Вишневская Наталья Александровна

Информация о сотруднике

доктор филологических наук
ведущий научный сотрудник
Биография
Родилась в 1929 г. в Ленинграде. В 1955 г. закончила полный курс Восточного факультета Ленинградского ордена Ленина Государственного Университета им. А. А. Жданова по специальности «индийская филология». В 1965 г. защитила кандидатскую диссертацию на тему «Истоки и становление одноактной пьесы (эканки) в литературе хинди». В 1990 г. защитила докторскую диссертацию на тему «Чхаявад и проблемы формирования новой литературной системы в поэзии хинди ХХ века». С 1957 г. по настоящее время работает научным сотрудником ИМЛИ РАН ( с 1990 г. ведущий научный сотрудник).
Участник различных конференций: «Мир романтизма» (Тверь, 1994, 1995, 1996), «К 200-летию Андерсена» (Москва, ИМЛИ), «Андерсен на все времена» (Москва, МГИМО), конференции востоковедов в Ленинграде, Ташкенте, Ярославле, Вильнюсе. Получила несколько грантов на научные исследования:
Грант «Культурная инициатива», 1995г. (775.000/100). Тема проекта: «Творчество Джайшанкара Прасада в свете контактов и параллелей с западноевропейской, американской и Русской литературами»;
Издательский грант РГНФ, 1996 г. (13-1690/044. Номер проекта 96-04-16163, Совместно с Е. П. Зыковой). Книга «Запад есть Запад, Восток есть Восток? Из истории англо-индийских связей в Новое время». М.: «Наследие», 1996;
Программа фундаментальных исследований ОИФН РАН «Русская культура в мировой истории», проект «Русский романтизм в мировой истории», 2006 г.
Членство в редколлегиях и подготовка различных изданий
Член комиссии по присуждению премии Веселовского, комиссии по романтизму при филологическом факультете Тверского Университета. Ответственный редактор к/т «Жизнь и смерть в литературе романтизма. Оппозиция или единство?». М., 2010 (совместно с Е. Ю. Сапрыкиной).
Общественная и преподавательская деятельность
Преподаватель хинди в МГИМО МИД СССР (1956—1957 гг.), в Академии внешней торговли МВТ СССР (1957—1958 гг.).
Основные публикации
· Монографии
Индийская одноактная драма. М.: Наука, 1964.
Аннотация книги: В книге прослеживается эволюция жанра эканки ( одноактной пьесы) от санскритизованных драм до современных. Становление и трансформация жанра рассматривается на материале творчества классиков драматургии хинди Бхаратенду Харишчандры (1850—1885), Джайшанкара Прасада (1889—1937) и Упендранатха Ашка (1910—1996). На основании анализа творчества трех драматургов автор устанавливает, с одной стороны, генетическую связь современной одноактной пьесы хинди с классической, санскритской, с другой – воздействие на нее западноевропейской и американской драматургии (Ибсен, Метерлинк, О’Нил).
Чхаявад и проблемы формирования новой литературной системы в поэзии хинди ХХ века. М.: Наука, 1988
Аннотация книги: В центре исследования поэтическое направление чхаявад, одно из наиболее интересных и сложных в индийской литературе ХХ века, представляющее собой медитативную лирику, утверждавшую самоценность творческой индивидуальности и, тем самым, снимавшее авторитет средневекового поэтического канона. Стойкий консерватизм хиндиязычной культуры способствовал сохранению в чхаяваде внешних признаков традиции (слово, образ), осуществив качественный поворот поэтической мысли внутри традиции, создав принципиально новую поэтическую систему. Чхаявад представляют четыре поэта: Джайшанкар Прасад (1889—1937), Нирала (Сурьякант Трипатхи, 1896—1961), Сумитранандан Пант (1901—1978), Махадеви Варма (1907—1987), творчество которых положено в основу исследования.
Запад есть Запад, Восток есть Восток? (из истории англо-индийских литературных связей в Новое время). М.: Наследие, 1996 (совместно с Е. П. Зыковой).
