Гирин Юрий Николаевич

Информация о сотруднике

Гирин Юрий Николаевич

Информация о сотруднике

ведущий научный сотрудник

доктор филологических наук

 

Пединститут иностранных языков, Пятигорск (1965-1970); аспирантура при кафедре зарубежной литературы филфака МГУ (1976-1979); работа в издательствах «Прогресс» и «Радуга» (1981-1991); работа в Институте Латинской Америки РАН (1992-1993); работа в ИМЛИ РАН с 1993 и в Государственном институте искусствознания с 2005 г. по настоящее время.

Член Ассоциации исследователей ибероамериканского мира, член Ассоциации испанистов России, независимый исследователь Academia.edu;

Ученый секретарь издательской серии Iberica Americans (Совет по Истории мировой культуры РАН).

Грант "Хенаро Эстрада" от МИД Мексики на работу в Мексике, 2000 г.; Грант РГНФ на исследовательский проект "Авангардизм в культуре ХХ века (1900-1930 гг.)" № 04-04-00221а, 2004-2006 г.

Статьи

1. Концепция личности в творчестве Хосе Марти // Латинская Америка, 1979, №6 — 1 п.л.

2. Самобытность испаноамериканской литературы и творческая индивидуальность Хосе Марти // Латинская Америка, 1982, №1 — 1 п.л.

3. Под знаком культуры // Латинская Америка, 1988, № 6 — 1 п.л.

4. José Martí: camino de perfección // Anuario del Centro de Estudios Martianos, 1988, № 11 — 0,5 п.л.

5. С.Витьер: “от осознания поэзии к поэзии осознания” // Латинская Америка, 1991, № 4 — 1 п.л.

6. “Итак, мне не выразить жизни иначе, как смертью...” (к 100­летию со дня рождения С.Вальехо) // Латинская Америка, 1992, № 5­6 — 1 п.л.

7. К вопросу о латиноамериканской модели мира // Латинская Америка, 1993, № 9 — 0,7 п.л.

8. По ту сторону Востока и Запада // Латинская Америка, 1994, № 2 — 0,8 п.л.

9. Глава: Идейно-­эстетические основы испаноамериканского модернизма // История литератур Латинской Америки, т. III; М, 1994. (2 п.л.).

10. Авангардизм как пучок смыслов. Опыт исследования художественного сознания 1910-1930-х годов // Вопросы искусствознания. № 2, 1997. 2 п.л.

11. Авангард как исторический стиль // Творчество’98. - 0,5 п.л.

12. Otredad de la cultura latinoamericana: poética de José Lezama Lima // Unión, Nº 33, 1998. - 0,8 п.л.

13. В поисках “изначальной чистоты”. Эпоха авангарда в культуре Кубы. // Латинская Америка, № 7, 2000. - 1 п.л.

14. Гильен ― это особая тема... // Латинская Америка, № 1, 2001. - 0,5 п.л.

15. Проза и поэзия Венесуэлы: опыт ХХ века // Латинская Америка (часть первая), № 8, 2001. - 1 п.л.

16. Проза и поэзия Венесуэлы: опыт ХХ века // Латинская Америка (часть вторая), № 9, 2001. - 1 п.л.

17. Игры Единорога // Латинская Америка, № 9, 2001. - 0,5 п.л.

18. Más allá del Oriente y el Occidente ¿Identidad o mismidad? // Espiral, Nº 20 (enero-abril 2001), Universidad de Guadalajara, México. - 1 п.л.

19. Algunas notas sobre la vanguardia rusa y la latinoamericana // Cuadernos americanos, Nº 85, enero-febrero, 2001, México. - 1 п.л.

20. Латиноамериканский карнавал и проблема этнокультурной идентификации // Праздник в ибероамериканской культуре. Iberica Americans. М., 2002. -1 п.л.

21. Граница и пустота: к вопросу о семиозисе пограничных культур // Вопросы философии. М., 2002, № 11. - 1 п.л.

22. “Дом” Гарсиа Маркеса // Вестник РГНФ, 2002, № 4. - 1,2 п.л.

23. Cintio Vitier: de la conciencia de la poesía a la poesía de la conciencia. // Temas. Nº33-34, 2003. – 1 п.л.

24. El Modernismo brasileño como espejo de la Revolucion rusa // Сaderno de Literatura e Cultura Russa. São paulo, 2004, № 1. – 1 п.л.

25. Главы: Литература Кубы (4 п.л.); Литература Колумбии (4 п.л.); Литература Венесуэлы (4 п.л.) // История литератур Латинской Америки, т. IV. М., 2004.

26. “Сто лет одиночества” 35 лет спустя // Вопросы литературы, № 1, 2004. - 2 п.л.

27. El Modernismo brasileño como espejo de la Revolucion rusa // Сaderno de Literatura e Cultura Russa. São paulo, 2004, № 1. – 1 п.л.

28. К построению авангардистской картины мира // Вестник РГНФ, № 3, 2005. – 0,7 п.л.

29. O modernismo hispano-americano em correspondência tipológica com o simbolismo europeu ocidental e russo // Tipologia do simbolismo na cultura russa e ocidental, São paulo, Editora Humanitas, 2005. – 1,2 п.л.

