Вопросы к вступительному экзамену по специальности 10.01.03. - Литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной литературы).

 

1. Содержание и история возникновения термина «Средние века». Общая характеристика средневековой картины мира.

2. "Старшая Эдда" как сборник древнескандинавских мифологических и героических песен. Общая характеристика.

3. Древнеирландский мифологический и героический эпос, его основные циклы.

4. Англосаксонский эпос.

5. Каролингское возрождение: синтез культур.

6. Западноевропейский героический эпос: основные темы и художественные особенности.

7. Общие черты куртуазной лирики. Трубадуры Прованса, труверы Франции, миннезингеры Германии.

8. Рыцарский роман: его истоки, разновидности, тематика.

9. Литература средневекового города. Сатирические жанры: фабльо, шванки. «Животный эпос». Поэзия вагантов. Зарождение театра.

10. Общая характеристика литературы эпохи Возрождения.

11. Жизнь и творчество Данте Алигьери.

12 . Новаторство поэзии Франческо Петрарки.

13. Жанровое своеобразие "Декамерона" Джованни Боккаччо.

14. Торквато Тассо и жанр рыцарской поэмы.

15. Особенности немецкой литературы эпохи Возрождения.

16. Жанровые и стилистические особенности книги Франсуа Рабле.

17. Джеффри Чосер и его «Кентерберийские рассказы».

18. Периодизация творчества Шекспира. Герой и конфликт трагедии «Гамлет». Гамлет в интерпретации И.С.Тургенева.

19. Жанры испанской прозы эпохи Возрождения: рыцарский и плутовской роман. Рождение романа Нового времени.

20. Жанровое своеобразие «Дон Кихота» Сервантеса.

21. Испанская драматургия эпохи Возрождения: особенности бытования и новаторские черты.

22. Общая характеристика искусства барокко.

2 3 . Особенности английской «метафизической поэзии»

24. Общая характеристика литературы классицизма. Конфликты, герои, система выразительных средств.

25. Возникновение новых литературных жанров и изменение читательской аудитории в Европе 18 - 19 вв.

26. История развития плутовского романа в Испании, Франции, Англии конца 16 — начала 18 в.

27. Общая характеристика литературы Века Просвещения.

28. Общая характеристика литературы романтизма. Конфликты, герои, картина мира.

29. Школы немецкого романтизма.

30. Школы английского романтизма.

31. Школы французского романтизма. «Неистовые романтики».

32. Представители североамериканского романтизма.

33. Особенности французского исторического романа (на примере произведений В. Гюго).

34. Зарождение и общая характеристика реализма. Интерпретации реализма в литературоведении.

35. Характеристика аналитического психологического метода Стендаля.

36. Особенности английской викторианской литературы. Основные имена и произведения.

37. Понятие «эпоха декаданса». Основные литературные направления и школы эпохи декаданса.

38. Европейский символизм: истоки, мировидение, поэтика, эволюция.

39. Уайльд и английский эстетизм.

40. Французский натурализм и творчество Э. Золя.

41. Новая драма на рубеже веков (Шоу, Гауптман, Ибсен, Стриндберг). Общая характеристика.

42. Модернизм в литературе XX века: история термина, периодизация, основные имена, новые литературные техники.

43. Американский модернизм 1900-1930-х гг. и творчество У. Фолкнера.

44. Авангардизм 1900-1920-х гг. - общая характеристика. Основные школы, имена, манифесты.

45. Б.Брехт: теория и практика «эпического театра»

46. Австрийская литература первой трети 20 в. и творчество Ф.Кафки.

47. Литература «потерянного поколения» и творчество Э.Хемингуэя.

48. Философский и литературный экзистенциализм. Ж.-П. Сартр и А.Камю.

49. Интеллектуальный роман в Германии. Т. Манн. Г. Гессе.

50. Антиутопия как жанр.

51. «Новый роман», «драма абсурда» и переход к от модернизма к постмодернизму.

52. Новый латиноамериканский роман: общая характеристика, основные представители.

53. Литературный постмодернизм: теория и художественная практика.

54. Европейская и американская литература 1990-х-2000-х гг.: основные явления, имена, художественные открытия.