logo small white

ИНСТИТУТ МИРОВОЙ ЛИТЕРАТУРЫ им. А.М. ГОРЬКОГО РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК

  • Время: 15-17 апреля 2016 г.
  • Место проведения: Старая Русса

В Старой Руссе прошли XVIII Апрельские Юношеские чтения «Произведения Достоевского в восприятии читателей XXI века»

 

Источник

15-17 апреля 2016 года в Старой Руссе проходили XVIII Апрельские Юношеские чтения "Произведения Достоевского в восприятии читателей XXI века". В этом году чтения были посвящены, главным образом, роману "Преступление и наказание". В чтениях принял участие председатель Отдела по религиозному образованию и катехизации Новгородской епархии прот. Александр Ранне.

Организаторы чтений обозначили цель - организация площадки для встречи людей (прежде всего молодых людей, учеников школ, но вообще-то - совместной работы людей разных возрастов (учеников, студентов, аспирантов, преподавателей), заинтересованных в глубоком понимании реальности, в умении осваивать сложные тексты и создавать адекватные концепции анализируемой реальности. Основа такого понимания заключается в выработке умения воспринимать текст не как безгласный объект анализа, а как вступающую в общение личность.

Открывая чтения, директор Дома-музея Наталья Костина подчеркнула, что тому, кто однажды открыл для себя Достоевского, уже не оторваться от него.

Председатель Отдела по религиозному образованию и катехизации Новгородской митрополии прот. Александр Ранне сказал о том, что Достоевскому был дан страшный, истинно человеческий и единственно человеческий дар - дар страдания во имя любви к людям, дар страдания и крест страдания.

Ведущая Чтений, Татьяна Касаткина рассказала о подобных чтениях, которые с этого года проводятся в Италии.

--цитата--

"Тому, кто однажды открыл для себя Достоевского, уже не оторваться от него"

директор Дома-музея Ф.М. Достоевского Наталья Костина

 

Отрадно заметить, что многие юные исследователи Достоевского изучают произведения писателя через чтение Евангелия. И, как результат, появляются размышления: "Евангельские мотивы в романе"; "Можно ли пролить кровь по совести? Вопрос героя и ответ писателя в романе"; "Ведь дети - образ Христов": возрастание к ребенку в романе"; "

По сложившейся традиции члены экспертного совета также выступили с сообщениями: "Я умолял их, чтоб они распяли меня на кресте, я учил их, как сделать крест": богословие Креста в "Сне смешного человека (Татьяна Касаткина); "Ролевое чтение и реальный комментарий" (Анна Гумерова и Валентина Сергеева).

17 апреля Татьяна Касаткина провела семинар для педагогов на тему "Субъект-субъектный метод в исследовании художественного произведения: роман "Преступление и наказание" Ф.М. Достоевского.

Филологические чтения "Произведения Достоевского в восприятии читателей XXI века" представляют собой уникальный проект 17-летнего сотрудничества общеобразоватеной школы, вузов, музеев и академической науки в деле изучения творчества Достоевского. В разные годы в чтениях принимали участие школьники и студенты из Новгородской, Кировской, Ленинградской, Нижегородской, Новосибирской, Смоленской областей, Москвы, Санкт-Петербурга, Татарстана. В 2015 году впервые чтения прошли как международные - в них приняли участие преподаватели из Италии.

В июне 2009 года Юношеские чтения получили гриф ИМЛИ РАН. Участники Апрельских чтений, чьи доклады признаются экспертным советом наиболее подготовленными, участвуют в юношеской секции Международных Старорусских Чтений "Достоевский и современность", проходящих ежегодно в мае. В экспертный совет чтений этого года входили:

- Председатель: Татьяна Касаткина (Москва) - доктор филологических наук, зав. Отделом теории литературы ИМЛИ, председатель Комиссии по изучению творческого наследия Достоевского;

- Ирина Евлампиева (п. Пола) - учитель русского языка и литературы высшей категории МОУ СОШ п. Пола Парфинского района;

- Софья Каганович (Великий Новгород) - доктор филологических наук;

- Анна Гумерова (Москва) - кандидат филологических наук, старший научный сотрудник отдела теории литературы ИМЛИ;

- Валентина Сергеева (Москва) - кандидат филологических наук, старший научный сотрудник отдела теории литературы ИМЛИ;