Внимание!

С 1 апреля  открывается продажа электронных билетов на экскурсии в музей на май. Записи по телефону больше не будет!

 Новый прайс музея  (вступает в силу с 1 апреля)

Время: 20 января 2021 г. 11.00–15.00
Место проведения: онлайн (ZOOM)
Дополнительно:

Видео

Уважаемые коллеги! 20 января 2021 года состоится 6 заседание Научного семинара «Гендерный порядок русского модернизма». «Рецепция творчества Г. Ибсена в литературе русского модернизма: гендерный аспект».


ПРОГРАММА

 Андрейчук Ксения Руслановна (к.ф.н., с.н.с. ИМЛИ РАН)

Русский ибсенизм и «женский вопрос»

Новый тип отношений между мужчиной и женщиной, обсуждавшийся в России начала XX в., формировался под влиянием Хенрика Ибсена, давшего «особенно яркие образы любви в ее совершении» (З. Гиппиус). Русские критики, очень по-разному видевшие «идеал грядущей красоты» и в соответствии с собственными установками по-разному читавшие Ибсена, сходились в том, что в поздних пьесах норвежцу удалось показать «новый таинственный брак». Практически все русские почитатели отмечали как особую удачу Ибсена женские образы. Серебряный век нашел в героинях Ибсена примеры двух противоположных идеалов фемининности: «вечно женственной» кротости (в Сольвейг, Агнес, Аврелии, Дагнии) и независимости, самостоятельности, часто доходящей до нарушения общественных устоев (Фурия, Йордис, Гедда Габлер, Нора). Вопрос о том, насколько сам Ибсен был обеспокоен «женским вопросом», был предметом дискуссии: И. Анненский воспринимал его женские образы как символы, раскрывающие грани души мужских персонажей, Д. Мережковский усматривал в пьесах норвежца интерес лишь к «божественной стороне любви», А. Луначарский видел в Ибсене «борца за права женщины» (впрочем, непоследовательного).

Зусева-Озкан Вероника Борисовна (д.ф.н., в.н.с. ИМЛИ РАН)

«Валькирические» героини русского модернизма и влияние Г. Ибсена

В докладе обсуждается влияние пьес Г. Ибсена, в первую очередь его раннего, «героического» периода, на становление определенного женского типа в литературе русского модернизма – валькириеподобной героини, обладающей не только выдающимися физическими данными, но в первую очередь сильным, гордым характером, упорством, способностью к сопротивлению и желанием одержать верх во что бы то ни стало, которые особенно проявляются в столкновении – в том числе силовом, вооруженном – с героем, влюбленным в нее и / или возлюбленным ею. Такой тип героини вообще характерен для творчества Ибсена – как один из двух вариантов женского образа, обычно сопоставленный в пространстве его пьес с героиней «кроткой», но особенно отчетливо его «валькиричность» прочитывается в пьесе «Воители в Гельгеланде» (1857), созданной по мотивам истории Зигфрида и валькирии Брунгильды. Эта пьеса, по нашему мнению, в большой степени повлияла на драмы Н. Гумилева «Гондла» (1916) и Е. Замятина «Атилла» (1925–1928). А в текстах А. Блока и Андрея Белого следует отметить повторяющиеся сближения Ибсена и Вагнера, через творчество которых обоими поэтами прочитывается образ Брунгильды.

Дискуссия