Работа музея-квартиры А.М. Горького в праздничные дни

Выходные дни: 28, 29, 30 апреля, 1, 9, 10  мая.

11, 12  мая музей работает.

Отдел(ы):

Отдел классических литератур Запада и сравнительного литературоведения

 

доктор филологических наук

ведущий научный сотрудник

Биография

В 1981 г. закончил русское отделение филологического факультета МГУ. В 1985 г. защитил кандидатскую диссертацию на тему «Журнал «Телескоп» и русская литература 1830-х годов», в 2007 г. — докторскую диссертацию на тему «Система понятий и терминов музыковедения в истории европейской поэтики». С 1991 г. главный редактор издательства «Лабиринт», с 1999 г. — старший научный сотрудник отдела литературоведения ИНИОН РАН, с 2010 г. — профессор кафедры теоретической и исторической поэтики РГГУ. В ИМЛИ работает с 2013 г.

Круг научных интересов

Русский и европейский романтизм, интермедиальные связи (словесность и музыка, слово и визуальный образ), история поэтики и литературоведения, культура Средневековья.

Членство в редколлегиях и подготовка различных изданий

Член редколлегии «Литературоведческого журнала» (ИНИОН РАН). Научный редактор следующих изданий, подготовленных в ИНИОН РАН: «Западное литературоведение XX века. Энциклопедия» (М., 2004), «Европейская поэтика от античности до эпохи Просвещения: Энциклопедический путеводитель» (М., 2010). Автор свыше 50 статей для указанных изданий.

Общественная и преподавательская деятельность

C 2010 г. читает в РГГУ курсы «История западного литературоведения», «История русского литературоведения», «Риторика», «Методология интерпретации текста».

31 октября – 1 ноября 2011 г. выступил на телеканале «Культура» (цикл «Academia») с двумя лекциями под названием «Средневековый демонический бестиарий».

Основные публикации

· Монографии

Ранний романтизм в поисках музыки. М.: Лабиринт, 1993 — 126 с.

Hortus daemonum. Словарь инфернальной мифологии Средневековья и Возрождения. М.: Intrada, 1998 (2-е издание, исправленное и дополненное, — 2007) — 320 с.

Musica literaria: Идея словесной музыки в европейской поэтике. М.: ИНИОН РАН — Intrada, 2005 — 224 с.

Hostis Antiquus: Категории и образы средневековой христианской демонологии. М.: Intrada, 2006 — 416 с.

(совместно с М. Л. Бутовской, И. А. Морозовым) Обнажение языка: Кросс-культурное исследование семантики древнего жеста. Studia naturalia. М.: Языки славянской культуры, 2008 — 320 с.

Средневековый образ: между теологией и риторикой. М.: Издательство Кулагиной — Intrada, 2011 — 256 с.

· Статьи, рецензии, переводы, микромонографии

(совместно с Е. А. Гришиной) Формулы в составе текста (к анализу новгородской берестяной грамоты № 605) // Балто-славянские исследования. 1985. М., 1987 — с. 209—221

Любовная риторика романтиков. М.: Знание, 1991. — 59 с.

Черед бросать кости: Бог, Николай Маркевич, Лев Толстой, Стефан Малларме, Пьетро Чероне, Пьер Булез, Джексон Поллок и другие // Апокриф. Культурологический журнал. № 2. М., 1993 — с. 70—89

Перевод-присвоение: чужое слово «инкогнито» // Российский литературоведческий журнал, № 3. М., 1993 — с. 13—23

М. В. Юдина и Теодор Адорно: два пути эстетического «прорыва» // Диалог. Карнавал. Хронотоп, № 3. М., 1999 — с. 118—126

Якоб Буркхардт и современная гуманитарная мысль: изобретение нового и вечное возвращение // Искусство и наука об искусстве в переходные периоды истории культуры. М.: Наука — Гос. институт искусствознания, 2000 — с. 134—147

«Есть что-то, что не любит ограждений». Библейская доктрина границы и раннеромантический демонизм // Темница и свобода в художественном мире романтизма. М.: ИМЛИ РАН, 2002 — с. 27—87

Обнаженный язык дьявола как иконографический мотив // Одиссей. Человек в истории. Язык Библии в нарративе. М.: Наука, 2003 — с. 332—367

«Музыка» слова: из истории одной фикции // Вопросы литературы, № 5. М., 2005 — с. 101—123

The Devil's Naked Tongue as an Iconographical Motif // Medium Aevum Quotidianum, № 53. Krems, 2006 — р. 44—72

Изобретение многозначности: средневековая теория смыслов как этап в истории поэтики // Литературоведческий журнал, № 23. М.: ИНИОН РАН, 2008 — с. 3—31

Формирование теории лирики как литературного рода (к вопросу о роли музыкальных аналогий в истории поэтики) // Там же — с. 84—110

Европейская поэтика: темы и вариации // Европейская поэтика от античности до эпохи Просвещения: Энциклопедический путеводитель. (РАН. ИНИОН. Центр гуманитарных научно-информационных исследований. Отдел литературоведения). М.: Издательство Кулагиной — Intrada, 2010 — с. 7—72

Веселовский — Курциус: историческая поэтика — историческая топика // Вопросы литературы. Май—июнь 2010. — с. 182—202

«…In persas figuras nequitiae»: Devil’s Image from the Viewpoint of Rhetoric // Angels, Devils. The Supernatural and Its Visual Representation. Edited by G. Jaritz. (серия CEU Medievalia, Vol. 15). Budapest; New York: Central European University, Department of Medieval Studies, 2011 — p. 29—49

«Историческая топика»: раздел риторики или область компаративистики? // «Вопросы литературы», № 4. М., 2011 — с. 275—289

The Structure of Medieval Images and the Birth of polyphony // Ritual, Images and Daily Life. The Medieval perspective. Ed. by G. Jaritz. Wien; Berlin: Lit Verlag, 2012 — p. 221—229

Свойства зверя: от античной «естественной истории» к ренессансной эмблематике // Бестиарий в словесности и изобразительном искусстве. Материалы конференции. М.: Intrada, 2012 — c. 84—96

Подражание против гармонии: «Музыкальный словарь» Ж.-Ж. Руссо в контексте поэтики // Литературоведческий журнал, № 31. М.: ИНИОН, 2012 — c. 21—38

Структура средневекового образа и изобретение полифонии // Одиссей. Человек в истории: альманах. 2010—2011. Ин-т всеобщей истории РАН. М.: Наука, 2012 — c. 117—143