Гальцова Елена Дмитриевна

Информация о сотруднике

 

Гальцова Елена Дмитриевна

Доктор филологических наук, ведущий научный сотрудник отдела литератур Европы и Америки новейшего времени ИМЛИ РАН

Образование: выпускница романо-германского отделения филологического факультета Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова (1988, тема дипломной работы: «Поэтика «Созерцаний» Виктора Гюго»); в 1991 окончила аспирантуру по кафедре Истории зарубежных литератур филологического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова; в 1993 г. защитила в МГУ кандидатскую диссертацию на тему «Французская сюрреалистическая драматургия 1920-х годов» под научным руководством Л.Г. Андреева; в 2008 г. защитила в ИМЛИ РАН докторскую диссертацию на тему «Театральность в художественной системе французского сюрреализма» по специальности 10.01.03 – Литература народов стран зарубежья.

Работает в ИМЛИ РАН с января 1994 г.: с 1994 по 2014 гг. в должности старшего научного сотрудника, с 2014 – по наст. вр. в должности ведущего научного сотрудника

Преподавательская деятельность: преподавала в Российской академии театрального искусства – ГИТИС с 1988 по 1993 гг., затем, по совместительству – в Военном университете (бывш. ВИИЯ), Французском Университетском коллеже (Москва), Московском гуманитарно-экономическом институте (Москва).

В 2004 г. - приглашенный профессор в Университете Клермон-Феррана им. Блеза Паскаля (Франция), отделение славистики, в 2008 г. – приглашенный профессор Университета Пикардии имени Жюля Верна (Франция), отделение компаративистики.

С 2004  по н. вр. преподает по совместительству на кафедре Сравнительной истории литератур Российского государственного гуманитарного университета (РГГУ) – в 2004-2009 г. в должности доцента, с 2009 г. – в должности профессора.

С 2014 г. по н. вр. профессор кафедры Истории зарубежной литературы филологического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова (по совместительству).

Член диссертационных советов ИМЛИ РАН Д.002.209.01 и филологического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова Д 501.001.25

Сфера научных интересов: французская литература и театр XIX-XXвв., культурные связи между Россией и Европой, теория литературы, компаративистика, культурный трансфер, генетическая критика.

Автор более 150 научных публикаций, вышедших в России, Франции, Германии, Италии, Голландии: статей, рецензий, научного аппарата к изданиям французских авторов; а также автор учебных пособий и программ. Переводчик художественной литературы (А.Камю, Ж. Батай, А. Бретон, Л. Арагон, Р. Кревель, Р. Витрак, М. Дюрас, М. Лейрис, Д.-Ж. Габили и др.), научных и публицистических текстов с французского, английского и итальянского.\

 

Участие в научных обществах, ассоциациях и комиссиях:

 

Член Комиссии по литературе и интеллектуальной культуре Франции Научного совета «История мировой культуры» РАН;

 

Член международной редколлегии журнала «Critique» (Франция);

 

Член научного общества «Исследования сюрреализма» Национального центра научных исследований Франции и Университета Париж-3.

 

Ассоциированный научный сотрудник Центра Сравнительного изучения литературы и поэтики университета Париж-10, Нантерр.

 

 

 

Организатор международных научных конференций (после 2008 г.)

 

 

 

-  France–Russie : Intellectuels, pouvoir et littérature aux XVIIIe, XIXe et XXe siècles. Paris, Sorbonne, 25-27 nov. 2010.

 

- Международная конференция «Наполеоновские войны на ментальных картах Европы: историческое сознание и литературные мифы» Российский государственный гуманитарный университет, 22-23 сентября 2011.

 

- Международная конференция «Взаимодействия между культурами стран Запада (Европа, Америка) и Советского Союза в 1920-1930-е годы». ИМЛИ РАН, 14 сентября 2012.

 

- Международная конференция «Le Rapport à l’étranger dans la littérature et les arts soviétiques». 10 novembre 2012. ARIAS-CNRS, Paris

 

- Международная конференция «La fabrique du soviétique dans les arts et la culture. Le rapport à l’étranger». 24-25 octobre 2013, ARIAS-CNRS, INHA, Paris

 

Международная конференция «Издательская политика СССР и иностранные писатели в 1920-1960е годы. Европа, Америка». ИМЛИ РАН. 8 июля 2014.

 

- Международная конференция «Литература как автономия: интеллектуалы и идеология в ХХ в. (Россия и Запад)» ИМЛИ РАН совместно с Центром франко-российских исследований в Москве. 10-11 сентября 2015.  

 

Руководство грантовыми проектами РГНФ:

 

Руководитель издательского гранта РГНФ 05-04-16142 д – «Энциклопедический словарь сюрреализма»,  2005 г.

 

Руководитель исследовательского гранта РГНФ-НЦНИ Франции 11-24-17001 a/Fra – ETRANSOV PICS N 6027 –«Отношение к иностранной культуре в советской литературе, искусстве и теории 1917-1941 гг. » -  2011-2013 гг.

