Работа музея-квартиры А.М. Горького в праздничные дни

Выходные дни: 28, 29, 30 апреля, 1, 9, 10  мая.

11, 12  мая музей работает.

30 марта 2024 г. состоялся научный семинар в рамках исследовательского проекта «Россия / СССР и Запад: встречный взгляд. Литература в контексте культуры и политики ХХ в.» ИМЛИ РАН, поддержанного грантом Российского научного фонда № 23-18-00393, https://rscf.ru/project/23-18-00393/ (рук. О.Ю. Панова).

С докладом на тему «“Негативный снимок мира”: К истории публикации и рецепции романа Л. Ф. Селина «Путешествие на край ночи» (1932) в СССР» выступил Д.М. Цыганов.

 

 

Доклад был посвящен подробностям публикации в СССР романа Л.-Ф. Селина «Путешествие на край ночи» (Voyage au bout de la nuit, 1932) и обстоятельствам его последующей рецепции. В центре внимания докладчика оказалась запутанная история появление романа в ГИХЛе сперва в феврале 1934 г. (тиражом 6 000 экземпляров), а затем в январе 1935 г. (тиражом 15 000 экземпляров). Особенное внимание автор уделил проблеме двух редакций предисловия И.И. Анисимова, который переработал и расширил написанный им текст для немаркированного «второго издания» «Петешествия…». Посредством детального описания политического, общекультурного, литературно-критического и институционального контекстов автор вписал ранее не получивший объяснения факт неоднократного переиздания романа в витиеватую историю западно-советских взаимоотношений в 1930–1940-е годы. Советская рецепция поэтики текста Селина была рассмотрена как в контексте дискуссии о романе, так и в связи с оформлявшейся эстетической теорией соцреализма. Отдельное внимание было уделено тому, в какой литературный контекст Селина вписывали советские литературные критики и теоретики. Кроме того, в докладе не только прослеживалась неочевидная динамика отношения советских парт- и литфункционеров к французскому автору, но и устанавливались вероятные мотивы резко начавшегося в середине 1930-х ухудшения едва сложившейся литературной репутации Селина в Советском Союзе. Анализ текстов, появлявшихся в центральной периодике, и архивных источников позволил восстановить этот неявный эпизод из истории сталинской культурной политики.