Отзывы

Отзыв ведущей Косова

                                                                            «УТВЕРЖДАЮ»

Проректор по науке, инновациям и

стратегическому развитию

                           ФГБОУ ВПО МГГУ

                           им. М.А. Шолохова,

кандидат экономических наук

Глазков А.А.

«___»  ________ 2015 г.

 

ОТЗЫВ

ведущей организации Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Московский государственный гуманитарный университет имени М.А. Шолохова» о диссертации Косовой Юлии Анатольевны «Автобиографическое письмо в трилогии Ж. Руо («Поля чести», «Знаменитые люди», «Мир не в фокусе»)», представленной на соискание ученой степени кандидата филологических наук по специальности 10.01.03 – Литература народов стран зарубежья (литература Европы)

 

         Работа выполнена на кафедре русской и зарубежной литературы филологического факультета Российского университета дружбы народов. Диссертация Юлии Анатольевны Косовой посвящена изучению романной трилогии одного из крупнейших писателей современной Франции – Ж. Руо, чье творчество привлекло внимание немногих ученых в России (В.В. Шервашидзе, Пестерев В.А.) и – естественно для автора, вошедшего в литературу только в 1990-е гг. – недостаточно исследовано за рубежом. В то же время – в силу успеха и широкого признания, значительности вклада в современную литературу – во Франции уже существует обширный круг работ, посвященных творчеству писателя, которые анализируются в диссертации.

Косова Ю.А. опирается на труды не только литературоведов, но и лингвистов, философов, психоаналитиков, это соответствует ее намерению – создать комплексное исследование – и специфике анализируемого материала. Речь идет об изучении литературного процесса 1990 – 2010 гг., подходе к проблемам автобиографического письма, формам и специфике романного и романического в творчестве Ж. Руо.

Основные задачи и положения, выносимые на защиту, продуманы и хорошо аргументированы. Точность и методологическая основательность позволяют диссертанту успешно реализовать концепцию работы.

В центре диссертации – анализ трех романов Ж. Руо «Поля чести» (Les champs d'honneur, 1990), «Знаменитые люди» (Les hommes illustres, 1993), «Мир не в фокусе» (Le monde à peu près, 1996). Привлекаются и более поздние произведения писателя, и не только из области романистики.

Исследуемая трилогия репрезентативна с точки зрения осмысления эволюции и вклада писателя в создание новой художественной формы автобиографического письма, автобиографического романа во французской литературе.

Первая глава «Автобиографическое письмо в социокультурном контексте 80-90–х годов» содержит ряд параграфов, одно перечисление которых дает представление о масштабности и методологической выверенности диссертационного исследования. Это «Поэтологические особенности «переходной» литературы», где речь идет о выработке нового отношения к традициям и возврате «субъекта» повествования, что позволяет обозначить роль романистики Ж. Руо в контексте обновляемых и пересматриваемых историко-литературных традиций. Это – во втором параграфе – не только «Возвращение» к проблематике субъекта, но и анализ «новых форм» его репрезентации. При подходе к этой проблеме диссертантка анализирует сложившиеся в сфере гуманитарного знания концепции и теории, соединяющие литературоведческий и лингвистический, эстетический и философский аспекты изучаемой проблемы. Такой подход представляется обоснованным и актуальным, позволяет осмыслить новые формы «репрезентации действительности», самоидентификации личности – в процессе письма, в создаваемом Ж. Руо жанре автобиографического романа. 

В подходе к экзистенциальной проблематике трилогии диссертантка опирается на деонтологическую философию Левинаса, где субъективация и   свобода личности определяются ответственностью за «Другого». Эта парадигма образует концептуальное ядро диссертации, определяющее единый методологический подход к анализу каждого из романов.

Третий и четвертый параграфы первой главы «Дискуссионность жанра автобиографии (концепции Ж. Гюсдорфа и Ф. Лежена)» и ««Автобиографический вымысел» или «вымышленная автобиография» (autofiction)» чрезвычайно важны, так как позволяют теоретически обосновать созданную писателем новую концепцию автобиографизма. Косова Ю.А. опирается, прежде всего, на труды Ж. Гюсдорфа, который рассматривал расцвет письма «о себе» в конце ХХ века как реакцию на «потерю» человека в постмодернистской литературе. На этой основе, доказывает диссертантка, строится художественная концепция новой «гибридной» формы письма ‒ «автобиографического вымысла» или «вымышленной автобиографии», своеобразного синтеза автобиографии и романа в трилогии Ж. Руо.

