Внимание!

С 1 апреля  открывается продажа электронных билетов на экскурсии в музей на май. Записи по телефону больше не будет!

 Новый прайс музея  (вступает в силу с 1 апреля)

Отдел(ы):

Ученый совет,  Отдел классических литератур Запада и сравнительного литературоведения

Чекалов Кирилл Александрович

К.А. Чекалов с дочерью А.К. Чекаловой. Фото 2014 г.

 

доктор филологических наук,

главный научный сотрудник

 

Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

 

Биография

Родился 1 мая 1959 г. в Москве. В 1981 г. окончил филологический факультет МГУ имени М. В. Ломоносова, романо-германское отделение, там же в 1984 году защитил кандидатскую диссертацию по теме «Роман Оноре д'Юрфе «Астрея»: метод и традиция». В 2002 г. в ИМЛИ РАН защитил докторскую диссертацию по теме «Маньеризм во французской и итальянской литературах».

Работал в НИО «Информкультура» Государственной библиотеки СССР имени В.И. Ленина, затем в редакции журнала «Искусство» (1987-1993). Сотрудник ИМЛИ РАН с 1993 г. С мая 2006 г. – и. о. заведующего отделом классических литератур Запада и сравнительного литературоведения, с февраля 2009 г. – заведующий отделом. Автор около 280 научных публикаций по литературоведению, искусствознанию, лексикологии и культурологии.

Основные темы научных исследований: французская и итальянская литература эпохи Возрождения и барокко, история массовой литературы во Франции и ее восприятие в России, история детской литературы во Франции и России, проблемы перевода.

Ключевые слова: роман, новелла, Возрождение, маньеризм, барокко, романтизм, «прекрасная эпоха», массовая литература, детская литература, детектив, перевод.

Владеет иностранными языками: французский, итальянский, английский.

Член редколлегии и один из авторов продолжающегося коллективного труда «История литературы Италии». Руководил проектом «Переводная беллетристика как массовая литература» в рамках Программы фундаментальных исследований ОИФН РАН «Генезис и взаимодействие социальных, культурных и языковых общностей».

Руководитель проекта РГНФ № 13-24-08001 «Русская франкофония (XVIII- начало XX века)», 2013-2015 г.

Член редакционных коллегий научных журналов «Вестник Костромского государственного университета имени Н.А. Некрасова» и «Известия Саратовского университета. Сер. Филология, журналистика».

Член редакционной коллегии издательской коллекции «Литературные памятники».

Член Международной Ассоциации искусствоведов.

Член Международной ассоциации исследователей массовой литературы и медийных практик (LPCM).

Заместитель Председателя Диссертационного совета 24.1.080.02 ИМЛИ РАН.

Подготовил одного кандидата наук (диссертация А. В. Голубкова «Жанровое своеобразие «Занимательных историй» Таллемана де Рео и особенности французской мемуарной прозы середины XVII века» защищена в феврале 2003 г.).

 

Основные публикации

Монографии

 

1. Маньеризм во французской и итальянской литературах. М.: Наследие, 2001. – 208 с. – ISBN 5-9208-0068-2.

Аннотация

Книга представляет собой первый в отечественной науке о литературе монографический очерк маньеризма – стиля, сыгравшего весьма заметную роль в культурном развитии второй половины XVI – начала XVII веков. Наряду с теоретическим осмыслением некоторых аспектов маньеризма в монографии анализируется творчество трех его представителей в литературе: Дж. Марино Ф. Бероальда де Вервиля и О. д’Юрфе. Феномены литературного развития рассматриваются в тесной связи с явлениями из области изобразительного искусства. 

chekalov1

 

2. Формирование массовой литературы во Франции. XVII – первая треть XVIII в. М.: Наследие, 2008  - 248 с. -  ISBN: 978-5-9208-0292-7

chekalov2

Аннотация

В монографии рассматривается генезис массового чтения во Франции – стране с высокоразвитой и почтенной беллетристической традицией. Особое внимание уделено прозе барокко, повествовательные структуры которой перекликаются с образцами современной массовой литературы. Впервые в отечественной науке анализируется феномен «Голубой библиотеки», издательской серии «популярного» характера, ставшей кладезем и медиатором средневекового повествовательного фонда. 

