Отдел:

Отдел рукописей

 

Старший научный сотрудник, кандидат филологических наук, ученый секретарь ОР ИМЛИ, зав. читальным залом ОР.

Член ICOM.

В 2000 г. закончил историко-филологический факультет Российского православного университета.

В 2011 г. закончил Французский университетский колледж (отделение французской литературы).

В ИРЯ РАН в 2008 г. защитил диссертацию на тему «Роль личных местоимений в композиции произведений Ин. Анненского».

В 2002–2011 гг. – заведующий сектором Государственного литературного музея. Как соавтор участвовал в разработке научной концепции и в организации ряда выставок в Гослитмузее («Мир Достоевского», «К 500-летию рода Достоевских», «Духовно-творческие искания автора «Братьев Карамазовых»» и др.).

В 2006–2009 гг. – автор и ведущий цикла телевизионных программ (ВГТРК Культура, ТВ – Столица).

В 2011–2012 гг. – доцент кафедры истории, философии, литературы РАТИ (ГИТИС).

С 2011 г. – старший научный сотрудник отдела рукописей ИМЛИ РАН.

Сотрудник Laboratorium Niedogmatycznej Duchowości (Uniwersytet Gdański Instytut Filologii 

Wschodniosłowiańskiej).

Выступал с лекциями и семинарами в Гданьском университете, Кельнском университете, Гуандунском университете иностранных языков.

Научные интересы: история литературы, источниковедения, архив, история театра.

 

Основные публикации

Местоимения, выделенные курсивом, в лирике Ин. Анненского // Русская речь. 2005. №4. С. 15–21.

Функционирование местоимений «я» и «мы» в лирике И.Анненского // Сборник тезисов ХII Международной научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов». М., 2005. С. 469–471.

Обращение в лирике Ин. Анненского // Русская речь. 2006. №5. С. 34–40.

Прямая речь в стихотворениях И.Анненского // Studia Slavica VII. Таллинн, 2007. С. 364–376.

Особые функции местоимений в произведениях Ин. Анненского // Studia Slavica VIII. Таллинн, 2008. С. 268–276.

Лирическое «я» в поэзии И. Анненского и К. Бальмонта // Literatura Rosyjska przelomu XIX I XX wieku, Gdansk, 2008. С. 63–73.

Роль личных местоимений в композиции произведений Ин. Анненского. АКД. 2008. 21с.

Непрямые способы выражения субъекта речи в лирике Ин. Анненского // Материалы международных научно-литературных чтений «Художественный мир Иннокентия Анненского» (Литературный институт им. А.М.Горького. Москва, 2005). М., 2009. С. 285–294.

Юргис Балтрушайтис и духовные традиции исихазма и испанских мистиков // Motywy ezoteryczne w kulturze rosyjskiejpoczatku XX wieku. Warsawa, 2009. С. 157–169.

Три лика города в поэзии французского Возрождения (К. Маро, Ж. Дю Белле, Т.А.Д`Обинье) // Филология прошлого и будущего. Сборник статей. Первые московские анциферовские чтения. М., 2012. С. 197–203.

Миф об Ипполите у Еврипида, Сенеки и Расина: изменение сюжетной роли протагонистов // Новые российские гуманитарные исследования. Эл. ресурс: текст статьи

Дуэнде, коррида и роман Висенте Бласко Ибаньеса «Кровь и песок» // Krew- substancja, symbole, mitologia. Кровь – субстанция, символы, мифология. Gdansk, 2012. С. 134–144.

Киевские «сюжеты» мемуаров Н.П.Анциферова. О значении места для понимания духа // Вторые московские Анциферовские чтения. Сб. статей по материалам международной конференции, посвященной 140-летию В.Д. Бонч-Бруевича. М., 2014. С. 479–496.

 «Чайка» А.П.Чехова: опыт прочтения хореографом // Мир русского слова. 2014. № 2. С .91–96.

 «Я не увижу знаменитой «Федры»….». К 100-летию Камерного театра // Мир русского слова. 2014. № 4. С. 115–120.