 

Руководитель исследовательского гранта РГНФ «Иностранные писатели и СССР: неизданные материалы 1920х-1960-х годов. Культура и идеология» (14-04-00557 а)  - 2014-2016 гг.

 

Руководитель издательского гранта РГНФ 15-04-16159 д:  публикация коллективной монографии «Постижение Запада. Иностранная культура в советской литературе, искусстве и теории. 1917–1941 гг. Исследования и архивные материалы».  2015 г.

 

 

 

 

 

 

 

Библиография научных работ и переводов (избранное):

 

 

 

1.Монография:

 

 

 

Сюрреализм и театр. К вопросу о театральной эстетике французского сюрреализма. М., РГГУ (с грифами ИМЛИ и научного совета РАН «История мировой культуры»), 2012, 546 с., 29,3 п.л.

 

 

 

2.Научное руководство (и со-руководство) коллективными трудами, специальными выпусками научных журналов.

 

- Антология французского сюрреализма 1920-х годов. (совм. с С.А. Исаевым). М., ГИТИС, 1994, 391 с.

 

- Moscou 2001 - Odyssée de la Russie. Critique, P., Janvier-fevrier 2001, № 644-645, 160 p. (совмс ВБереловичем)

 

- Cahiers d’histoire culturelle « Les voyages du theatre. Russie/France ». Universite de Tours, N 10, 2001, 209 p. второе издание- № 22, 2009 (совм. с М.-К. Отан-Матье и Э. Анри)

 

- Превратности выбора: Антологии и словари в практике сюрреализма и авангарда. Сюрреализм и авангард в антологиях и словарях. М., РИО МГК, 2004, 236 с. (совм. с Т.В. Балашовой и Ж. Шеньо-Жандрон.)

 

- От текста – к сцене. Российско-французские театральные взаимодействия XIX-XX веков. М., ОГИ, 2006. 319 с. (Совм. с М.-К. Отан-Матье)

 

- Энциклопедический словарь сюрреализма. (совм. с Т.В. Балашовой). М., ИМЛИ, 2007. 581 с.

 

- Текстология и генетическая критика: общие проблемы и теоретические перспективы. М., ИМЛИ РАН, 2008. 267 с. (отв.ред.)

 

- Отв. ред. материалов международной конференции «Антропологический подход в изучении драматургии и зрелищных искусств // Новые российские гуманитарные исследования, сер. Культурология, № 4, 2009. http://www.nrgumis.ru

 

- Наполеоновские войны на ментальных картах Европы: историческое сознание и литературные мифы. М., РГГУ-Ключ С, 2011. Ред.-сост. Н.М. Великая, Е.Д. Гальцова, 640 с.

 

- «Отношение к иностранной культуре в советской литературе, искусстве и теории. 1917-1941 гг.» Специальная рубрика журнала. Сост. и ред. Новые российские гуманитарные исследования. Сер. Литературоведение – N 7, 2012 (6 п.л.); N 8, 2013 (14 п.л.). http://www.nrgumis.ru (Составление и редактура)

 

- Издательская политика СССР и иностранные писатели в 1920-1960-е годы. Европа, Америка. Подборка научных статей (6 п.л.). Составление и редактура //  Новые российские гуманитарные исследования, Сер. Литературоведение. № 9, 2014, http://www.nrgumis.ru

 

- Западные писатели и СССР в 1920-1960-е годы: культура, идеология, власть. Специальная рубрика журнала (10 п.л.). Новые российские гуманитарные исследования, Сер. Литературоведение. № 10, 2015, http://www.nrgumis.ru . Составление и редактура.

 

- Постижение Запада. Иностранная культура в советской литературе, искусстве и теории. 1917-1941 (коллективная монография). М., ИМЛИ РАН, 2015 . 871 с. (54,5 п.л). Отв. ред.

 

 

 

3.Статьи:

 

 

 

- «Театральные эксперименты Луи Арагона». / Вестник Московского Университета, серия 9, Филология, М., № 1, 1992, с. 41-38.

 

- «Сюрреалистическая драматургия Ж. Югне и Ж. Неве». / Актуальные проблемы лингвистики и литературоведения. М., 1994, с. 118-129.

 

- «Критика и клиника». / Новое литературное обозрение. 1995, № 13, с. 401-403.

 

- «Проблема мифа у французских сюрреалистов». / Соросовские лауреаты, М., 1996, т. 3, с. 28-36.

 

- “Calligraphie du corps dans Nadja de Breton” / “Genèse textuelle, Identités sexuelles”, paris, Du Lérot, 1997, pp. 75-85.

 

- “Le Desespéranto. Utopie de l’écriture universelle chez Tzara et Breton”/ “Mélusine”, N 17, 1997, Lausanne, l’Age d’Homme, p. 275-292.

