Внимание!

С 1 апреля  открывается продажа электронных билетов на экскурсии в музей на май. Записи по телефону больше не будет!

 Новый прайс музея  (вступает в силу с 1 апреля)

Отдел(ы):

Отдел фольклора

 Сорокина С

Доктор филологических наук, ведущий научный сотрудник отдела фольклора ИМЛИ им. А.М. Горького РАН.

 

В 1986 г. окончила филологический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова по специальности  филолог, преподаватель русского языка и литературы.

С 1991 по 1994 гг. училась в аспирантуре ИМЛИ. В 1994 г. защитила кандидатскую диссертацию «Синхронно-функциональный метод исследования фольклорной традиции в трудах П.Г. Богатырева» (специальность 10.01.09 — Фольклористика). С 1994 г. сотрудник отдела фольклора. Участвовала в фольклорных экспедициях в Калужскую, Брянскую, Смоленскую, Иркутскую области, Республику Беларусь (совместно с Е. В. Миненок) и Рязанскую область (совместно с Е. А. Самоделовой), Республику Молдова.

В 2022 г. защитила докторскую диссертацию на тему «Городской уличный театр в России XIX – первой трети XX  века: формы, бытование, отражение в литературе и пластических искусствах».

В разные годы преподавала в Государственной академии славянской культуры, Московской государственной академии хореографии.

Член редколлегии журнала «Традиционная культура».

 

Область научных интересов: фольклорный театр, взаимодействие фольклора с другими видами искусства, история фольклористики.

 

Опубликовано более 100 научных работ.

 

Основные публикации

Монографии, книги

  1.         П.Г. Богатырев. Функционально-структуральное изучение фольклора (Малоизвестные и неопубликованные работы)/ Составление, вступительная статья и комментарии С. П. Сорокиной. М.: ИМЛИ РАН, 2006. 288 с.;
  2.           Народная драма «Царь Максимилиан» у восточных славян (театрально-драматургическая специфика). М.: ИМЛИ РАН, 2013. 352 с.; 
  3.           Народная драма «Царь Максимилиан». Тексты / Сост., вступит. ст., прилож., подготовка текстов и комм. С.П. Сорокиной. М.: ИМЛИ РАН, 2019. 672 с.
  4.           Городской уличный театр в России XIX – первой трети XX века: формы, бытование, отражение в литературе и пластических искусствах. - М.-СПб.: Центр гуманитарных инициатив, 2023. 320 с.

         

