Внимание!

С 1 апреля  открывается продажа электронных билетов на экскурсии в музей на май. Записи по телефону больше не будет!

 Новый прайс музея  (вступает в силу с 1 апреля)

Отдел(ы):

Отдел литератур Европы и Америки Новейшего времени

ведущий научный сотрудник

доктор филологических наук

 

Пединститут иностранных языков, Пятигорск (1965-1970); аспирантура при кафедре зарубежной литературы филфака МГУ (1976-1979); работа в издательствах «Прогресс» и «Радуга» (1981-1991); работа в Институте Латинской Америки РАН (1992-1993); работа в ИМЛИ РАН с 1993 и в Государственном институте искусствознания с 2005 г. по настоящее время.

 

Член Ассоциации исследователей ибероамериканского мира, член  Ассоциации испанистов России, независимый исследователь Academia.edu;

Ученый секретарь издательской серии Iberica Americans (Совет по Истории мировой культуры РАН).

Грант "Хенаро Эстрада" от МИД Мексики на работу в Мексике, 2000 г.; Грант РГНФ на исследовательский проект "Авангардизм в культуре ХХ века (1900-1930 гг.)" № 04-04-00221а, 2004-2006 г.

Член Диссертационного совета при Государственном институте искусствознания № Д 210 004 01 по специальностям «Философские науки, теория и история культуры».

 

