Борев Юрий Борисович

Информация о сотруднике

Я, Борев Юрий Борисович, родился в Харькове 28 мая 1925 года. Окончил Литературный институт и общий курс Московского авиационного института. Моими учителями были профессора эстетик В.Ф. Асмус, логик П.С. Попов, философ М.А. Дынник, лингвист А.А. Реформатский, фольклорист С.К. Шамбинаго. Защитил кандидатскую диссертацию по эстетике. Преподавал философию, эстетику, культурологию, искусствоведение, семиотику, герменевтику искусства в МГУ, Институте востоковедения, Институте прикладного и декоративного искусства (МИПИДИ), во ВГИКе, в Театральном училище им. Щукина, Московской консерватории, Литературном институте. Читал лекции и доклады в Иенском университете и берлинском Университете им. Гумбольдта (по теории литературы), в Сорбонне и Колумбийском университете, Рижском университете (по культурологии, по теории гротеска), во Французском национальном центре научных исследований (СNRS) (доклад «Генезис литературного текста»), в Софийском университете (по структурализму), в Сантакларском и Гаванском университетах (по семиотике и герменевтике). Участвовал в международных конгрессах по эстетике (в Афинах, Амстердаме, Дармштадте, Дубровнике, Ноттингеме, Мадриде), а также в других международных встречах по проблемам культурологии, искусствоведения, фольклористики (в Будапеште, Берлине, Гаване, Дели, Москве, Екатеринбурге, Ташкенте, Душанбе, Киеве, Петербурге, Париже, Хельсинки и др.). Ныне являюсь членом Союза писателей и Союза кинематографистов, заведующим отделом теории ИМЛИ Российской академии наук, действительным членом Международной ассоциации эстетиков, профессором Академии архитектуры (Московского архитектурного института), главным редактором теоретического журнала по проблемам культурологии, эстетики, филологии и искусствознания – «Академические тетради», президентом Независимой академии эстетики и свободных искусств, был академиком Нью-Йоркской академии наук (вышел в знак пролтеста против бомбардировок Югославии).

С 1956 г. по настоящее время работаю в ИМЛИ, где был главным редактором и одним из авторов шеститомного издания «Теории. Школы. Концепции» (обзор теоретико-литературных идей ХХ века) и трехтомного сборника по методологии художественной критики, участником создания трехтомной «Теории литературы» и других фундаментальных научных работ отдела теории. Сейчас в ИМЛИ руковожу четырехтомным коллективным трудом «Теория литературы» (вышел четвертый и третий тома – о художественном процессе и о жанрах литературы) и многотомным фундаментальным исследованием «Теоретико-литературные итоги ХХ в. и перспективы ХХI в.» (вышли два первых тома).

По гранту РГНФ я создал компьютерный «Энциклопедический словарь теоретико-литературных терминов» (1400 терминов) и «Словарь культурологических терминов». Закончил работу над электронным словарем терминов дисциплин – спутников литературоведения и искусствознания (аксиология, герменевтика, интонология, креацеология, культурология искусства, методология (школы), нарратология, поэтика, рецептивная эстетика, риторика, семиотика, текстология, теория критики, теория стиля – около 1500 терминов). Это новый тип словарей: все термины в них определяются одним автором, что обеспечивает монизм словаря, и каждое авторское определение основных терминов сопровождается справочным материалом, сообщающим, как данный термин определяется в трудах ведущих отечественных и зарубежных ученых, каковы отличия в трактовке данного термина в разных научных школах, в разных национальных традициях.

Участвовал во многих коллективных трудах, издававшихся в Институте философии РАН и Научно-исследовательском институте искусствознания. Автор свыше 400 научных статей и свыше 30 монографий по проблемам эстетики, культурологии, теории и истории искусства и литературы, методологии критики, семиотики и герменевтики искусства, рецептивной эстетики, риторики, поэтики, аксиологии, интеллигентского фольклора.