 

- “Semé а tout vent: le surréalisme en dictionnaire” / Critique, paris, N 608-609, 1998, pp. 1027-1039.

 

- «Недоразумения (первая канонизация Сартра в СССР)». / Литературный пантеон. М., Наследие, 1999, с. 291-314.

 

- «На грани сюрреализма. Франко-русские литературные встречи: Жорж Батай, Ирина Одоевцева и Георгий Иванов». / Сюрреализм и авангард. М., ГИТИС, 1999, с. 105-126.

 

- «Сюрреалистические симуляции. (О некоторых особенностях концептуального творчества французских сюрреалистов, связанных с проблематикой клинического безумия, игры и марксизма». / Вестник филологического факультета Института иностранных языков в Санкт-Петербурге, № 2-3, 1999, СПб., с. 68-83.

 

- Комментарии и хронологический очерк жизни Ж. Батая. / Жорж Батай. Ненависть к поэзии. Москва, Ладомир, 1999, с. 571-613.

 

- «Два варианта пьесы Жака Барона «Стойкие путешественники». О некоторых семиотических аспектах рукописи сюрреалистической драмы». / Языки рукописей. СПб, Канун, 2000, с. 213-231.

 

- «Театр Жана Жене». / Жан Жене. Строгий надзор. М., ГИТИС, 2000, с. 455-472.

 

- «Символизм в эстетической программе Андре Бретона». / Искусствознание, М., № 1, 2001, с. 418-433.

 

- « Autour d’un inédit “moscovite” de Tristan Tzara », accompagné de la publication du texte de Tzara “Le surréalisme et la crise littéraire”. / Mélusine, Lausanne, L’Age d’Homme, N XXI, 2001, p. 295-317.

 

- « Le nouveau roman russe » / Critique, N 644-645, 2001, p. 73-85.

 

- « Les pièces de Paul Claudel en Russie dans les années 1910 et 1920 » / Cahiers d’histoire culturelle « Les voyages du théâtre. Russie/France ». Tours, N 10, 2001, p. 75-98.

 

- « Fox-trot avec Jean-Paul Sartre : « La p… respectueuse » et « Nekrassov » en URSS » / RITM - Recherches interdisciplinaires sur les Textes modernes, Numéro spécial: Etudes Sartriennes, 8, 2001, p. 221-252. Отрывки из статьи опубликованы в статье « Nekrassov en U.R.S.S. » dans J.- p. Sartre. Théâtre. Рaris, Gallimard, bibl. de la Рléïade, 2005, p. 1481-1482.

 

- « Le jeu du signifiant, ou le théâtre surréaliste à la lettre dans « L’Ephémère » de Vitrac » / Surréalisme et pratiques textuelles, 2002, p. 31-46.

 

- « Racine (s) de « L’Impossible ». Sur la phénoménologie du non-dit chez Georges Bataille » / Regards/mises en scène dans le surréalisme et les avant-gardes. Leuven, France, Peeters, 2002, pp. 149-170.

 

- «Автоматическое письмо». / Художественные ориентиры зарубежной литературы ХХ века. М., Наследие, 2002, с. 194-219.

 

- «Из переписки Жан-Поля Сартра». / Диалог писателей. М., Наследие, 2002, с. 488-521.

 

- «Французский сюрреализм: проект абсолютной трансгрессии и понятие «черного юмора». / Кануны и рубежи. М., ИМЛИ РАН, 2002, т. 2, с. 338-349.

 

- « Аспекты освоения живописи символизма в эстетике Андре Бретона: случай Гюстава Моро». / Символизм в авангарде. М., Наука, 2003, с. 380-391.

 

- «Письмо и жертвоприношение». / Начало, М., № 6, 2003, с. 25-52.

 

- «В поисках нового языка». / Антуан де Сент-Экзюпери. Южный почтовый … М., АСТ, 2003, с. 5-16. Комментарии к данному изданию – с. 875-894.

 

- «Философская проза и драматургия Жан-Поля Сартра». / Жан-Поль Сартр. Тошнота... М., АСТ, 2003, с. 5-18. Комментарии к данному изданиюс. 677-716.

 

- « Les mythes et la pensée mythique dans la dramaturgie surréaliste :discontinuité et continuité des structures de la représentation théâtrale ». / Les Mythes des avant-gardes. Clermont-Ferrand, presses universitaires Blaise pascal, 2003, p. 331-346.

 

- Иронический классицизм Альбера Камю./Альбер Камю. Посторонний… М., АСТ, 2003, с. 5-16. Комментарии к изданию с. 771-778, 794-795.

 

- Теория «патологического» творчества в работах П.И. Карпова. / Русская теория 1920-1930-е годы. Материалы 10-х Лотмановских чтений. М., РГГУ, 2004, с. 304-310.