Публикации

  1. Концепция личности в творчестве Хосе Марти // Латинская Америка, 1979, №6  — 1 п.л.
  2. Самобытность испаноамериканской литературы и творческая индивидуальность Хосе Марти // Латинская Америка, 1982, №1 — 1 п.л.
  3. Под знаком культуры // Латинская Америка, 1988, № 6 — 1 п.л.
  4. José Martí: camino de perfección // Anuario del Centro de Estudios Martianos, 1988, № 11 — 0,5 п.л.
  5. С.Витьер: “от осознания поэзии к поэзии осознания” // Латинская Америка, 1991, № 4 — 1 п.л.
  6. “Итак, мне не выразить жизни иначе, как смертью...” (к 100­летию со дня рождения С.Вальехо) // Латинская Америка, 1992, № 5­6 — 1 п.л.
  7. К вопросу о латиноамериканской модели мира // Латинская Америка, 1993, № 9 — 0,7 п.л.
  8.  По ту сторону Востока и Запада // Латинская Америка, 1994, № 2 — 0,8 п.л.
  9.  Глава: Идейно-¬эстетические основы испаноамериканского модернизма // История литератур Латинской Америки, т. III; М, 1994. (2 п.л.).
  10.  Авангардизм как пучок смыслов. Опыт исследования художественного сознания 1910-1930-х годов // Вопросы искусствознания. № 2, 1997. 2 п.л.
  11.  Авангард как исторический стиль // Творчество’98. - 0,5 п.л.
  12.  Otredad de la cultura latinoamericana: poética de José Lezama Lima // Unión, Nº 33, 1998. - 0,8 п.л.
  13.  В поисках “изначальной чистоты”. Эпоха авангарда в культуре Кубы. // Латинская Америка, № 7, 2000. - 1 п.л.
  14. Гильен ― это особая тема... // Латинская Америка, № 1, 2001. - 0,5 п.л.
  15. Проза и поэзия Венесуэлы: опыт ХХ века // Латинская Америка (часть первая), № 8, 2001. - 1 п.л.
  16. Проза и поэзия Венесуэлы: опыт ХХ века // Латинская Америка (часть вторая), № 9, 2001. - 1 п.л.
  17. Игры Единорога // Латинская Америка, № 9, 2001. - 0,5 п.л.
  18. Más allá del Oriente y el Occidente ¿Identidad o mismidad? // Espiral, Nº 20 (enero-abril 2001), Universidad de Guadalajara, México. - 1 п.л.
  19. Algunas notas sobre la vanguardia rusa y la latinoamericana // Cuadernos americanos, Nº 85, enero-febrero, 2001, México. - 1 п.л.
  20. Латиноамериканский карнавал и проблема этнокультурной идентификации  // Праздник в ибероамериканской культуре. Iberica Americans. М., 2002. -1 п.л.
  21. Граница и пустота: к вопросу о семиозисе пограничных культур // Вопросы философии. М., 2002, № 11. - 1 п.л.
  22. “Дом” Гарсиа Маркеса // Вестник РГНФ, 2002, № 4. - 1,2 п.л.
  23. Cintio Vitier: de la conciencia de la poesía a la poesía de la conciencia. // Temas. Nº33-34, 2003. – 1 п.л.
  24. El Modernismo brasileño como espejo de la Revolucion rusa // Сaderno de Literatura e Cultura Russa. São Paulo, 2004, № 1. – 1 п.л.
  25. Главы: Литература Кубы (4 п.л.);  Литература Колумбии (4 п.л.); Литература Венесуэлы (4 п.л.) // История литератур Латинской Америки, т. IV. М.,  2004.
  26. “Сто лет одиночества” 35 лет спустя // Вопросы литературы, № 1, 2004. - 2 п.л.
  27.  El Modernismo brasileño como espejo de la Revolucion rusa // Сaderno de Literatura e Cultura Russa. São Paulo, 2004, № 1. – 1 п.л.
  28. К построению авангардистской картины мира // Вестник РГНФ, № 3, 2005. – 0,7 п.л.
  29. O modernismo hispano-americano em correspondência tipológica com o simbolismo europeu ocidental e russo // Tipologia do simbolismo na cultura russa e ocidental, São Paulo, Editora Humanitas, 2005. – 1,2 п.л.
  30. Главы: Сесар Вальехо (3 п.л.); Пабло Неруда (4 п.л.); Хосе Лесама Лима (2,5 п.л.);  Габриэль Гарсиа Маркес (5 п.л.). // История литератур Латинской Америки, т. V. М., 2005. 
  31. Об одном авангардистском концепте: диссоциация/интеграция // Академические тетради, № 12, 2006. – 0, 4 п.л.
  32. Феномен сюрреализма в культуре Латинской Америки. – 2 п.л. // Проблемы ибероамериканской культуры. Государственный институт искусствознания. 2007.
  33. Любовь во время чумы, Или несколько слов о латиноамериканистике. – Русский журнал, 30 января 2007. http://www.russ.ru/russ/culture.
  34. К вопросу о праздничной культуре Латинской Америки. – Русский журнал, 3  апреля 2007. http://www.russ.ru/russ/culture. - 0,9 а.л.
  35. «Любви тоже надо учиться». К 80-летию Г.Гарсиа Маркеса. Русский журнал, 7  июня 2007. http://www.russ.ru/russ/culture. - 0,5 а.л.
  36. Возможна ли формула авангарда? // Вестник РГНФ, № 3, 2007. – 0,7 п.л.
  37. Висенте Уйдобро – паладин авангарда // Латинская Америка, 0,75 п.л. № 7, 2008.
  38. Диалектика авангарда // Литературная классика в диалоге культур. Выпуск I. М., ИМЛИ РАН. 2008. - 2 п.л.
  39. К вопросу о праздничной культуре Латинской Америки // Эстетико-культурологические смыслы праздника. М., ГИИ. 2009.
  40. Синтез или гетерогенность? К проблеме латиноамериканского культурогенеза // Искусствознание, 0,7 п.л. № 4, 2008.
  41. Феномен сюрреализма в культуре Латинской Америки // Проблемы ибероамериканского  искусства. Вып. 1. Государственный институт искусствознания. 2007. - 2 а.л.
  42. Авангард как модель культуры. – Сб. статей. Лики времени. М., 2009.
  43. Авангард между Испанией и Латинской Америкой // Проблемы ибероамериканского  искусства. Вып. 2. Государственный институт искусствознания. 2009. – 2,5 п.л.