   В пятом параграфе «Новые повествовательные стратегии в «рассказах о родственных связях» (récit de filiation)» диссертантка рассматривает названный пласт повествования как «вторичную жанровую разновидность «автобиографического вымысла» (autofiction).

   Противопоставляя исследуемую концепцию автобиографизма теориям, закрепившимся в постмодернизме и более ранней литературной традиции, Косова Ю.А. пишет об актуализации по-новому ангажированного письма – о расширении и изменении проблематики автобиографического дискурса, когда личная судьба предстает в связях с общими процессами жизни, в том числе становления личностного сознания – и развития культуры, выстраивая свои отношения с ней на основе новых художественных стратегий.

   Анализ сложившихся в литературоведении представлений о границах, возможности и невозможности «адекватного» самопознания, о процессах идентификации личности на основе автобиографического письма позволяет автору диссертации глубже исследовать новаторство и своеобразие романной трилогии Ж. Руо, воплотившей «синтез Большой истории, истории семьи, рассказа о себе и металитературной рефлексии» (с. 74).

Первая глава имеет самостоятельную ценность, она не только предваряет анализ романного цикла Руо, но и содержит актуальный материал о закономерностях и особенностях становления современной французской литературы.

Вторая глава «Формирование поэтики Ж. Руо» посвящена анализу различных аспектов поэтики трилогии как «композиционного и смыслового целого» (75).

В основе ее интересный, увлеченный, глубокий анализ специфики автобиографического вымысла, «реисторизации субъекта», возникающего на почве по-новому выстроенного романного хронотопа, механизма временной инверсии, ассоциаций, иронических аналогий и сцеплений. Автор диссертации пишет: «Неизменное присутствие Большой истории в форме следов и стигматов – одна из особенностей поэтики Ж. Руо. Известные исторические события и личности являются для него неисчерпаемым источником аллюзий» (81).

Внимание к «стигматам» и «следам» Большой истории соединяет художественную концепцию романиста с традициями постмодернистской поэтики и в то же время позволяет увидеть новые отличительные черты жанрового мышления писателя.

Убедительно, глубоко проанализирована концепция «иллюзорности памяти, невозможности памяти восстановить прошлое в его аутентичности». Опираясь на концепции «следа» Ж. Деррида и Э. Левинаса, идентичности Ж. Лакана» (83), диссертантка доказывает, что и форма повествования, и неточности, и погрешности, и «авторские» умолчания воплощают «альтернативную» модель автобиографического письма «на стыке «вымышленной автобиографии» (autofiction), романа и мемуаров» (87), как своеобразный «палимпсест древней мнемотехники» (88).

     Исследуя «Эстетику «переработки» и поиск «поэтически верной фразы» автор диссертации сосредоточил внимание на анализе различных элементов языковой структуры исследуемых произведений, в том числе поэтического языка, который, вслед за Ж. Руо, мыслится как «способность к реинкарнации мира», обладающая сакральной функцией (94-95). 

      Анализируя «гибридную» природу и специфику персонажей Ж. Руо, Косова Ю.А. анализирует – на всех этапах своего исследования – широкий пласт интертекстуальных игр писателя, интертекстуальных связей трилогии с различными видами искусства, древними и новыми авторами, произведениями предшественников и современников (О. де Бальзак, Ф-Р. де Шатобриан, К. Симон, Г. Флобер… Библия, мифы, история Франции…  97), особенно важны в этой связи привлекаемые в разных частях диссертации параллели с М. Прустом, веком ранее искавшим «утраченное время».

Интересно, по-настоящему талантливо анализируется роль иронии в автобиографической трилогии Ж. Руо в создании «подвижного» вымысла («fiction mouvante»), имеющего несколько измерений: временных, смысловых, эмоциональных (103).