 

- Лаборатория авангардистской мысли: «Критический словарь» журнала «Документы». / Превратности выбора… М., РИО МГК., 2004, с. 60-87. Повторная публикация в сб. Предельный Батай. Спб., издательство Спб университета, 2006. с.63-88.

 

- 11 статьей для « DictionnaireSartre ». paris, HonoréChampion, 2004, pp. 68-69, 139, 140-141, 185, 225, 349-350, 372, 383-384, 402-404, 470-471, 501-502, 523.

 

- Между сюрреализмом и коммунизмом: история «московской» рукописи Тристана Тцара «Сюрреализм и литературный кризис».// Вопросы литературы. М., N 6, 2004, с. 195-209.

 

- Достоевский в автобиографических произведениях и переписке Поля Клоделя. // Наваждения. К истории «русской идеи» во французской литературе ХХ века. ММ., Наука, 2005, сс. 76-113.

 

- Les avant-gardes européennes dans la jeune Russie soviétique. // Russie France Allemagne Italie. Transferts quadrangulaires du néoclassicisme aux avant-gardes. paris, Du Lérot, 2005, p.. 179-195

 

- parallèles dadaïstes dans les avant-gardes russes // Les Dossiers H. Dada circuit total. Lausanne, l’Age d’homme, 2005, p. 363-372 .

 

- Tranches du réel sur la scène moscovite. // Critique, paris, Minuit, août-septembre 2005, p. 713-726.

 

- От Диониса к Дианусу: о некоторых аспектах восприятия эстетики Фридриха Ницше в творчестве Жоржа Батая. // Искусство versus литература. Франция-Россия—Германия на рубеже XIX-XX веков. М., ОГИ, 2006, с. 386-404.

 

- «Записки из подполья» в парижском театре ужасов Гран-Гиньоль. // От текста – к сцене. Российско-французские театральные взаимодействия XIX-XX веков. М., ОГИ, 2006, с. 29-47.

 

- «Чайка» Маргерит Дюрас. // От текста – к сцене. Российско-французские театральные взаимодействия XIX-XX веков. М., ОГИ, 2006, с.240-253.

 

- Театр картин Роже Витрака. // Театр художника. Материалы лаборатории режиссеров и художников театров кукол под руководством И.Уваровой. М., 2006, с. 47-53.

 

- Les Voyageurs debout, une pièce oubliée de Jacques Baron // Les Oubliés des avant-gardes. Chambéry, Université de Savoie, 2006. p. 207-220.

 

- Du spleen à la danse. paris dans La pension Maubert de Valentin Parnak. // RITM – Recherches interdisciplinaires sur les Textes modernes, Numéro spécial « paris-Berlin-Moscou. Regards croisés (1918-1939). Université paris-X, n 35, 2006. p. 67-84. Параллельная публикация на немецком языке: Vom Spleen zum Tanz. paris in den unveröffentlichtenErinnerungenvon Valentin Parnak La pension Maubert. // Die Blicke der Anderen. paris-Berlin-Moskau. Bielefeld, Aesthesis Verlag, 2006. S. 175-194.

 

- Charisme et déshérence. Du Théâtre d’Art de Moscou à la galaxie Stanislavski. // Critique. Paris, n 713, 2006, p. 815-826.

 

- Андре Бретон.// Большая Российская энциклопедия. Т. 4. М., Российская энциклопедия. 2006, С. 198.

 

- Театр, «грезы» и психоанализ в теории Андре Бретона, Роже Витрака и Антонена Арто. // Литература ХХ века: итоги и перспективы изучения. Материалы пятых Андреевских чтений. Москва, Экон-Информ, 2007. С. 55-66.

 

- Юмор и его отношение к театру в эстетике сюрреалистов, Арто и Витрака // Романский коллегиум. Сборник междисциплинарных научных трудов. Вып. 1. Спб, Издательство Санкт-Петербургского государственного университета экономики и финансов. 2007. С. 30-44.

 

- Книга во французской сюрреалистической драматургии // "Теория и мифология книги. Французская книга во Франции и России". М., РГГУ, 2007. с. 133-151.

 

- Métamorphoses de paris chez un émigré russe // Le voyage à paris. RITM, № 37, 2007. Р. 79-91.

 

- Le politique et le théâtre surréaliste // Surréalisme et politique – politique du surréalisme. Avant-garde critical studies, 22. Amsterdam-New York, 2007. p. 97-106.

 

- Поэзия во французской сюрреалистической драматургии (малые формы) // Авангард и театр 1910-1920-хгодов. М., Наука, (Научный совет РАН «Историко-теоретические проблемы искусствознания». Комиссия по изучению искусства авангарда), 2008. С. 662-682 .

 

- 4 статьи для Энциклопедического словаря экспрессионизма. М., ИМЛИ, 2008. С. 62-66, 131-133, 494-496, 590-594.

 

- Жанровое своеобразие французской сюрреалистической драматургии. // Искусствознание, 2008, № 2.С. 254-281.

