Время: 31 марта 2016 г.
Место проведения: ИМЛИ РАН

Первый семинар из цикла «Репрезентация фигуры автора в тексте» прошел 31 марта 2016 г. в Каминном зале ИМЛИ. Он был посвящён философской прозе А.Ф. Лосева, которая, наряду с его философскими трудами, образует единое целое. Исследователь из Пармы, аспирант Отдела теории ИМЛИ, Джорджия Римонди считает, что изложение в прозе своих философских идей обусловлено спецификой восприятия философом действительности, в которой познание мира через искусство является не менее значительным, чем рассудочное познание.

На втором семинаре, который состоялся 7 апреля 2016 г., речь шла о принципах научного изучения прижизненных полных собраний сочинений русских писателей На материале ППСС писателей XIX-XX вв., в которых запечатлён «меняющийся во времени духовный опыт творца», д.ф.н. преподаватель кафедры теории литературы МГУ А.А. Холиков показал механизмы формирования образа литератора.

Тема следующего семинара -  «Принципы издания посмертного Полного собрания сочинений А.Н. Толстого: к вопросу о формировании образа писателя» (14 апреля 2016г.). Старший научный сотрудник ИМЛИ А.С. Акимова рассмотрела ПСС (В 15 тт. М.: Гослитиздат, 1946-1953), подготовленное по постановлению Совета Народных Комиссаров СССР, как «государственный спектакль» (М.А. Перепелкин), посвященный увековечению памяти «маршала советской литературы» (А.М. Дроздов). Ни его структура, ни выбор основного источника текста (в частности, 1-й книги романа «Петр I») не дают подлинного представления о творчестве А.Н. Толстого и о работе над признанной после смерти писателя главной - книгой «Петр I», однако способствуют созданию образа «борца и патриота» (Д. Бедный).

16 июня в Каминном зале ИМЛИ  с докладом «Репрезентация фигуры автора в тексте: «нестилизационные подражания» средневековой литературы Востока» выступил академик РАН, научный руководитель ИМЛИ, ведущий специалист в области истории арабской литературы и литературы Востока Александр Борисович Куделин. Отталкиваясь от сформулированного Д.С. Лихачевым понимания поэтики как «системы всего мировоззрения и мироповедения» и применив предложенное им понятие «нестилизационные подражания», А.Б. Куделин охарактеризовал один из наиболее распространенных механизмов межкультурного диалога в средневековой литературе Востока. В своем выступлении А.Б. Куделин указал на типологически сходные явления в мировой литературе (произведения, основанные на «головоломной технике»; онтологическая функция графики и др.). 

 Доклад Александра Беларева на тему «Автор-герой-произведение: границы и их преодоление. На материале прозы Пауля Шеербарта» (23 июня) был посвящен творчеству немецкого фантаста, автора планетарного романа Пауля Шеербарта (1863-1915) и его концепции, согласно которой инициатором идей и мыслей является планета, через героев, связанных с ней и обладающих особыми органами чувств для восприятия идей, реализующая их в пространстве. В связи с этим большое внимание в докладе А. Беларева было уделено фигуре героя-творца (художника, архитектора, писателя) и функции экфрасиса в текстах Шеербарта, а также его рисункам и иллюстрациям Альфреда Кубина к роману «Лезабендио» (1913).

Работу семинара завершил Сергей Огудов (НГПУ, магистрант кафедры «Теории литературы»), доклад которого был посвящён актуальным в современной нарратологии категориям показа и рассказа. Будучи буквальным переводом греческих слов «мимесис» и «диегезис» на английский язык, «показ» и «рассказ» оказались в центре литературоведческих дискуссий после работ Г. Джеймса и П. Лаббока, которые сделали показ своего рода предписанием для романистов. В сообщении «Проблема повествовательной дистанции в нарратологии» молодой исследователь предложил новое разграничение мимесиса и диегезиса в связи с проблемой нарративной дистанции. Дополнение нарратологической дискуссии уровнем мимесиса было продемонстрировано на основе работ С.Н. Зенкина, М.Б. Ямпольского и В.А. Подороги, которые, по мнению С. Огудова, могут стать продуктивными для широкого круга нарратологических исследований.