         В этом разделе и в последующих главах исследуется феномен «другого» (с опорой на теорию Э. Левинаса), «другости», Тайна смерти и тайна Другого (Женского), переплетающие библейские темы воскресения и спасения, смерти и любви (110, 111). При всей глубине сосредоточенности на экзистенциальной проблематике, связанной со спецификой автобиографического письма, «рождающегося на глазах читателя автора» (111), Косова Ю.А. постоянно замечает и фиксирует художественную семантику антивоенного дискурса и подтекста романной трилогии Ж. Руо, уточняет связи писателя с предшествующей литературной традицией и отмечает разрыв, «начатый модернистами и продолженный писателями «эры подозрения» (112) – и Ж. Руо.

В третьей главе диссертации «Особенности художественного дискурса Ж. Руо» исследуются многовекторно – как обращение писателя к архетипическим образам, как использование лейтмотива смерти, создание картин апокалипсиса первой мировой войны, древа жизни... Эстетика анаморфоза (123) рассматривается как способ и принцип художественного изображения. Диссертантка отсылает к опыту маньеризма и барокко, картинам Гольбейна, сплетая в своем анализе символические и метафорические образы: «Мотив непрекращающегося дождя по принципу эха устанавливает связь между историей семьи рассказчика в мирное время и событиями двух мировых войн ХХ века» (130). В работе прослеживаются таинственные механизмы сцепления микрообразов, мотивов – и макромира человеческой жизни и истории, универсалий человеческого бытия. Этот путь закономерно определяет движение мысли автора диссертации «От фактографического подхода к мифологизации войны» (134).

Анализ поэтики, умение увидеть, как в частном и конкретном, обыденном преломляется общезначимое, трагическое – и глубоко индивидуальное, позволяет исследователю романов Ж. Руо выявить гуманистический смысл трилогии – «ужас», «дороги ужаса», «театр ужаса» (137) – предсказание всех будущих катастроф. Обнажить природу и масштаб этого ужаса, доказывает автор диссертации, писателю помогает, в том числе «Эстетика «театральности»: слияния вербального и изобразительного начал в изображении войны» – «живых трупов, оставшихся без погребения» (144), конца света и мирового зла. Косова Ю.А. показывает, как в художественных образах, сексуально окрашенных метафорах и символах, в трагедии погибших и погибающих просматривается перспектива не только настоящих, но и будущих войн. Убедительность и яркость аргументации достигается при анализе диссертанткой языковой семантики текста, библейских мотивов, картин Дантовского «Ада».

Органично и убедительно Ю.А. Косова связывает исследуемую проблематику трилогии Ж. Руо (бунта и поединка с Абсурдом) с традициями экзистенциалистской поэтики, исследует действующие в тексте принципы травестирования, появление «утопического» дискурса.  Автор диссертации показывает, как писатель формирует новую художественную концепцию «археологии памяти», которая обращена к «настоящему» и несет «экзистенциальную рефлексию» (168). 

Четвертая и пятая главы диссертации посвящены анализу соответственно второго и третьего романов трилогии. Подхватывая мотивы, ранее вводимые романистом, автор диссертации сосредоточивает внимание на трактовке темы и образа отца, трансформации этого образа в разных частях трилогии, мифологических и мифологизирующих пластах, аллюзиях, которые участвуют в формировании автобиографического и исторического, окрашенного этнографизмом материала (французская провинция, Бретань). Здесь важным в интерпретации Косовой Ю.А. становится и Эдипов комплекс как структура личностной идентификации, и категория трагизма, затрагивающая жизнь «простого провинциального торгового агента», и трансформации реальности как реальности воображаемого мира и представлений.

   Диссертация Ю.А. Косовой отличается продуманностью структуры, зрелым мастерство литературоведческого анализа. Комплексный подход позволил Юлии Анатольевне Косовой исследовать своеобразие таланта и художественного видения Ж. Руо: его умение «приблизиться» к «ускользающей реальности и неуловимой личности «Другого», а также к собственной идентичности, пребывающей в непрекращающемся движении (см. с.21, 104, 113, 158 и др.). Этому способствуют используемые писателем принципы «косого взгляда», «анаморфоза», «палимпсеста», синтеза литературы, живописи и музыки.