 «Легенда» в понимании А.А. Ухтомского и Н.П. Анциферова // Мир русского слова. 2015. № 4. С. 63–67.

В.Д.Бонч-Бруевич и Демьян Бедный. Переписка: история дружбы и вражды // Звено 2013-2014. М., 2015. С. 241–255.

Внук эмира, Камерный театр, кино и русская игрушка // Мир русского слова. 2016. №3. С.117–120

 «Литературное наследство» неизданные «польские» тома // Przegląd Rusycystyczny. 2016, nr 2 (154). S. 121–134.

Бояджиева. Церетелли // Studia Rossica Gedanensia 2016, Vol. 3, red. K. Wojan. Gdańsk: Wydawnictwo Uniwersytetu Gdańskiego, S.363–375.

Пушкин и Таиров: «Египетские ночи» и «Евгений Онегин» в Камерном театре // Болдинские чтения-2016. Большое Болдино, 2016. С.185–193.

От священной «безлюбости» к мелодраме: миф об Ипполите у Еврипида, Сенеки и Расина //Samotność – aspekty, konteksty, wymiary, t. 2, pod red. Katarzyny Arciszewskiej, Liliany Kality, Urszuli PatockiejSigłowy, Wydawnictwo Uniwersytetu Gdańskiego, Gdańsk 2016, s. 161–167.

Древнерусский город как фактор формирования личности (по материалам воспоминаний Н. П. Анциферова) // Материалы Пятых Валаамских образовательных чтений «Православие – основа русской культуры: пути духовно-нравственного преображения современного общества». М.: ПКПЦ «Свет Валаама», 2016. С. 101–107.

Страсти по русской гармошке (по архивным материалам ОР ИМЛИ РАН) // XVI Золотаревские чтения. Рыбинск, 2016. С.230–236.

Общая история, единая вера....О глубинном единстве двух славянских народов // Духовно-нравственное воспитание. №7–8, 2016. С.3–6.

От Демьяна Бедного к Демьяну Боевому (по материалам ОР ИМЛИ РАН) // Великая Отечественная война в современном историческом сознании: историческая память, восприятие, увековечение. М., 2016. С. 89–95.

 «Ребенок-любовь, ставшая зримой». Из эпистолярного наследия Н.П. Анциферова // Духовно нравственное воспитание. 2017. № 4. С. 15–26.

Краеведение как миросозерцание в наследии Николая Федорова и Николая Анциферова // Духовно нравственное воспитание. 2017. № 4. С. 32–40 (в соавторстве с Д.С. Московской).

Разгром исторической школы М.Н. Покровского и судьба «Богатырей» Демьяна Бедного // Русская литература и журналистика в движении времени. М., 2017. С. 89–109.

Спектакль «Ревизор» В.Э. Мейерхольда в полемике Демьяна Бедного с представителями русского зарубежья // Международная научная конференция «Грехневские чтения: литературное произведение в системе контекстов". Нижний Новгород, 2017. С. 12–17.

В поисках Арбенина: «Маскарад» в ЦАТРА (реж. Л.Е. Хейфец) // Тарханский вестник, № 29. Пенза, 2017. C. 201–207.

 Театр и антропософия: материалы по истории театра 1920–1930-х гг. в коллекции Л.А. Новикова (ОР ИМЛИ РАН) // Документы по истории театра в книжных и архивных собраниях / Рос. гос. б-ка искусств; сост. А.А. Колганова. М.: РГБИ, Три квадрата, 2017. С. 28–36.

Архив Л.А. Новикова. Неизвестные страницы истории антропософского движения в России // Антропософский архив Л.А. Новикова в собрании Отдела рукописей ИМЛИ РАН. Wydawnictwo Uniwersytetu Gdanskiego. Gdansk-Moskwa. 2017. C. 7–27. (в соавторстве с М. Жечицкой и Д. Оболенской)

Федоров М.Л. Путешествие в Древнюю Русь и обратно. "Богатыри" Демьяна Бедного // Studia literarum. Т.2, №3. 2017 С.236-252.

 «Принц и нищий». Парадоксы жизни Демьяна Бедного // Мир русского слова. 2018 №2. С.63-70.