 

- К вопросу о теории прекрасного во французском сюрреализме. // Обсерватория культуры, 2008, № 2. С. 118-124.

 

- Кризис персонажа во французской сюрреалистической драматургии // Литература ХХ века: итоги и перспективы изучения. Материалы шестых Андреевских чтений. М.: Экон-Информ, 2008. - С. 15-24.

 

- Концепции «реальности» / «сюрреальности» и театральная эстетика Андре Бретона // Вестник Российского государственного гуманитарного университета. М., 2008, № 9. - С. 207-217.

 

- “Im Automobil durch Europa” und Georgij Ivanov prosa der 1930er Jahre: Zur  Genese des modernen Schreibens in prisma der Gattung Skizze. // FlüchtigeBlicke. Relectürenrussischer Reisetexte. Bielefeld, Aesthesis Verlag, Band 3, 2009. - С. 329-346.

 

- К вопросу о визуальном и вербальном началах в сюрреализме. // Лики времени. Москва, МГУ, 2009. p. 298-308.

 

- Les avatars du pirandellisme dans la dramaturgie surréaliste des années 1920 // Dazwischen. Reisen-Metropolen-Avantgarden. Bielefeld, AesthesisVerlag, Band 8, 2009. - С. 453-464.

 

- Камю А. // Большая Российская энциклопедия. Т. 12. М. Научное издательство "Большая Российская энциклопедия, 2008. С. 661. – 0,2 п.л.

 

- К вопросу о генезисе понятия "театральность" во Франции: от Вагнера к театральной семиотике // Литература ХХ века. Итоги и перспективы изучения. Седьмые андреевские чтения. М., Экон-Информ, 2009. С. 25-35. - 0, 75 п.л.

 

- Транспозиция психоанализа З. Фрейда в театральной эстетике французских сюрреалистов (А. Бретон, Р. Витрак, А.Арто) // Европейский контекст русского формализма (к проблеме эстетических пересечений: Франция, Германия, Италия, Россия). М., ИМЛИ РАН, 2009. С. 235-251. – 1 п.л.

 

- Le Théâtre de la parole : remarques sur la “poésie” au théâtre chez Novarina à partir d’Artaud et de Vitrac // Frédérik Detue, Olivier Dubouclez (dir.), Valère Novarina : Le langage en scène, Caen, Lettres modernes Minard, coll. « Écritures contemporaines », vol. 11, 2009, p. 47-64.

 

- Exil et écriture d’avant-garde : « Les parigots » d’Iliazd //Dans le dehors du monde. Exils d’écrivains et d’artistes au XXe siècle. Paris, presses Sorbonne Nouvelle, 2010. p. 39-52. – 1 п.л.

 

- Очерки «По Европе на автомобиле» в генезисе художественной прозы Георгия Иванова 1930-х годов // Беглые взгляды. Новое прочтение русских травелогов первой трети ХХ века. М. НЛО, 2010. С. 271-285 – 1 п.л.

 

- Сюрреализм: от эстетики разрыва к «суммированию» культуры // Авангард в культуре ХХ века. Теория, история, поэтика. М., ИМЛИ РАН, 2010. Т. 1, С. 471-529. – 4 п.л.

 

- Французский вектор авангарда // Авангард в культуре ХХ века. Теория, история, поэтика. М., ИМЛИ РАН, 2010. Т. 2, С. 208-272 – 4,3 п.л.

 

- От нарратива к театральной пьесе ужасов: "Система доктора Смоля и профессора Перро" в переложении для Гран-Гиньоля // Научные доклады фил.фак-та МГУ, вып. 6, М., МГУ, 2010. С. 138-142. - 0,4 п.л.

 

- Понятие "нового духа" и развитие авангардных движений в литературе предвоенной Франции (1910-годы) //Французский акцент в мировой культуре: к 60-летию А.Н. Таганова: коллективная монография. Иваново: ИвГУ, 2010. С.66-76. – 0,5 п.л.

 

- Красное и/или черное? Эстетические аспекты насилия в осмыслении сюрреалистов // Новое литературное обозрение, 2010, № 104. - 1 п.л.

 

- Жертвоприношение субъекта письма в творчестве Жоржа Батая // Культ как феномен литературного процесса: автор, текст, читатель. Отв. ред. А.П. Уракова, М.Ф. Надъярных. М.: ИМЛИ РАН, 2011. С. 106-120. – 1,5 листа
Достоевский во Франции: "Подпольный дух" // Там же. С. 161-178. - 1,5 листа

 

- Формирование эстетики французского сюрреализма и проблема культуры // Европейские судьбы концепта культуры. (Россия, Германия, Франция, англоязычный мир). М., ИМЛИ РАН, 2011, С. 167-184. – 1 лист

 

- Леттризм, Большая Российская энциклопедия, Том 17. М.,2010. с. 352.