Рецензии на книгу

  1. Рецензия Ольги Смолицкой (журнал «Новое литературное обозрение», 2009, №9).
  2. Рецензия Михаила Осокина (Полит.ру) «О литературном мейнстриме во Франции XVII-XVIII в.».
  3. Рецензия Яны Линковой («Вест­ник Мос­ков­ско­го го­род­ско­го пе­да­го­ги­че­ско­го уни­вер­си­те­та. Се­рия: "Фило­ло­ги­че­ское об­ра­зо­ва­ние"». – 2011. – № 1 (6) 2011).

 

3. Популярно о популярной литературе. Гастон Леру и массовое чтение во Франции в период "прекрасной эпохи". М.: Дело, 2018. - 288 с. - ISBN 978-5-7749-1367-1.

gaston lerou

Аннотация

Французская массовая литература неизменно пользовалась большим успехом у русских читателей; между тем накопленный ею опыт до недавних пор не являлся предметом осмысления со стороны отечественных ученых. К наиболее продуктивным периодам в развитии этой сферы французской словесности относится конец XIX — начало XX века («прекрасная эпоха»), когда массовое чтение, сохраняя приверженность традиционным для себя повествовательным и стилистическим принципам, подверглось вместе с тем существенному обновлению. Этот процесс особенно ярко запечатлен в творчестве Гастона Леру (Gaston Leroux, 1868–1927). В России не имеется ни одного исследования о Леру, чьи произведения к тому же недостаточно полно представлены в русских переводах.

В подготовленной книге в доступной для широкого читателя форме рассмотрено романное творчество Леру с учетом его обширного наследия как журналиста. Особое внимание уделено общему контексту французского массового чтения «прекрасной эпохи». Отдельные главы посвящены пребыванию Леру в России и русской теме в его прозе и публицистике; роли произведений Леру в становлении детективной литературы (в сопоставлении с Морисом Лебланом); поэтике ужасного в романах Леру; архитектонике его масштабных романных циклов (в сопоставлении с циклом романов П. Сувестра и М. Аллена о Фантомасе).

Рецензии на книгу

  1. Рецензия В.В. Шервашидзе (журнал «Вопросы литературы», 2020, № 1).
  2. Павлова С.Ю. Необыкновенные приключения французского популярного романа (журнал «Известия Саратовского университета». Сер. Филология. Журналистика. 2020, № 1).

 

4. Очерки истории и типологии французской массовой прозы XIX- начала XX века. Санкт-Петербург: Нестор, 2022. – 288 с. – ISBN: 978-5-4469-2039-6

Чекалов. Французская массовая проза

Аннотация

В книге подытожены многолетние исследования автора в области французской массовой литературы. Рассмотрены отдельные жанры массовой прозы (готический роман, социально-авантюрный роман, роман плаща и шпаги, детектив) и общие тенденции эволюции соответствующей литературной продукции от романтизма до "прекрасной эпохи". При освещении творчества крупных писателей (Эжен Сю, Александр Дюма-отец, Жюль Верн) автор книги сосредотачивается на не самых разработанных аспектах их литературного наследия. Особое значение для популярной словесности второй половины XIX века в целом имел цикл романов о Рокамболе П. А. Понсона дю Террайля. Этому писателю в книге посвящено два отдельных очерка. Большое внимание в книге уделено рецепции французского популярного романа в России.

