»: «китайский» и «галантный» жанры в творчестве Александра Бенуа середины 1900-х годов. 

13. Иоанна Делекторская (Москва). Жизнь с гоголем как вариант автобиографии (об одном заглавии у Бориса Зайцева и жизнетворчестве Андрея Белого). 

14. Мария Рыбина (Уфа). Laterna magica: заглавия французских «стихотворений в прозе» от А. Бертрана до С. Малларме.

15. Ефим Беренштейн (Тверь). Заглавия-жанры в «драматикулах» Сэмьюэла Беккета.

16. Ольга Казмирчук (Москва). Песня А. Галича «Баллада о стариках и старухах…» в контексте балладной традиции (поиски признаков жанра, заявленного в заглавии). 

17. Александр Козин (Москва). Функция термина «баллада», употребленного в качестве жанрового маркера в названиях прозаических текстов.

18. Андрей Коровин (Москва). В поисках нового жанра: «Мифы» Й.В. Йенсена.

19. Полина Ворон (Скляднева) (Москва). Восхищение «Восхищением»: амбивалентность заглавия и структуры романа И. Зданевича.

20. Татьяна Аникина (СПб.). От заголовка к жанровому образованию: произведения – povzdechу в чешской литературе. 

21. Екатерина Фейгина. (Москва).Жанровые смыслы заглавия сборника стихотворений Э. Монтале «Обстоятельства» (Le occazioni). 

22. Мария Надъярных (Москва). Жанр как изобретение и как традиция в заглавиях стихотворных книг Пабло Неруды. 

23. Тамара Кудрявцева (Москва). Заглавие как обозначение жанра в современном немецком стихотворении: функция пародирования и игры с традицией. 

24. Алла Бурцева (Москва). Стратегия заглавия в советском коллективном писательском сборнике (на примере альманаха «Айдинг-Гюнлер»). 

25. Светлана Бочавер (Москва). Названия Сандра Сантана и Андрей Сен-Сеньков. 

 

СТЕНДОВЫЙ ДОКЛАД

Татьяна Светашёва (Минск). Ложное жанровое маркирование в заглавии как приём литературной игры в русской поэзии второй половины ХХ века. 

 

ТВОРЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Читают и объясняют поэты:

Света Литвак. 

Игорь Жуков.

Данила Давыдов.

Сергей Преображенский.

и другие.

 

РЕГЛАМЕНТ ДОКЛАДОВ:

15 – 20 минут

(15 минут + 5 минут на дискуссию; 20 минут – без дискуссии)

 

ЗАСЕДАНИЯ ВЕДУТ:

Ю.Б. Орлицкий, М.Ф.Надъярных

 

 

КОНФЕРЕНЦИЯ СОСТОИТСЯ ПО АДРЕСАМ:

Заседания 7 апреля: ИМЛИ им.А.М.Горького РАН: г. Москва, Поварская ул., д.25а, Каминный зал. 

Проезд до ст. метро: Баррикадная, Арбатская, Библиотека им. Ленина.

Заседания 8 апреля: РГГУ: г. Москва, Миусская пл., д. 6, корп. 6, ауд. 276. 

Проезд до ст. метро: Новослободская, Менделеевская.

 

Дополнительная информация по электронным адресам Оргкомитета:

Ю.Б.Орлицкий: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

М.Ф.Надъярных: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.