  44. Главы «Введение», «Системообразующие концепты культуры авангарда», «Проблема авангарда: содержание, границы, понятийный аппарат», «Авангард в Испанской Америке» (15 а.л.) в к/т «Авангард в культуре ХХ века (1900-1930). Теория. История. Поэтика»; руководство проектом: отв. редактор. М., ИМЛИ РАН, 2010. В 2-х кн. 
  45. Составляет ли авангард стиль? // Искусствознание. № 1/2, 2011. - 1,2 а.л. 
  46. Авангардная картина мира // Культура и искусство, № 3, 2011. – 1, 3 а.л.
  47. Функция мифа в культуре Латинской Америки. 1 п.л.  // Миф и художественное сознание ХХ века. М., 2011.  Сесар Вальехо / Висенте Уйдобро: Два створа латиноамериканского авангардизма // Латинская Америка № 11, 2011. – 0,7 а.л. (Награждена Дипломом Ученого совета ИЛА РАН и редакционного совета журнала «Латинская Америка» как лучшая работа 2011 г. в номинации «Культура»)
  48.  «Образ Первой мировой войны в поэтике авангарда». Доклад на международной научной конференции «Лики ХХ века. Литература и общество». МГУ им. М.В.Ломоносова. 22 июня 2012 г.; 
  49. Ретроспективизм авангарда первой трети ХХ века // Известия РАН. Сер. литературы и языка. № 2, 2012. – 2 а.л.
  50. Латинская Америка: идентичность или самость? // Исторический журнал: научные исследо-вания. № 1, 2012. – 1,5 а.л.
  51. Составляет ли авангард стиль // Теория художественной культуры. Вып. 14. М., 2012. – 1,2 л.
  52. Нетрадиционность традиции в авангарде // Новые российские гуманитарные исследования // № 7, 2012. - 0,5 а.л.
  53. От мистерии к цирку (театр авангарда первой трети хх века) // Художественная культура. Вып. 3. -1, 5 а.л. м., гии, 2012. 
  54. История и/или искусство? //Художественная культура. Вып. 4. – 1 а.л. ГИИ, 2012.
  55.  «Эволюция авангардной парадигмы». Доклад на конференции в ГИИ  «Западное искусство. 1930-е». 26 октября 2012 г.; 
  56. Онтологизация знака в культуре авангарда // Вопросы философии, № 11, 2012. 
  57. Топосы границы и рубежа в латиноамериканской культуре. Материалы конференции «Цивилизационно – культурное  пограничье как генератор становления мировой культуры / литературы». М., ИМЛИ РАН. 4-6 июня 2012 // Новые российские гуманитарные исследования, 
  58.  Авангардный театр как модель эпохи (первая треть ХХ века) // Проблемы ибероамериканского  искусства. Вып. 3. Государственный институт искусствознания. 2012. – 2 п.л.
  59. Авангард: теоретические аспекты и ибероамериканские проекции // Проблемы ибероамери-канского  искусства. Вып. 3. Государственный институт искусствознания. 2012. – 1,5 п.л.
  60. Манифесты, программы, декларации испаноамериканского авангарда // Латинская Америка. № 1-2. 2013 – 1,2 п.л.
  61. Виоленсия как тип культуры. Колумбийский вариант //Латинская Америка. № 11. 2013.  С. 97-107. – 0,8 п.л.
  62. Авангард как пограничная форма культуры. – 1,5 п.л. // Диалог со временем. № 42. 2013. С. 46-67. – 1,5 п.л.
  63. Концепты границы, горизонта и пустоты в латиноамериканской культуре // Проблемы культурного пограничья. М. 2014. С.349-364. -12 п.л.
  64. Транснациональность авангарда / Метаморфоза культур и новые перспективы. Сб. статей. Токио, 2015. С. 132-142.
  65. О десемантизации авангардного текста // Искусствознание. № 1-2. 2015. С. 216-232. 
  66. Танатология испанской поэзии начала ХХ века. Латинская Америка. 2016. № 3. С. 71-82. 0,7 а.л.
  67. Путями каравелл Колумба: наследие Валерия Земскова. Вопросы литературы. 2016. №3. С. 271-281. 0,7 а.л.  
  68. Инаковость Латинской Америки. Звенья. «Миры миров» в поисках идентичности. Россия и Латинская Америка в сравнительно-исторической перспективе. 2016. № 1 (18). С. 44-81. 2, 2 а.л.
  69. Un otro Arreola // La Gazeta Literaria. Publicación mensual de Literatura y Filosofía. Nº 1.  2017. Ciudad Guzmán. Jalisco. México.
  70. Судьбы авангарда в ибероамериканском мире // Художественная культура. 2016. №1 (17). С. 54-72.
  71. Рождение авангарда из духа модернизма // Studia litterarum.  T. I, № 3-4. С. 60-69.
  72. Российско-германский контрапункт: 1920-1930-е годы // Россия-Германия: Литературные встречи (1880-1945). М., ИМЛИ, 2017. С. 676-684.
  73. «La categoría del poder en la poética de Gabriel García Márquez». – “Memoria y Civilización”. Universidad de Navarra, Pamplona.Vol, 20. 2017.
  74. La función del mito en América Latina // Memoria de la identidad. Una mirada panorámica a la diversidad cultural mexicana. La Universidad de Guadalajara, México. 2018. P. 97-110.
  75. Философия искусства авангарда. // Теория художественной культуры. №16. ГИИ. М., 2018. С. 333-345.
  76. Концепты самоидентификации латиноамериканского этоса // Сб. Проблемы ибероамериканского искусства. Вып. 4 М. ГИИ. 2017. С. 188-210.
  77. К вопросу о становлении испанской художественной культуры начала ХХ века // Художественная культура, № 1, 2018. М. ГИИ. С. 64-75.
  78. К типологии репрессивных культур // Личность и творчество А.И. Солженицына в современном искусстве и литературе. Государственный институт искусствознания; Русский путь. М., 2018. С. 160-165.
  79. Принципы самобытия Латинской Америки. // Вопросы иберо-американистики. Вып. 17. М., МГУ, 2019. С. 18-27.
  80.  «Становление латиноамериканского этоса // Художественная культура. 2019. № 4 (31). С. 20-29.