 

- Наполеон от первого лица: футуристические отождествления (Игорь Северянин и Владимир Маяковский) // «Наполеоновские войны на ментальных картах Европы: историческое сознание и литературные мифы). М., РГГУ-Франко-российский центр гуманитарных и общественных наук-Ключ С, 2011. с. 345-361 – 0,75 п.л.

 

- Книга П.И. Карпова «Творчество душевнобольных и его влияние на развитие науки, искусства и техники» (1926) в европейском культурном контексте. Материалы к исследованию // Новые российские гуманитарные исследования, 2011. http://www.nrgumis.ru

 

- Aspirations linguistiques chez André Breton. De l’universalisme et la multiplisité langagières à la création des dictionnaires surréalistes. // Plurilinguisme et Avant-Gardes, Bruxelles, Peter Lang, 2011, p. 459-466 – 1 лист

 

- Objets non identifiés : la dramaturgie française contemporaine en Russie // Critique, novembre 2011, = 0,3 листа

 

- Le travail de la sincérité dans les écritures martiales // Luzi Ch. Le mentir-vrai dans la littérature de guerre. Colonna édition, Alata, Corse.2011. p. 3-13.

 

- Понятие "абстракции" у Тристана Тцара и его воплощение в пьесах
"Первая небесная авантюра Г-на Антипирина", "Вторая небесная авантюра Г-на Антипирина" и "Газодвижимое сердце" // Беспредметность и абстракция. Ред
. Г.Ф. Коваленко. М., Наука, 2011

 

- Images de Napoléon chez les futuristes russes : déformations du mythe et recherches de « l’homme du futur » (Khlebnikov, Severianine, Maïakovski) // Attentes et sens autour de la présence du mythe de Napoléon aujourd’hui. Sous la direction de J.-D. poli. Editions Alain

 

Piazzola, Ajaccio, 2012. p. 349-366. 1 п.л.

 

- Мишо Анри // Большая Российская энциклопедия. Москва, Научное издательство "Большая Российская энциклопедия", 2012. Т. 20. С. 518.

 

- Модиано Патрик // Большая Российская энциклопедия. М., Научное издательство "Большая Российская энциклопедия", 2012. Т. 20. С. 589

 

- Современные западные писатели-модернисты и проблема разработки нового эпоса в журнале «Литературный критик» в 1933-1935 гг.: Дос Пассос, Джойс, Пруст, Жюль Ромен (к постановке вопроса) // Новые российские гуманитарные исследования – электронный журнал. 2012, №7.http://www.nrgumis.ru

 

- Georges Bataille en Russie. De la révolution sexuelle à l’invasion sacrificielle // Critique, 2012, N 788-789, janvier-février. p. 138-151.

 

- Lа réception de l’œuvre de Flaubert en URSS dans les années 1920 et 1930. http://halshs.archives-ouvertes.fr/docs/00/75/95/26/PDF/PICS_ETRANSOV_10nov_2012_HAL.pdf

 

(Опубликовано во французских «открытых архивах» (Национальный центр научных исследований Франции) в рамках российско-французского гранта РГНФ-НЦНИ)

 

-От описания картин в повести «Надя» к «стихо-вещи»: вариант трансформации экфрасиса в сюрреализме//«Невыразимо выразимое»: экфрасис и проблемы репрезентации визуального в художественном тексте. М., НЛО, 2013 .с.199-209. 1 п.л.  ISBN 978-5-444-800071-3, тираж 1 000 – РИНЦ.

 

-Georges Bataille en Russie. De la révolution sexuelle à l’invasion sacrficielle // Critique. Paris, éditions de Minuit. 2013, N 788-789, janvier-février. P. 138-151 – 0, 75 п.л.  ISSN 0011-1600  ISBN 978.2.7073.2203.6.

 

-О переводе «французского характера в русские буквы»: флоберовские мотивы в творчестве Ф.М. Достоевского. // Россия и франкоязычный мир в диалоге искусств: литература, живопись, театр, кинематограф. Российский институт культуровологии, Московская областная государственная научная библиотека им. Н.к. Крупской, Королев, 2013.  с. 46-56 (переизд. с исправлениями: О переводе «французского характера в русские буквы». Флоберовские мотивы в творчестве Достоевского.// Французский коллегиум. Выпуск 6. Французские пассажи Ф.М. Достоевского. Спб, Спбгэу, 2014, с 98-109).

 

-Война в романе Жоржа Батая «Аббат С.». // Литература и война. Век двадцатый. Сборник статей в честь 90-летия Л.Г. Андреева. М., Макс-Пресс. 2013. С.209-220, 1 лист.

 

-«La récеption de l’oeuvre de Michel Tournier en Russie» // Michel Tournier. La réception d’une œuvre en France et à l’étranger. Presses Universitaires de Rennes, 2013 ; p. 195-214.

