Внимание!

27 апреля, в субботу книжный киоск не работает.

Работа музея-квартиры А.М. Горького в праздничные дни

Выходные дни: 28, 29, 30 апреля, 1, 9, 10  мая.

11, 12  мая музей работает.

Издательство: ИМЛИ РАН
Год: 2017
Примечание: Исследования и материалы / Отв. ред. В.В. Полонский, ред.-составители В.М. Введенская, Е.В. Глухова, М.В. Козьменко.

Обзор

В первой части книги — «Исследования» — представлен ряд проблемных статей, осмысляющих деятельность русских писателей в новых институциях, культуртрегерских и студийных начинаниях ранних советских лет; неизвестные страницы истории отечественной периодики революционной поры; сдвиги в восприятии классического отечественного литературного наследия, обусловленные историческим сломом 1917 года; мотивно-образную динамику в литературных отражениях исторических событий; перенос модернистских моделей и духовных практик на новую культурную почву и т.п.

Во второй части — «Материалы и публикации» — в числе прочего впервые с научным аппаратом даны фундаментальные своды малоизвестной публицистики Д. Мережковского и Вс. Иванова, неизвестные архивные материалы В. Брюсова, Л. Андреева, В. Муравьева и др., цикл статей «На Перевале» А. Белого, а также источники, раскрывающие его деятельность во «Дворце Искусств», неизвестная инсценировка поэмы Блока «Двенадцать», обзор франкоязычной критики Андрея Левинсона, посвященной литературно-революционным сюжетам, документы антропософов раннего советского периода и мн.др. Книга рассчитана на исследователей-филологов и представителей иных гуманитарных дисциплин, а также широкий круг читателей, интересующихся современным научным осмыслением темы «Русская революция 1917 года и литература».

СОДЕРЖАНИЕ

Раздел 1. Исследования

Полонский В.В. Предисловие . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
Богданова О.А. «Пророк» или «дух»? Динамика восприятия Достоевского в революциях 1905 и 1917 гг. . . 7
Магомедова Д.М. Мотивы «бесовства» в литературе и публицистике первых лет революции . . . . . . . . . . . . . . . . 36
Петров В.В. «Революция сознания» в работах Андрея Белого 1917–1919 гг. . . 56
Грачева А.М. Театральная деятельность Алексея Ремизова 1918–1921 гг. и ТЕО Наркомпроса . . 79
Грякалова Н.Ю. Александр Блок и Школа Журнализма (из хроник революционного времени) . . 94
Спивак М.Л. К вопросу об источниках характеристик в «Последних днях императорской власти» А.А. Блока: «Царь, императрица, Вырубова, Распутин» и «недружный… Совет министров» . 113
Иванова Е.В. А. Блок читает газеты (1917–1919) . 130
Ал. Блок. Записные книжки 1918–1919 / Подгот. текста, комментарии Е.В.Ивановой . 134
Поляков Ф.Б. Николай Белоцветов в советской России: документальные, эпистолярные и поэтические свидетельства . 151
Лотарева Д.Д. Антропософы, розенкрейцеры и революция: деятельность Владимира Михайловича Викентьева (1882–1960) . . 165
Михайлова М.В. Повесть И.А. Новикова «Тришечкин и Пудов» — эпитафия революционным преобразованиям 1917 года . 186
Орлицкий Ю.Б. Русский Верхарн до и после революции: к проблеме генезиса пролетарского верлибра . 195
Молодяков В.Э. «Цех стиховодства»: Георгий Шенгели и культурно-просветительные проекты Юга России, 1917–1919 . 213
Орлова М.В. В.Я. Брюсов — комиссар по регистрации произведений печати в 1917 году (по материалам рукописного отдела
Государственного литературного музея) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 219
Серегина С.А. Н.А. Клюев и Л.Д. Семенов: к истокам клюевской революционности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 235
Кнорре Е.Ю. Образ идеальной революции: «китежский текст» в творчестве М. Пришвина, С. Есенина, Н. Клюева в период революции
и гражданской войны . . 247
Коростелев С.Г. Московские издания петроградской социал-демократической газеты «Новая жизнь» . . . . . . . . . . . . . . . . . . 259
Наседкина Е.В. Журнал «Орфей» — символистский проект революционных лет (Ростов-на-Дону, 1919) . 265
Делекторская И.Б. «Страница истории» («кадетская» новелла Сигизмунда Кржижановского) . . . . . . . . . . . . . . . 286
Сергеева-Клятис А.Ю. Май 1917-го в стихотворении Пастернака «Весенний дождь»: между интертекстуальностью и реально-историческим комментарием . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 290
Кацис Л.Ф. Иосиф Бродский о стихах Осипа Мандельштама 1917 г.: «Прославим, братья, сумерки свободы…», Лондон 1991 («Неизвестный Мандельштам» Иосифа Бродского II) . 298
Хазан В. На обочине Серебряного века. Две заметки на тему: «Кто являлся составителем серии “Избранные стихи русских поэтов” (1914)» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 320