 «Красная Финляндия» в оценке И.А. Киреева и Демьяна Бедного (по архивным материалам ОР ИМЛИ РАН) // Россия и современный мир. 2018 № 4. С.142-156  (в соавторстве с Т.И. Шевченко )

Театральный контекст: неотправленное письмо Демьяна Бедного Ф.И. Шаляпину // Studia Rossica Gedanensia 2018, Vol. 5, C.147-155

 «Богатыри не вы». Архив Демьяна Бедного (ОР ИМЛИ РАН) и представление о русском фольклоре и древнерусской книжности в отечественной историософии 1920-1930-х годов // Материалы Международной научно-практической конференции «Роль и значение архивов и архивных документов в сохранении исторической памяти народов России и Кавказа». Магас.2018. С.407-413.

Рукопись И.А. Киреева «Очерк финляндской революции 1918 года и взаимоотношений между Финляндией и Россией в фонде Демьяна Бедного (ОР ИМЛИ РАН) // Историография гражданской войны в России. М: ИМЛИ РАН, 2018. С.456-468.

Киреев И.А. «Очерк финляндской революции 1918 года и взаимоотношений между Финляндией и Россией». Фрагменты. // Историография гражданской войны в России. М: ИМЛИ РАН, 2018. С.468-534. (В соавторстве с Т.И. Шевченко).

 «Дни Турбиных» и «Как четырнадцатая дивизия в рай шла…»: к возможному диалогу М.А. Булгакова с Демьяном Бедным // Мир русского слова. 2019. №2. С.105-110. DOI: 10.24411/1811-1629-2019-12105

 «Как четырнадцатая дивизия в рай шла…» Демьяна Бедного: от стихотворной повести к пьесе // Вестник РФФИ. Гуманитарные и общественные науки. 2019. №2. С.111-122. DOI: 10.22204/2587-8956-2019-095-02-111-121     

Демьян Бедный у истоков советского cатирического и агитационного театра // Studia Rossica Gedanensia 2019, Vol. 6, red. K. Wojan, Gdańsk: Wydawnictwo Uniwersytetu Gdańskiego, ISSN 2392-3644, ISSN 2449-6715. С.141-155

Фонд Демьяна Бедного в ОР ИМЛИ РАН // Codex manuscriptus. Статьи и архивные публикации. М.: ИМЛИ РАН, 2019. С. 179-195. 1 а.л. ISBN: 978–5–9208–0577–5         

Летописное предание о Крещении Руси в советской драматургии 1930-х годов (на материале пьес Н. А. Адуева и Демьяна Бедного) // Семнадцатый Славянский научный собор «Урал. Православие. Культура». Мир славянской письменности и культуры в православии, социогуманитарном познании: материалы междунар. науч.-практ. конф. / сост. О. В. Терехова; Челяб. гос. ин-т культуры. – Челябинск: ЧГИК, 2019. C. 238-242. ISBN 978-5-94839-708-5

Советский революционный театр: традиция и новаторство (по архивным материалам ОР ИМЛИ) // Материалы VI Всероссийской научно-практической  конференции «Диалог культур сквозь призму искусства: история, теория, прагматика». Ростов- на-Дону – Нальчик. 2019. С.232-235.

История советского театра 1920–1940-х гг.в материалах фонда Демьяна Бедного (ОР ИМЛИ РАН) // Театральная книга между прошлым и будущим. М.: РГБИ. 2019. С.73-88.

В поисках героя: Средневековая Русь в «Богатырях» Александра Бородина и Демьяна Бедного // Воротынские Чтения. Средневековая Россия: военный и духовный подвиг предков. Вологда. 2020. С. 20-25.

 Демьян Бедный и А. Я. Таиров в работе над спектаклем Камерного театра «Богатыри» // Вестник славянских культур. 2020. Т.56. С. 213-226.

                                                                                                               ……………………………………………..

Совместно с М. Жечицкой и Д. Оболенской (Польша) издана монография «Антропософский архив Л.А. Новикова в собрании Отдела рукописей ИМЛИ РАН». Gdansk-Moskwa, 2017.