Работа музея-квартиры А.М. Горького в праздничные дни

Выходные дни: 28, 29, 30 апреля, 1, 9, 10  мая.

11, 12  мая музей работает.

Издательство: ИМЛИ РАН
ISBN: 978-5-91674-355-5
Год: 2015

Обзор

Институт мировой литературы им. А.М. Горького

Российской академии наук

 

 

«Вечные» сюжеты и образы

в литературе и искусстве русского модернизма

 

 

 

 

Москва 2015

 

Издание осуществлено за счет гранта Российского научного фонда (РНФ),

проект № 14-18-02709

 

Редакционная коллегия серии «”Вечные” сюжеты и образы»:

А.Г. Гачева, Е.В. Глухова, В.В. Полонский, А.Л. Топорков (председатель)

 

Ответственный редактор выпуска:

член-корреспондент РАН А.Л. Топорков

 

Члены редколлегии:

И.С. Давыдова, Д.М. Магомедова, М.В. Скороходов

 

Рецензенты:

М.А. Ариас-Вихиль, А.Б. Ипполитова,

 

«Вечные» сюжеты и образы в литературе и искусстве русского модернизма / Отв. ред. член-корр. РАН А.Л. Топорков. М., 2015. 416 c., илл. (Серия «”Вечные” сюжеты и образы»; Вып. 1).

ISBN 978-5-91674-355-5

 

В основу издания положены доклады, которые были заслушаны на международной конференции «”Вечные” сюжеты и образы в литературе и искусстве русского модернизма» (Москва, ИМЛИ РАН, 27-28 апреля 2015 г.). В статьях обсуждаются судьбы «вечных» сюжетов и образов в России в период, ограниченный в основном 1895 и 1935 гг. Образы Одиссея, Сафо, Венеры, Саломеи, Тристана и Изольды, Крысолова из Гаммельна и др. подверглись тотальному переосмыслению в творчестве русских модернистов и заиграли оригинальными смыслами.

Книга предназначается для филологов, искусствоведов, историков культуры и всех, кто интересуется русской культурой Серебряного века.

 

Оглавление

 

Введение

 

Античные образы в русской литературе

 

Р. Мних. Одиссей в эпоху модернизма: концептуализация и символика образа

 

Ю.Б. Орлицкий. Сапфическая строфа как способ презентации образа Сафо в русской литературе Серебряного века

 

Д. Шимоник. Образ «лабиринта» в романе Ивана Рукавишникова «Проклятый род»

 

Д.М. Синичкина. Обращение к античности в творчестве Николая Клюева

 

Трансформации «вечных» образов и сюжетов

 

В.В. Полонский. «Вечные образы» Данте в русской культуре конца XIX – первой половины XX века: между Д.С. Мережковским и А.К. Дживелеговым

 

А.В. Ведель. Легенда о Тристане и Изольде в русской поэзии первой трети ХХ века

 

Н.И. Шром. Крысолов из Гамельна: славянская версия «вечного» сюжета

 

А.Г. Гачева. Образ Китовраса в культуре Древней Руси и его трансформации в эпоху русского модернизма

 

Е.В. Глухова. Мифология «Солнечного града» в работах Андрея Белого послереволюционного периода

 

А.Л. Топорков. Повесть А.М. Ремизова «О безумии Иродиадином», пьеса Оскара Уайльда «Саломея» и «Песнь песней» царя Соломона

 

Е.К. Созина. «Вечные» образы в творческой интерпретации «зырянского Фауста» Каллистрата Жаков

 

О.А. Богданова. Мотив «отрицания земли» в критике и прозе русских символистов

 

«Вечные» образы в искусстве

 

О.С. Давыдова. Мнимая вечность: художники-символисты в поисках земного рая

 

Е.И. Водонос. К.С. Петров-Водкин: От образа матери к образу Мадонны и обратно…

 

И.М.Сахно. Иконография Венеры в поэзии и живописи русского авангарда 1910-1925 гг.

 

И.В. Обухова-Зелиньская. Персонажи commedia dell’arte в культуре русского модерна (живопись – театр – периодика) Снимаем!

 

М.Л. Спивак. Сирин, Алконост, Гамаюн: между В.М. Васнецовым и А.А. Блоком

 

Е.В. Наседкина. «Одержимый или пророк»: трансформация образов Арлекина, безумца, Христа и шута в творчестве и прижизненной иконографии Андрея Белого

 

Н.В. Злыднева. Мифология света и электричества в живописи 1920-х годов

 

Список иллюстраций

Список сокращений

Сведения об авторах

About the authors

Именной указатель

Указатель литературных и мифологических персонажей

 

Введение

 

Под «вечными» (или «мировыми») понимаются такие сюжеты и образы, которые встречаются в литературе и искусстве разных народов и эпох и составляют общий фонд мировой цивилизации. Наиболее простой способ описания таких сюжетов заключается в присвоении им собственных имен, например: Адам и Ева, Авель и Каин, Иуда, Агасфер, Прометей, Тесей и Ариадна, Нарцисс, Одиссей, Пенелопа, Беатриче, Гамлет, Офелия, Ромео и Джульетта, Фауст, Дон Жуан, Раскольников и др.

Собственное имя в таком контексте понимается как свернутый сюжет, а сюжет — как развернутое имя. Такие имена могут сохраняться в памяти культуры на протяжении длительного времени, а в определенных исторических ситуациях актуализируются, наполняются новым содержанием и оказываются востребованными искусством и общественным сознанием.

Следует подчеркнуть, что нами не ставятся задачи реконструкции архетипов в духе К.Г. Юнга или мифологических источников литературных сюжетов в духе «новой литературной критики». Признавая значимость проблемы неомифологизма, мы все же направляем основное внимание не на сами мифологические образы, а на то, как писатели и художники эпохи модернизма «работают» с ними.

В основу издания положены доклады, которые были заслушаны на международной конференции «”Вечные” сюжеты и образы в литературе и искусстве русского модернизма» (Москва, ИМЛИ РАН, 27-28 апреля 2015 г.). В статьях обсуждаются судьбы «вечных» сюжетов и образов в России в период, ограниченный в основном 1895 и 1935 гг.

Проведение конференции и публикация сборника осуществлены счет гранта Российского научного фонда (проект № 14-18-02709).