Раздел 2. Материалы и публикации

Коростелев О.А., Холиков А.А. От Февраля к Октябрю: публицистика Д.С. Мережковского 1917–1918 гг. (Из не вошедшего в авторские сборники) . 345
Д.С. Мережковский. 14 марта; Ангел революции; О патриотизме (отрывочные заметки); Есть Россия; Упырь; 1825–1917; Россия будет (Интеллигенция и народ) / Подгот. текста, комментарии О.А. Коростелева, А.А. Холикова . . . . . . . 356
Папкова Е.А. Вс. Иванов «Очерки фронта»: сибирские источники повести «Бронепоезд 14-69» . 405
Всеволод Иванов. У черты. Очерки фронта / Подгот. текста, комментарии Е.А. Папковой . . 434
Козьменко М.В. Солдат, Революция и Бунт: Публицистические и литературные рефлексии Леонида Андреева в эпоху революции 1917 года
(по новым архивным материалам) . 461
Леонид Андреев. 1. <О дисциплине в армии>. 2. <К братьям солдатам и офицерам>. 3. <Самое страшное в положении офицера>. 4. К тебе, солдат! 5. <Пятаков> /
Подгот. текста, комментарии М.В.Козьменко . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 471
Гачева А.Г. Путями Серебряного века. Образ революции в публицистике В.Н.Муравьева и философской мистерии «София и Китоврас» . . . . . . . . . 484
Валериан Муравьев [Из ранних редакций мистерии «София и Китоврас»] / Подгот. текста, комментарии А.Г. Гачевой . . 504
Торшилов Д.О. Андрей Белый в 1917–1918 гг.: «принятие революции» . . 531
Андрей Белый. На Перевале / Подгот. текста, комментарии Д.О. Торшилова . . 557
Магомедова Д.М. Неизвестная инсценировка поэмы А.А. Блока «Двенадцать» и ее авторы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 578
М. и З. Маркович, Д. Воздвиженский. Двенадцать. Сцены из эпохи великого Октября (по Дж. Риду и Ал. Блоку).
Репертуар театра МГСПС / Подгот. текста, комментарии Д.М. Магомедовой . 587
Соболев А.Л. Пять лекций Гершензона (январь, февраль, март 1917 года) . . . . . . . . . . . 616
Тахо-Годи Е.А. «Толстовские проекты» революционной поры: кооперативное издательство С.П.Мельгунова «Задруга»
и издание Полного собрания сочинений Л.Н. Толстого . . . . . . . . . . . . . . 637
Архивные материалы: [Письмо С.П. Мельгунову от Общества для устройства Дома-музея имени Л.Н. Толстого в Петербурге];
[Текст письма С.П. Мельгунову, принятый постановлением Правления Кооперативного Товарищества Изучения и Распространения Творений Л.Н. Толстого от 27.XI-25 г. и Советом от 6.III-26 <г.> и отправленный ему 10-III-26 г.]; Выписка из протокола № 14 заседания СОВЕТА Кооперативного Товарищества Изучения и Распространения Творений Л.Н. ТОЛСТОГО
от 6 марта 1926 г.; Письмо в редакцию газ. Известия от 12 марта 1926 г.;
[В Государственную редакционную комиссию по юбилейному первому полному собранию сочинений Л.Н. Толстого от члена Правления Толстовского Товарищества П.С. Попова от 15 января 1930 г.]; [Письмо С.Л. Толстого, Председателя Совета Товарищества, и М. Цявловского как Председателя Правления в президиум ВЦИК от 21 марта 1931 г.] / Подгот. текста,
комментарии Е.А. Тахо-Годи . . 649
Шалыгина О.В. «Собиратель разрозненных человеческих душ» (к вопросу о публикации «Автобиографии»
кн. Д.И. Шаховского в 1917 г.) . . 657
кн. Дмитрий Иванович Шаховской. Автобиография. Предисловие А. Кизеветтера / Подгот. текста, комментарии О.В. Шалыгиной . . 663
Геворкян А.В. Деятельность Валерия Брюсова в первые годы Советской власти (ЛИТО Наркомпроса) . 682
Стенограмма лекций Брюсова Валерия Яковлевича по истории литературы, прочитанных в студии Литературного отдела Наркомпроса / Подгот. текста, комментарии А.В. Геворкяна . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 694
Полонский В.В. Искусствовед на изломе истории:
Литература и революция глазами А.Я. Левинсона . . . . . . . . . . . . . . . . . 758
Андрей Левинсон. Современная русская литература.
Война — Революция — Изгнание / Подгот. текста, перевод и комментарии В.В.Полонского . 772
Глухова Е.В. Андрей Белый в проектах первых лет Советской власти: «Дворец Искусств» (1919–1920) . . 786
Spectator [Б.Н. Бугаев] Из хроники московской жизни: «Дворец искусств» / Подгот. текста, комментарии Е.В. Глуховой . . . . . . . 808
Протоколы заседаний историко-археологической секции «Дворца искусств» / Подгот. текста, комментарии Е.В. Глуховой . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 821
Отчет о деятельности «Дворца Искусств за 1919–1920 гг. / Подгот. текста Е.В. Глуховой . . 830
Литературный отдел «Дворца Искусств». Список сотрудников и кандидатов на 10 октября 1920 г. / Подгот. текста Е.В. Глуховой . . 837
Мероприятия во «Дворце Искусств» в апреле–июле 1920 г. / Подгот. текста Е.В. Глуховой . . 838
Именной указатель / Сост. Е.В. Кузнецова и А.С. Аристова . . 840

