Материалы аспирантуры

6. Вопросы кандидатского минимума

Вопросы к кандидатскому экзамену по специальности 10.01.03. - Литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной литературы).

 

1. Время и пространство в средневековом образе мира.

2. Соотношение родового и личностного начал в средневековой культуре.

3. Жанры средневековой литературы.

4. От античной буколики к средневековой эклоге и пасторали. История развития жанра.

5. Романы Кретьена де Труа, Гартмана фон Ауэ, Вольфрама фон Эшенбаха.

6. «Божественная комедия» и мировая литература.

7. Концепция любви в поэзии Петрарки.

8. Особенности композиции  и метасюжет «Декамерона» Боккаччо.

9. Рабле в интерпретации Бахтина.

10. Функция смеха  и средства создания комического в книге Рабле.

11. Переосмысление средневековой иерархии жанров в эпоху Возрождения. Эпос и драма: традиции и инновации (конкретные примеры).

12. Западноевропейский сонет 16-17 вв. и «петраркизм»: соблюдение и нарушения канона (2-3 примера).

13. Комплекс идей трактата Дю Белле «Защита и прославление французского языка».

14. Поэзия «Плеяды».

15. «Опыты» Монтеня: особенности жанра и стиля.

16. Образ Фауста в народной книге и пути его развития в европейской литературе.

17. Особенности жанра плутовского романа. Сопоставительный анализ повести Кеведо «История жизни пройдохи по имени Дон Паблос» и романа Гоголя «Мертвые души».

18. Особенности отражения реальности в «Дон Кихоте».

19. Образы Дон Кихота и Санчо и их соположение в романе.

20. Второй том «Дон Кихота» в сопоставлении с первым. Базовые различия.

21. И.С. Тургенев, Ф.М. Достоевский и Д.С. Мережковский о «Дон Кихоте».

22. Образ Дон Жуана и его эволюция (Тирсо де Молина, Мольер, Пушкин).

23. Драматургия Лопе де Веги: новаторские черты, типовой сюжет, основные темы.

24. Драматургия Кальдерона. Общие черты. Философское содержание драмы «Жизнь есть сон».

25. Основные тенденции испанской поэзии «Золотого века».

26. Новолатинская проза эпохи Возрождения и Эразм Роттердамский.

27. Эразм Роттердамский: «Похвала глупости». Жанровая характеристика; образ глупости.

28. Характеристика утопического мышления, функции утопии, классификация утопий и у-хроний.

29. «Утопия» Т. Мора, «Город солнца» Т.Кампанеллы и «Новая Атлантида» Ф.Бэкона: сопоставительная характеристика.

30. Шекспир. Характеристика пьес последнего периода.

31. Сонеты Шекспира. Темы, образы, мотивы.

32. «Развернутая метафора» (метафора-концепт) у Джона Донна. Примеры стихотворений, построенных вокруг метафор-концептов.

33. Понятие «литературного манифеста». Литературные манифесты западноевропейских классицистов. Комплекс идей.

34. Спор о “древних” и “новых”» и эстетика классицизма.

35. Правило «трех единств» и драматургия Корнеля, Расина и Мольера.

36. Особенности французского философского романа (на примере произведений Вольтера).

37. Изменение жанровой системы в западноевропейской литературе в эпоху Предромантизма. Возникновение новых видов романа.

38. Сентиментализм и творчество Л.К.Стерна.

39. Иенские и Гейдельбергские романтики.

40. Значение термина «движение “Бури и натиска”». Особенности характеров героев Гёте, Клингера, Шиллера в произведениях этого периода.

41. Поэты Озерной школы (лейкисты). Общее и особенное в творчестве поэтов.

42. Основные черты «байронического героя». «Лермонтовский человек» и «байронический герой»: сходство и различие.

43. Особенности североамериканского романтизма. Отличие «романтизма» Эдгара По от «романтизма» Вашингтона Ирвинга.

44. Отличия психологизма Стендаля от психологизма Флобера.

45. «Человеческая комедия» Бальзака как метатекст.

46. Творчество Ч. Диккенса и У.М. Теккерея.

47. Поэты и поэтессы «Братства Прерафаэлитов» и эстетические принципы их творчества.

48. Ф. Ницше, жизненный и творческий путь. Место Ницше в западной культуре XX в.

49. Драматургия Г. Ибсена

50. Символизм в театре. Драматургия М. Метерлинка, Г. фон Гофмансталя.

51. Североамериканский реализм начала 20 в. (Т.Драйзер, Дж.Лондон,  С.Льюис и Дж.Стейнбек)

52. Преобразование прозы на рубеже веков: начало модернистского эксперимента (М.Пруст, К. Гамсун, Г.Джеймс).

53. Англоязычный поэтический модернизм. Т.С.Элиот и Э. Паунд.

54. «Улисс» Дж. Джойса как образцовый модернистский роман.

55. Экспрессионизм в поэзии и драме.

56. Футуризм, дадаизм и сюрреализм: общее и различное в эстетических установках.

57. Испанское поколение 1927 г. и творчество Ф. Гарсиа Лорки.

58. Социальная реальность XX века и романы Оруэлла и Хаксли.

59. Творчество Г.Гессе. Философское содержание романа «Игра в бисер».

60. Основные тенденции североамериканской прозы 20-х – 30-х гг.

61. Вторая мировая война в западной литературе.

62. «Магический реализм» и творчество Г. Гарсиа Маркеса.

63. Творчество Дж.Фаулза: между модернизмом и постмодернизмом.

64. Творчество У.Эко и постмодернизм.