 

- L’invention du roman en zaoum ? Sur Quatre romans phonétiques d’Alexeï Kroutchenykh // Cahiers de Narratologie, № 24, 2013. 
http://narratologie.revues.org/6711.24 | 2013  (название выпуска: Avant-gardes et littérature narrative Sous la direction de Barbara Meazzi et Isabelle Krzywkowski)

 

- О двух направлениях в исследовании творчества Марселя Пруста в трудах Бориса Грифцова// Литература XX – XXI веков: итоги и перспективы изучения. Материалы Одиннадцатых Андреевских чтений / Под редакцией Н.Т. Пахсарьян. — М.: Экон, 2013. – С. 17-26. –  Электронная версия - http://morebo.ru/tema/segodnja/item/1378326143332#sthash.Fils4Gkh.dpuf

 

- Пруст и русская (советская) теория романа 1920-1930-х годов // Россия и Франция XVIII-XX вв. Лотмановские чтения. Сер. "Monumenta Humanitatis. Чтения ИВГИ - ИВКА - ЦТСФ" Российский государственный гуманитарный университет, Институт высших гуманитарных исследований имени Е. М. Мелетинского, Институт восточных культур, Центр типологии и семиотики фольклора.  М. РГГУ 2013г. 448 с. (ISBN: 978-5-7281-1573-1 / 9785728115731).

 

- Улыбка отчаяния // Камю А. Бунтующий человек, М., АСТ, 2014 с. 469-508

 

- Сюрреализм // Зарубежная литература ХХ века, 2-е изд., пер. и доп. Под рук. В.М. Толмачева. Т. 1. Первая половина ХХ века. Учебник для академического бакалавриата. М., Юрайт, 2014.  ISBN 978-5-9916-3443-4. С. 92-106

 

- Малларме и радостная красота повседневности // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия «Филология», выпуск 2 (37). 2014. С. 85-91 (Рец.: Barbara Bohac. Jouir partout ainsi quil sied. Mallarmé et lesthétique du quotidien. P.: Classiques Garnier, 2013)

 

-  Трансгрессия, сакральное и кич в интерпретации сюрреализма Вальтером Беньямином // К/т Проблемы культурного пограничья. Памяти В.Б. Земскова.М. ИМЛИ РАН  М. 2014. С. 432-441.

 

- Вокруг публикации рассказов Франца Элленса в 1930-е годы в СССР.  Материалы к исследованию // Новые российские гуманитарные исследования, 2014, № 9

 

- Discussions sur Joyce et Proust dans la revue Literatourny kritik.Textes, prétextes et sous-textes // L’étranger dans la littérature et les arts soviétiques. Lille, Presses universitaires du Septentrion, 2014. Р. 63-74. 0,75 п.л.

 

- «Контроверса» как принцип сравнения? (теория романа Бориса Грифцова) // Сравнительно о сравнительном литературоведении. М., ИМЛИ РАН, 2014. С. 100-109. – ISBN 978-5-9208-0448-8. – 0,7 п.л.

 

- Жорж Батай в полемике вокруг «Бунтующего человека»: от критики «морали несчастья» к интеллектуальной солидарности с «бунтом» Альбера Камю» // Вестник Университета Российской Академии образования. № 3 (76), 2015.  С. 20-26 (0,5 листа)

 

- Des formes organiques à l’abstraction dans l’œuvre d’Elena Gouro.  Plaidoyer discret pour le « genre féminin » chez une futuriste russe // Le Troisième sexe des Avant-gardes. Paris, Classiques Garnier, 2015 – 1 п.л.

 

- Беньямин и проблема «суммирования» культуры во французском сюрреализме // Шарль Бодлер и Вальтер Беньямин: Политика и Эстетика. М., НЛО, 2015. 1 п.л.

 

- Достоевский и Флобер: к вопросу о границах сравнительного анализа творчества // Die Frau mit Eigenschaften. К 80-летию Нины Сергеевны Павловой. М., РГГУ, 2015, с. 279-297. 1 п.л.

 

- Введение // «Постижение Запада. Иностранная культура в советской литературе, искусстве и теории. 1917-1941. Исследования и архивные материалы». М., ИМЛИ РАН, 2015. С. 11-20.

 

- Театр Поля Клоделя в России (1910–1920-е годы) // «Постижение Запада. Иностранная культура в советской литературе, искусстве и теории. 1917-1941. Исследования и архивные материалы». М., ИМЛИ РАН, 2015. С. 363-436.

 

- Архивные документы: «Тиара века» Клоделя в переводе И.А. Аксенова

 

(публикация О.Н. Купцовой, В.П. Нечаева и Е.Д. Гальцовой). Комментарии Е.Д. Гальцовой // «Постижение Запада. Иностранная культура в советской литературе, искусстве и теории. 1917-1941. Исследования и архивные материалы». М., ИМЛИ РАН, 2015. С. 437- 520.