Обобщения в диссертации всегда строятся на основе серьезного и убедительного анализа художественной природы исследуемых текстов. Особым достоинством является тщательный анализ языка, синтаксиса, структуры и ритма произведений Ж. Руо, и это убедительно соответствует высказанному в первой теоретической главе тезису о том, что в современной французской литературе «язык становится почти романным персонажем» (23) и что миметическое изображение реальности уступает место поиску нового языка, который несет на себе отпечаток «кризисного» состояния современного мира.

   Круг ассоциативных, интертекстуальных связей, которые проанализированы в диссертации, позволяет увидеть то соотношение традиций и новаторства, которое автор диссертации определяет понятием «равновесие». Оно кажется не столько удачным, сколько правильным, отражающим исследованную в диссертации художественную специфику трилогии Ж. Руо. В глубине и в результате – вырисовывается «металитературная рефлексия», которая включает размышления писателя о романе и о «месте писателя в современном мире».

Замечания.

Многочисленные параграфы четко структурируют материал и проблематику глав, но, думается, что некоторые параграфы можно было бы укрупнить;

Наследование традиций литературы XIX века, установка на возрождение романа, «рассказывание историй», стремление возродить роман в широком смысле слова, затрагивающий… коллективную историю и судьбы многих людей.  (77), актуализация категорий «реальное, вымысел и автор» – не дает ли это оснований (при всей изощренности используемых писателем приемов, «небальзаковском» пафосе и наследовании традиций создателей «нового романа»), – не дает ли это оснований связать творчество Ж. Руо с некоторыми тенденциями развития массовой литературы XX века.

Возможно, следовало структурировать библиографический список, который отличается основательностью, включает большой объем разнообразных, в том числе французских источников. 

Замечания носят частный характер и никак не влияют на общую оценку работы.

 По глубине охвата материала диссертационное исследование Юлии Анатольевны Косовой выходит за рамки кандидатской диссертации. Это по-настоящему интересный и самостоятельный, завершенный научный труд, написанный с огромным творческим увлечением, который свидетельствует о филологической зрелости, филологической одаренности автора.

Разработанная Ю.А. Косовой концепция представляет серьезный вклад в изучение процессов развития современной французской литературы. Диссертационная работа Ю.А. Косовой является первым в отечественной науке фундаментальным исследованием творчества одного из крупнейших современных французских писателей. Результаты и выводы диссертации имеют важное научное и прикладное значение, апробированы в докладах на научных конференциях, статьях.

Публикации и автореферат отражают в полном объеме концепцию диссертационного исследования.

Представленная к защите диссертация «Автобиографическое письмо в трилогии Ж. Руо («Поля чести», «Знаменитые люди», «Мир не в фокусе») по своему содержанию, достоверности и надежности полученных результатов соответствует всем требованиям Положения о порядке присуждения ученых степеней (от 24 сентября 2013 г., № 842), предъявляемых ВАК РФ к кандидатским диссертациям. Ее автор Юлия Анатольевна Косова заслуживает присуждения ученой степени кандидата филологических наук по специальности 10.01.03. – Литература народов стран зарубежья (литература Европы).

Отзыв ведущей организации составлен доктором филологических наук (специальность – 10.01.03), профессором Литвиненко Нинель Анисимовной, профессором кафедры литературы и русского языка МГГУ им. М.А. Шолохова.  Отзыв ведущей организации утвержден на заседании кафедры литературы и русского языка МГГУ им. М.А. Шолохова. Протокол № 9 от 27 апреля 2015 г.

Доктор филологических наук,

профессор, заведующая кафедрой                                                                          /Н.Д. Котовчихина/

литературы и русского языка

МГГУ им. М.А. Шолохова

 

 

 

Адрес МГГУ им. М.А. Шолохова:

109240, Москва, Верхняя Радищевская ул., д. 16-18.

Тел.: (495) 647-44-77, (495) 352-11-09

E-mail: Котовчихина Наталья Дмитриевна filfakmggu@mail.ru