 

Коллективные труды,

отредактированные К.А. Чекаловым

 

1. Французская литература 30-40-х годов XIX века. «Вторая проза». Ответственные редакторы А.Д. Михайлов, К.А. Чекалов. – Институт мировой литературы имени А.М. Горького РАН. – М., Наука, 2006. – 415 с. ISBN 5-02-033913-X

chekalov3

Аннотация

В сборнике статей анализируется творчество Л. Гозлана, К. Тилье, Ф. Сулье, Э.Сю, А. де Латуша, М. Деборд-Вальмор, А. де Кюстина, М. д’Агу и других писателей. Рассматриваются тематические и жанровые особенности их произведений, а также личные и творческие взаимоотношения между литераторами. Авторы пытаются ответить на вопросы: чем обогатила проза «второго ряда» французскую литературу, в чем сильные и слабые стороны творчества этих писателей, каков их вклад в развитие романтизма, в чем причина невероятного успеха и последующего быстрого забвения некоторых из них. Решается важная проблема о границе между литературой «второго ряда» и «паралитературой», т.е. массовой литературной продукцией.

 

2. Генезис зарубежной массовой литературы и ее судьба в России. Отв. ред. М.Р. Ненарокова, К.А. Чекалов. М, ИМЛИ РАН, 2016.

chekalov4

Аннотация

Феномен массовой литературы анализируется авторами данного коллективного труда в его историческом аспекте, на материале произведений, созданных в Западной Европе в период с XVIII по начало XX века, с учетом сформированного еще в Средние века нарративного фонда. Основное внимание уделено рецепции соответствующей литературной продукции в России и ее влиянию на отечественную словесность.

Рецензии:

  1. Саськова Т.В. О специфике восприятия западноевропейских культурно-эстетических феноменов на пересечениях высокой и массовой литературы // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова,  2017, том 23, № 4. С. 292-296.
  2. Рецензия И. Ю. Иванюшиной, И. В. Кабановой, С. Ю. Павловой // Известия Саратовского университета, серия «Филология. Журналистика», том 17, 2017, №4. – С. 483-485.
  3. Рецензия В.Д. Алташиной // Вестник Православного Свято-Тихоновского государственного университета, 2018, № 54. С. 145-151.

 

3. Поэтика зарубежного классического детектива. Отв. ред. М.Р. Ненарокова, К.А. Чекалов. М., ИМЛИ РАН, 2019.

 Поэтика детектива

Аннотация

В предлагаемом коллективном труде рассматривается генезис детективного романа в литературах Европы, Америки и стран Востока и его эволюция от протодетективных форм к ставшим устойчивыми в ХХ веке жанровым модификациям (психологический, полицейский, шпионский и др.). Особое внимание в книге уделено формированию структур и образов детективного повествования в рамках литературы романтизма; связи поэтики детектива с романтическим, неоромантическим и символистским универсумами; отражению в детективной прозе характерной для «рубежа двух столетий» оккультной проблематики. Наряду с попыткой типологического описания различных типов и модальностей детективного романа в книге затронута проблема взаимодействие классического литературного детектива с кинематографом.

Рецензии:

  1. П. Моисеев. От Джейн Остин до «Фантомаса» (Новое литературное обозрение, 2020, № 162).

 

Разделы коллективной монографии,

подготовленные К.А. Чекаловым

 

1. История литературы Италии. Том III. Барокко и Просвещение. Ответственный редактор М.Л. Андреев. М., ИМЛИ РАН, 2012. – 720 с.  ISBN 978-5-9208-0409-9

istoriya literatury italii tom 3 barokko 2012 oblozhka

Введение. Особенности литературного и культурного развития Италии в XVII веке

Глава первая. Галилей и классицистическая тенденция в прозе Сейченто

Глава вторая. Томмазо Кампанелла

Глава третья. Историография, политическая теория, вольномыслие Сейченто

Глава четвертая. Марино и маринизм

Глава пятая. Габриэлло Кьябрера

Глава шестая. Алессандро Тассони и героикомическая поэма Глава седьмая. Проза Сейченто (при участии И.К. Стаф)

Глава десятая. Теоретики барокко

Глава одиннадцатая. Сальватор Роза и жанр сатиры