  81. Конгресс - в защиту чего? // Новые российские гуманитарные исследования. 2019. № 14. С. 66-67.

  82. Какая методология нужна авангарду?» // Искусствоведение в контексте других наук в современном мире: Параллели и взаимодействия. Сб. трудов Международной научной конференции. РГБ, 2020. С. 680-689.

  83. Латинская Америка: начала самобытия  // Художественная культура. ГИИ, 2020. №4.  С. 78-92.

  84. К вопросу об испаноамериканской культуре рубежа XIX–XX веков // Проблемы ибероамериканского искусства. Сборник статей. Выпуск 5. ГИИ, 2020. С. 129-145. 

  85. Танатологический код в поэтике «сумеречности» // Поэзия сумерек или симфония человечества. К 100-летию антологии Курта Пинтуса «Сумерки человечества». Новые прочтения и интерпретации. М., Культурная революция, 2022. С. 23-30.

  86. «С искусствами я – искусство...» (из эссеистики Хосе Марти) // Проблемы ибероамериканского искусства. Сборник статей. Выпуск 6. ГИИ, 2022. С. 148-176. 

  87. Танатология в русской и испанской традициях (к постановке проблемы) // Художественная культура. 2022. № 4. ISSN 2226-0072. С. 12-33.

  88. Феноменология рубежности: к типологии культурных интерференций // Художественная культура. 2023. № 3. С. 10-34.

  89. В поисках эпистем, или Научная рецепция некоторых идей М.М. Бахтина // Художественная культура. 2023. № 4. С. 34-47.

 

Монографии

1. Поэзия Хосе Марти. Монография. М., 2002. – 17 п.л.

2.  Поэтика сверхпредельности. К интерпретации художественных процессов латиноамериканской культуры. Монография. – 13,5 п.л. СПб., 2008.

3. Монография на исп. яз.: Poesía de José Martí. Centro de Estudios Martianos. La Habana, 2010.

4. Картина мира эпохи авангарда. Авангард как системная целостность. ИМЛИ РАН. М., 2013. - 30 п.л.

5. Латинская Америка: культура инаковости. М., ГИИ, 2019. 276 с.

 

Статьи для Энциклопедии “Культурология. ХХ век”. М., 1998; Энциклопедии “Культура Латинской Америки”, М., 2000; Литературной энциклопедии терминов и понятий, М., 2001; Лексикона сюрреализма; Большой Российской Энциклопедии; Кирилл и Мефодий; Википедии; Энциклопедии Латинской Америки. М, 2012; к/т «Словарь течений литературы XX века. Россия, Европа, Америка». В 2 книгах. М., 2023.

 

Тел. дом. (499) 158 33 25.  Моб. 8 966 109 90 42.   E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.