Статьи

  1.           Функциональный метод в малоизвестных работах П.Г. Богатырева.// Кунсткамера. Этнографические тетради,  Спб, 1993. Вып. 2-3. С. 324-329.
  2.           Biogr. Introd. [П. Г. Богатырева]//Bogatyrev P. Vampires in the Carpathians: Magical acts, rites and belifs in Subcarpathian Rus. New York, 1998. P. 3-11.
  3.           Фольклорная поэтика вне фольклорной традиции.// Славянская традиционная культура и современный мир. М., 2002. Вып. 4. с. 157-165.
  4.           Судьба ученого как отражение истории науки (конец 1940-х – начало 1950-х гг. в биографии московского фольклориста П.Г. Богатырева)// Москва и «московский» текст в русской литературе и фольклоре. М., 2004. С. 61-71.
  5.           П.Г. Богатырев и В.Я. Пропп: два взгляда на проблему специфики фольклора// Этнопоэтика и традиция. К 70-летию члена-корреспондента РАН Виктора Михайловича Гацака. М., 2004. С. 357-363.
  6.           Проблема специфики фольклорного образа в трудах П. Г. Богатырева// Славянская традиционная культура и современный мир. М., 2005. Вып. 7. С. 153-161.
  7.           История одного неудавшегося приобретения// Из истории русской фольклористики. Спб., 2007. С. 55-61.
  8.           Украинский краевед Иван Спиридонович Абрамов// Традиционная культура. № 3. 2010. С. 98-107.
  9.           Религиозный конфликт в народной драме «Царь Максимилиан» (Сюжетная линия «Суд царя Максимилиана над Адольфом»)// Традиционная культура. № 4. 2010. С. 77-86.
  10.           Случайные свидетельства о народной драме «Царь Максимилиан» как фольклористический источник // Проблемы филологии. 2010. № 4. С. 27-34.
  11.           Вертеп в современных постановках// Фольклор и фольклоризм в меняющемся мире. М., 2010. С. 157-167.
  12.           Принципы построения и особенности сюжетно-композиционного варьирования в народной драме «Царь Максимилиан» // От конгресса к конгрессу. Материалы Второго Всероссийского конгресса фольклористов. Сборник статей. М., 2011. Т. 2. С. 51-63.
  13.           Образ доктора в ранней русской драматургии и в народной драме «Царь Максимилиан» // Традиционная культура. № 2. 2012. С. 147-156.
  14.           Les carnets d’expédition de Bogatyrev », in : S. Tchougounnikov, C. Trautmann-Waller (éd.), Pëtr Bogatyrëv et les débuts du Cercle de Prague. Recherche ethnographiques et théâtrales, Paris, Université de Paris-3, 2012, pp. 117-122
  15.           Сюжет о споре жизни и смерти в письменной и устной традициях Русского Севера // XVII век в истории и культуре Русского Севера. Каргополь, 2012. C. 161-169.
  16.           Русская поэзия в народной драме «Царь Максимилиан» // Традиционная культура. № 4. 2013. С. 24-31.
  17.           Первые собиратели народной драмы // Личность в культурной традиции. М., 2014. С. 216-230.
  18.           «Хорошо, да не больно» (К проблеме восприятия фольклорной драматургии) // Текст, контекст, интертекст. Сборник научных статей. Виноградовские чтения. Т. 2. М., 2014. С. 110-117.
  19.           Петрушка // Большая российская энциклопедия. Т. 26. М., 2014. С. 134, стб. 3 — с. 135, стб. 1.
  20.           Превращения Петрушки // Традиционная культура. 2015. № 3. С. 101-111.
  21. П.Г. Богатырев — исследователь фольклорного театра // Неизвестные страницы русской фольклористики. М., 2015. С.142-165.
  22.           Петрушка на картинах В.Г. Перова и К.Е. Маковского // Традиционная культура. № 4. 2015. С. 147 — 154.
  23.           Сценический жест и движение в народном театре // Логический анализ языка. Информационная структура текстов разных жанров и эпох / Отв. редактор чл.-корр. РАН Н.Д. Арутюнова. М., 2016. С. 548 — 559.
  24.           Петрушка в русской живописи второй половины XIX века: фольклорное явление в «тексте» изобразительного искусства // Текст, контекст, интертекст. Сборник научных статей. XIV Виноградовские чтения Т. 4. Русская литература. М., 2016. С. 214 — 230.
  25.           Идеи А.Н. Веселовского в работах П.Г. Богатырева и Р.О. Якобсона 1920-1930-х годов // Наследие Александра Веселовского в мировом контексте. Исследования и материалы. М., 2016. С. 201-216.
  26.           Идеи формальной школы и концепция фольклорного театра П.Г. Богатырева // Эпоха «остранения». Русский формализм и современное гуманитарное знание. М., 2017. С. 431-438.
  27.           «Маланка», или «Богатырское представление на религиозных праздниках». Из архива В.М. Гацака / Вступит. ст., подготовка текста и коммент. С.П. Сорокиной // Традиционная культура. № 2. 2017. С. 167-180.
  28.           «Память» фольклорного текста (об одном онежском варианте народной драмы «Царь Максимилиан») // Человек и событие в исторической памяти: Сборник статей / Отв. ред. Ю.А. Крашенинникова. Сыктывкар, 2017. С. 77-88.
  29.           А.Н. Веселовский как исследователь средневековой европейской драмы // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия «Филология. Теория языка. Языковое образование». № 3 (31). 2018. С. 14-23.
  30.           Петрушка в детском театре первого послереволюционного десятилетия (две пьесы С.Я. Маршака) // Studia litterarum. Т. 3. 2018. С. 254-277.
  31.           Экспериментальное исследование белорусского обряда-представления «Колядные Цари» (совм. С Е.А. Миненок) // Фольклор. Традиция и эксперимент. М., 2018. С. 472-510.
  32.           Изображение святочных традиций на картинах Л.И. Соломаткина как фольклорно-этнографический источник // Studia litterarum. Т. 4. № 1. 2019. С. 330-344.
  33.           Театрально-игровой язык липницкой Маланки // Традиционная культура. Т. 20. № 3. 2019. С. 82-92.
  34.           Развлечение как ремесло: Жизнь уличных артистов в изображении Д.В. Григоровича и Л.И. Соломаткина // Фольклор в культуре повседневности. М.: ГИИ, 2019. С. 36-55.
  35.           Образ уличного артиста в рассказе В.Ф. Одоевского «Шарманщик» // Литература и философия: от романтизма к XX веку. К 150-летию со дня смерти В.Ф. Одоевского. М., 2019. С. 171-183.
  36.           «Точно сказка выглядит этот дикий город...» Образы уличных актеров в исторических пейзажах А.М. Васнецова московского цикла // Сказка в фольклоре, литературе и искусстве: Традиционное и новое. М., 2020. С. 277-291.
  37.           Современное состояние обряда «Маланка» в Окницком районе Молдавии // Живая старина. № 3 (107). 2020. С. 58-62.
  38.           Театр Петрушки в научном дискурсе // Наука о фольклоре в XX веке: традиция и метод. М.: ГИИ, 2021. С. 51-68.
  39.           Петрушка в послереволюционных культурно-просветительских и театральных проектах // Русский фольклор. XXXVIII. Материалы и исследования. Памяти Виктора Евгеньевича Гусева. Спб.: Наука, 2021. С. 294-306.
  40.           Образ героя фольклорного театра в стихотворении А. Черного «Петрушка в Париже» // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия «Филология. Теория языка. Языковое образование» № 4. 2022. С. 22-33.
  41.           Животные-артисты. К вопросу о формах бытования городского уличного театра // Жизнь животных в зеркальных отражениях: литература — культура — язык. М.: Книгодел, 2023. С. 488-497.
  42.           Городской уличный театр на картинах С. Судейкина (К проблеме этнографической достоверности живописи художников-модернистов) // Междисциплинарные исследования в гуманитарных науках. М.: ФГБОУ ВО «РГУ им. А.Н. Косыгина», 2023 г. С. 69-77.
  43.           Фольклорная сказка в первом «русском» балете антрепризы С. Дягилева // Studia Litterarum. 2023. № 4. С. 250-271.
  44.           Народная драма «Царь Максимилиан» в молдавском селе Клокушна // Традиционная культура. 2023. № 4. С. 153-170.
  45.           Жанровая модель народной легенды в стихотворении Зинаиды Гиппиус «Три сына — три сердца» // Национальные картины мира. К 100-летию со дня рождения РГ. Гамзатова. Тезисы докладов международной научной конференции (5-6 ноября 2023 г., г. Москва, ИМЛИ РАН). М.: ИМЛИ РАН, 2023. C. 99-113.
  46.           «Весна священная»: обряд как материал для балета // История и современность филологической науки. Сборник научных статей по материалам Международной научной конференции XVII Виноградовские чтения (Москва, 3-4 марта 2023). М.: Изд-во Вахромеева, 2024. С. 239-253.