 

- Западные писатели-модернисты в журнале «Литературный критик». Пруст, Джойс, Дос Пассос // «Постижение Запада. Иностранная культура в советской литературе, искусстве и теории. 1917-1941. Исследования и архивные материалы». М., ИМЛИ РАН, 2015. С. 669-686.

 

- Русская культура и Франция: «Тетради Альбера Камю» // Русская литература в зеркалах мировой культуры: рецепции, переводы, интерпретации. М., ИМЛИ РАН, 2015.  2, 5 п.л.

 

 

 

 

 

4. Научный комментарий

 

 

 

- Антология французского сюрреализма. 20-е годы. М., ГИТИС, 1994. (совм. c С.А. Исаевым)

 

- Батай Ж. Ненависть к поэзии. М., Ладомир, 1999.

 

- Нанси Ж.-Л. Corpus. М., Ad Marginem. 1999.

 

- Сартр Ж.-П. Тошнота (сборник избранных художественных произведений). М., АСТ, 2003.

 

- Батай Ж. Проклятая часть. М., Ладомир, 2006.

 

 

 

5. Переводы с французского

 

- Жермена де Сталь. О литературе (отрывки). / Литература XIX века. Антология. М., Высшая школа, 1990, с. 20-23, 28-33.

 

- Антология французского сюрреализма. 1920-е годы.Сост. совместно с С.А. Исаевым (переводы Е. Гальцовой - Андре Бретон «Надя», «Однажды там будет», А.Бретон и Филипп Супо «Магнитные поля», Луи Арагон «Тень изобретателя», «Защита бесконечности.Ирен», Рене Кревель «Дух против разума», МишельЛейрис «Авантюрная жизнь Ж.-А. Рембо», «Метафора», а также тексты АнтоненаАрто, Роже Витрака, Бенжамена Пере, Жоржа Рибмон-Дессеня, Поля Элюара, Макса Эрнста, Джоржио де Кирико и др.). М., ГИТИС, 1994.

 

- Письма и статьи французских сен-симонистов из архивов бывшего Института Маркса-Энгельса-Ленина. / Новое литературное обозрение. № 13, 1995, с. 294-314.

 

- Жерар Женетт. Работы по поэтике (перевод 11 статей). / М., Изд-во им. Сабашниковых. 1998, т. 1, 2.

 

- Анни Юберсфельд. Поль Клодель. / Поль Клодель. Полуденный раздел. М., ГИТИС, 1998, с 5-24.

 

- Жорж Батай. Ненависть к поэзии (перевод повестей «Невозможное», «Аббат С.», «Жюли», «Мадам Эдварда», «Divinus Deus»). М., Ладомир, 1999.

 

- Жан-Люк Нанси. Corpus. (совм. с Е. Петровской). М., Ad Marguinem, 1999. (перевод и комментарии).

 

- Жаклин Шеньо-Жандрон. «Понятие поэтического субъекта в творчестве сюрреалистов и авангардистов. Проблемы методологии». / Сюрреализм и авангард. М., ГИТИС, 1999, с.9-21.

 

- Мишель Конта. Рукопись, первое издание, «каноническое» издание, осуществленное с согласия автора, - чему же верить? («Тошнота» Сартра). / Генетическая критика во Франции. М., ОГИ, 1999, с. 275-282.

 

- Мишель Сюрия. Из биографии Ж. Батая. / Иностранная литература. М., 2000, № 4, с. 164-177.

 

- Анни Юберсфельд. Ариан Мнушкин и Театр Солнца./ Академические тетради, М., № 7, 2001, с. 103-114.

 

- Антонен Арто. Три статьи посвященные театру. / Начало. М., № 5, 2002, с. 285-293.

 

- Альбер Камю. Из записных книжек. Тетради N VII –IX (1951-1959). /А. Камю. Посторонний. М., АСТ, 2003, с. 716-768.

 

- Маргерит Дюрас. Вторая музыка (перевод пьес «Сквер», «Как это будет по-шагийски?», « Yes, может быть». М., ГИТИС, 2004.

 

- Гейро Режис. Предисловие к кн. Илья Зданевич. Письма к Моргану Филипсу Прайсу. М., Гилея, 2005. с. 5-18.

 

- Батай Жорж. Эротика. // Батай Ж. Проклятая часть. М., Ладомир, 2006. С. 491-705.

 

-Тесты из Te lQuel: Революция здесь и сейчас (с. 124-125), Филипп Соллерс «Программа» (с. 84-89), «Великий метод» (с.126-133), «Р.Б.» (с. 218-228) // База. Передовое искусство нашего времени, 2011, № 2.

 

- А. Бретон, Ф. Супо. Магнитные поля (новая версия перевода). М., Опустошитель, 2012. (опубл. вместе с романом В. Климова «Бесплатное питание на вокзалах»)

 

 

 

Контактная информация

 

Служебный адрес: ИМЛИ РАН, Москва, 121069, ул. Поварская 25-а.