Вадим Полонский. Предисловие

В коллективной монографии, предлагаемой вниманию читателя, представлены исследовательские сюжеты и научные публикации источников, в которых контекст революции 1917 года и прилегающих к ней судьбоносных для России событий выступает в двух основных ролях: во-первых, как объект осмысления литературными деятелями эпохи и, во-вторых, как субъект трансформации литературной среды, общественных практик, художественных и просветительских стратегий, наконец — тех культурных моделей, что были сформированы до исторического перелома, но после него напряженно вырабатывали механизмы адаптации к принципиально новой ценностно-идеологической реальности. Последним обусловлено преимущественное — хотя и далеко не исключительное — внимание в книге к пореволюционной судьбе тех фигур и явлений, что были порождены культурным ландшафтом «серебряного века».

Так или иначе помещенные в коллективном труде работы раскрывают разные аспекты обозначенных выше функций революционного контекста в отечественной литературной жизни. Среди этих аспектов — деятельность русских писателей в новых институциях, культуртрегерских и студийных начинаниях ранних советских лет (А. Блок и Школа журнализма, В. Брюсов и ЛИТО Наркомпроса, А. Ремизов и ТЕО Наркомпроса, Андрей Белый во «Дворце Искусств», Г. Шенгели и просветительские проекты Юга России, лекции М. Гершензона в 1917 г. и др.); неизвестные и малоизвестные страницы истории отечественной периодики революционной поры (московские издания петроградской социал-демократической газеты «Новая жизнь», ростовский литературно-символистский журнал 1919 г. «Орфей» и др.); революционная перекодировка в рецепции и популяризации классического наследия (переосмысление историософской прогностики Достоевского; культурные планы, связанные с именем Л. Толстого, и др.); мотивно-образная и структурная (включая версификацию) динамика внутри революционного дискурса (топика «бесовства» в литературе и публицистике; поэтико-тематические вариации освоения исторического материала в текстах А. Блока, Б. Пастернака, О. Мандельштама, Н. Клюева, И. Новикова, С. Кржижановского, В. Муравьева и др.; генезис пролетарского верлибра и т.п.), трансплантация дореволюционных модерно-символистских концептов и духовных практик на новую культурную почву («революция сознания» и «кризис сознания» в работах Андрея Белого; деятельность антропософов в раннюю советскую эпоху и т.п.).

Важная составляющая книги — публикация архивных документов и научная комментированная републикация прежде не переиздававшихся источников, включая не вошедшие в авторские сборники статьи Д. Мережковского 1917–1918 гг., неизвестные архивные материалы Л. Андреева 1917 г., «Очерки фронта» 1919 г. Вс. Иванова, неизвестную инсценировку поэмы Блока «Двенадцать», публицистический цикл Андрея Белого 1918 г. «На Перевале», работу (в пер. с франц.) А.Я. Левинсона 1922 г. «Современная русская литература: Война, Революция, Изгнание» и целый ряд иных ценных документальных корпусов, связанных с названными выше тематическими аспектами.

Публикации сопровождаются пространными аналитическими статьями-преамбулами, помещающими соответствующие материалы в контексты творческой биографии автора и широкого историко-культурного фона эпохи. Сочленяя общие проблемно-аналитические сюжеты с исследовательским осмыслением впервые вводимых в научный оборот источников, коллективная монография призвана представить значимый материал для будущего построения новой научной истории русской литературы революционной поры.