Аннотация книги: Авторы ставили своей целью выявить принципиальные, узловые моменты в истории литературных контактов Англии и Индии на материале наиболее репрезентативных фигур. Принципы деления материала по главам в западной и восточной частях книги отражают историческую логику контактов. Первая часть книги – «Путь в Индию» (автор Е. П. Зыкова) – состоит из глав: «Восточная тема в английской драме XVII века. «Аурангзеб» Джона Драйдена»; «Просветительский интерес к Востоку и британская колонизация Индии; Художественный мир романтизма и «наведение мостов» между духовной культурой Индии и Запада»; «Редьярд Киплинг: Восток, Запад и философия неоромантизма»; «”Путь в Индию” Э. М. Форстера: европейский интеллектуал перед лицом Востока». Вторая часть – «На пути к Новому времени» (автор Н. А. Вишневская) – состоит из глав: «Первые литературные журналы и формирование новой прозаической традиции»; «Первые исторические романы. Вальтер Скотт»; «Драматургия. Опыт национальной адаптации»; «Первые лирики. Адаптация Голдсмита»; «Чхаявад и романтизм».
· Статьи, рецензии, переводы, микромонографии
Discussion on topical problems // ”Soviet Literature”, 2. 1967
Из истории становления современной поэтики (прозаическая поэзия на хинди) // Историко-филологические исследования. Сборник статей к 75-летию академика Н. И. Конрада. М.: Наука, 1967
Индологические книги в личной библиотеке А. М. Горького // Горький и Восток. М.: Наука, 1969
О некоторых типологических чертах и национальном своеобразии индийской литературы Нового времени // Проблемы просвещения в мировой литературе. М.: Наука, 1970
Soviet Orientalist on the Age of Enlightenment // ”Soviet Literature”, 6. 1970
Миф и парабола в современной индийской драме хинди // Интернациональное и национальное в литературах Востока. М.: Наука, 1972
Gerasim Lebedev // ”Soviet Literature”, 3. 1972
Поэзия рити (постановка проблемы) // Литературы Индии. М.: Наука, 1973
Reeding premcand // ”Soviet Literature”, 8. 1980
Индийские литературы XVII в. // История всемирной литературы (ИВЛ), т. 4. М.: Наука, 1987
Индийские литературы XVIII в // ИВЛ, т. 5. М.: Наука, 1988
Судьбы романтизма в Индии и парадокс Байрона // Байрон и мировая литература. М.: Наука, 1991
Романтизм на Востоке: ученик или гуру? //XXIV зональная конференция литературоведческих кафедр университетов и пединститутов Поволжья. Тверь, 1995
О синтезе искусств в индийской литературе // Проблемы романтизма в русской и зарубежной литературе. Тверь, 1996
А. А. Фет и Джайшанкар Прасад (опыт типологической параллели) // На семи языках Индостана. М.: ИВИ РАН, 2002
Поэзия и музыка: чхаявад и рага (о синтезе искусств в современной индийской поэзии) // Свободный взгляд на литературу. Проблемы современной филологии. М.: Наука, 2002
Осуществим ли романтический идеал свободы в индуизме? //Темница и свобода в художественном мире романтизма. М.: ИМЛИ РАН, 2002
Буддийская шуньята в современной литературе хинди (30-е годы ХХ века) // Буддизм и литература. М.: ИМЛИ РАН, 2003
Индийские реминисценции польского романтика: «Солярис» С. Лема // Мир романтизма, т. 10 (34). Тверь, 2004
Тяжкий путь познания // Романтизм: вечное странствие. М.: Наука, 2005
Философия неоиндуизма и литература хинди первой трети ХХ в. // Религии в развитии литератур Азии и Африки ХХ века. М.: Наука, 2006
Тема смерти в творчестве Р. Тагора и Г.-Х. Андерсена // Андерсену 200 лет. М.: МГИМО, 2006
Рабиндранат Тагор – гражданин мира (Габриэла Мистраль о встрече с Р. Тагором) // Слово и мудрость Востока. М., 2006
Человек между жизнью и смертью // к/т «Жизнь и смерть в литературе романтизма. Оппозиция или единство?». М.: 2010
Трансформация традиционного символа в поэзии хинди начала ХХ века (океан в эстетической системе чхаявада) // к/т «Символика природных стихий в восточной словесности». М.: 2010
О если б без слова душою сказаться бы можно (Шопенгауэр, Фет, индусы о музыке) // к/т «Мир романтизма». Тверь: 2010