Наиболее существенные из работ: «О комическом» (М., 1957), «Комическое, или О том, как смех казнит несовершенство мира, очищает и обновляет человека и утверждает радость бытия» (М., 1975), «Категории эстетики» (М., 1959), «Основные эстетические категории» (М., 1960), «Система эстетических категорий» (Будапешт, 1965), «О трагическом» (М., 1960). В этих работах предлагается понимание эстетических категорий как целостной системы на основе принципиально нового объяснения природы эстетического и прекрасного. «Введение в эстетику» (М., 1964) – популярное изложение целостной системы эстетических знаний. В этих книгах эстетические проблемы рассматриваются на основе материалов живописи, театра, кино, музыки, литературы.

Книга «Искусство интерпретации и оценки (Опыт прочтения «Медного всадника»)» (М., 1981) посвящена проблемам понимания смысла художественного произведения. В ней предлагается методология целостного критического анализа, интегрирующая опыт мировой критической мысли и объединяющая в целостную систему традиционные и новейшие подходы к художественному тексту. Эта методология применяется к интерпретации и оценке поэмы Пушкина, пользующейся репутацией загадочной. Выявляются новые смыслы поэмы: ее обращенность к проблемам философии русской истории, к проблемам правосознания и прав человека. Литературный пушкинский текст сопоставляется с произведениями живописи и скульптуры пушкинской эпохи, а также с монументом Петра Первого работы Фальконе. Издана книга «Литературно-художественная критика (теоретические и методологические проблемы)» (Рига, 1977, на латышском языке).

Монография «Художественные направления искусства ХХ века» (Киев, 1987) дает определение художественного направления как инварианта художественной концепции мира и личности и дает анализ импрессионизма, футуризма, символизма, конструктивизма, экспрессионизма, сюрреализма, экзистенциализма, абстракционизма, поп-арта, гиперреализма, концептуализма и других направлений.

«Эстетика-1969», а затем «- 1975», «- 1981», «- 1988», «- 1997» и «- 2002», выходит «- 2004». В этих книгах излагается оригинальная авторская концепция системы эстетики и дается богатая информация о традиционных (классических) и новейших идеях психологии, семиотики и герменевтики искусства, рецептивной эстетики, риторики, поэтики. «Эстетика» вышла шестью изданиями на русском языке, и еще 16 изданиями на английском, китайском, болгарском грузинском, эстонском и других языках (всего 23 издания, общим тиражом свыше 1 млн экз.).

Я всю жизнь собирал то, что Пушкин называл историческими анекдотами, а я именую интеллигентским фольклором. На основе этих материалов я выпустил ряд книг, снабдив их теоретическими предисловиями. «Сталиниада (мемуары по чужим воспоминаниям с историческими анекдотами и размышлениями автора)» (М., 1991) – семь изданий на русском языке, а также на немецком, итальянском, японском, польском, болгарском, сербском и др., общим тиражом около 2 млн экз. «Фарисея» (М., 1993) – интеллигентский фольклор послесталинской эпохи. «Краткий курс сталинизма в анекдотах и преданиях» (Омск, 1991; 2-е изд. – Житомир, 1992). «История государства советского в анекдотах и преданиях» (М., 1995), «Краткий курс ХХ века в преданиях и анекдотах» (М.: Звонница, 1995). «Из жизни звезд и метеоритов» – предания о писателях, художниках, артистах, музыкантах, ученых (М.: РИПОЛ, 1996). Трехтомник «ХХ век в преданиях и анекдотах» (Харьков: Фолио, 1996), «Власти-мордасти» (2003). В этих книгах теоретически обосновывается понятие интеллигентского фольклора (в тоталитарных обществах, где интеллигенция не могла доверить бумаге свой жизненный опыт, возник целый пласт культуры – интеллигентский фольклор, дающий альтернативную по отношению к созданной документами картину истории). Эти публикации и сопровождающие их теоретические выкладки были положительно оценены на международной конференции по фольклору в Дели.

Наиболее репрезентативна из моих трудов «Эстетика» в двух томах («Русич», 1997, 60 п. л.). Труд этот опирается на материал всех видов искусства, преимущественно театра, кино, изобразительного искусства, архитектуры и литературы.

Мои работы вышли на 36 языках.