30. Главы: Сесар Вальехо (3 п.л.); Пабло Неруда (4 п.л.); Хосе Лесама Лима (2,5 п.л.); Габриэль Гарсиа Маркес (5 п.л.). // История литератур Латинской Америки, т. V. М., 2005.
31. Об одном авангардистском концепте: диссоциация/интеграция // Академические тетради, № 12, 2006. – 0, 4 п.л.

32. Феномен сюрреализма в культуре Латинской Америки. – 2 п.л. // Проблемы ибероамериканской культуры. Государственный институт искусствознания. 2007.

33. Любовь во время чумы, Или несколько слов о латиноамериканистике. – Русский журнал, 30 января 2007. http://www.russ.ru/russ/culture.

34. К вопросу о праздничной культуре Латинской Америки. – Русский журнал, 3 апреля 2007. http://www.russ.ru/russ/culture. - 0,9 а.л.

35. «Любви тоже надо учиться». К 80-летию Г.Гарсиа Маркеса. Русский журнал, 7 июня 2007. http://www.russ.ru/russ/culture. - 0,5 а.л.

36. Возможна ли формула авангарда? // Вестник РГНФ, № 3, 2007. – 0,7 п.л.

37. Висенте Уйдобро – паладин авангарда // Латинская Америка, 0,75 п.л. № 7, 2008.

38. Диалектика авангарда // Литературная классика в диалоге культур. Выпуск I. М., ИМЛИ РАН. 2008. - 2 п.л.

39. К вопросу о праздничной культуре Латинской Америки // Эстетико-культурологические смыслы праздника. М., ГИИ. 2009.

40. Синтез или гетерогенность? К проблеме латиноамериканского культурогенеза // Искусствознание, 0,7 п.л. № 4, 2008.

41. Феномен сюрреализма в культуре Латинской Америки // Проблемы ибероамериканского искусства. Вып. 1. Государственный институт искусствознания. 2007. - 2 а.л.

42. Авангард как модель культуры. – Сб. статей. Лики времени. М., 2009.

43. Авангард между Испанией и Латинской Америкой // Проблемы ибероамериканского искусства. Вып. 2. Государственный институт искусствознания. 2009. – 2,5 п.л.

44. Главы «Введение», «Системообразующие концепты культуры авангарда», «Проблема авангарда: содержание, границы, понятийный аппарат», «Авангард в Испанской Америке» (15 а.л.) в к/т «Авангард в культуре ХХ века (1900-1930). Теория. История. Поэтика»; руководство проектом. М., ИМЛИ РАН, 2010. В 2-х кн.

46. Составляет ли авангард стиль? // Искусствознание. № 1/2, 2011. - 1,2 а.л.

47. Авангардная картина мира // Культура и искусство, № 3, 2011. – 1, 3 а.л.

48. Функция мифа в культуре Латинской Америки. 1 п.л. // Миф и художественное сознание ХХ века. М., 2011.

50. Сесар Вальехо / Висенте Уйдобро: Два створа латиноамериканского авангардизма // Латинская Америка № 11, 2011. – 0,7 а.л.

(Награждена Дипломом Ученого совета ИЛА РАН и редакционного совета журнала «Латинская Америка» как лучшая работа 2011 г. в номинации «Культура»)

51. «Образ Первой мировой войны в поэтике авангарда». Доклад на международной научной конференции «Лики ХХ века. Литература и общество». МГУ им. М.В.Ломоносова. 22 июня 2012 г.;

52. Ретроспективизм авангарда первой трети ХХ века // Известия РАН. Сер. литературы и языка. № 2, 2012. – 2 а.л.

53. Латинская Америка: идентичность или самость? // Исторический журнал: научные исследования. № 1, 2012. – 1,5 а.л.

54. Составляет ли авангард стиль // Теория художественной культуры. Вып. 14. М., 2012. – 1,2 л.

55. Нетрадиционность традиции в авангарде // Новые российские гуманитарные исследования // № 7, 2012. - 0,5 а.л.

56. От мистерии к цирку (театр авангарда первой трети хх века) // Художественная культура. Вып. 3. -1, 5 а.л. м., гии, 2012.

57. История и/или искусство? //Художественная культура. Вып. 4. – 1 а.л. ГИИ, 2012.

58. «Эволюция авангардной парадигмы». Доклад на конференции в ГИИ «Западное искусство. 1930-е». 26 октября 2012 г.;

59. Онтологизация знака в культуре авангарда // Вопросы философии, № 11, 2012.

60. Топосы границы и рубежа в латиноамериканской культуре. Материалы конференции «Цивилизационно – культурное пограничье как генератор становления мировой культуры / литературы». М., ИМЛИ РАН. 4-6 июня 2012 // Новые российские гуманитарные исследования, 2012, № 7.

61. Авангардный театр как модель эпохи (первая треть ХХ века) // Проблемы ибероамериканского искусства. Вып. 3. Государственный институт искусствознания. 2013. – 2 п.л.

62. Авангард: теоретические аспекты и ибероамериканские проекции // Проблемы ибероамериканского искусства. Вып. 3. Государственный институт искусствознания. 2013. – 1,5 п.л.

63. Манифесты, программы, декларации испаноамериканского авангарда // Латинская Америка. № 1-2. 2013. – 1,2 п.л.

64. Авангард как пограничная форма культуры. – 1,5 п.л. // Диалог со временем. № 42. 2013.

65. Образ Первой мировой войны в поэтике авангарда / Литература и война. Век двадцатый. М., 2013. – С. 90-99.

66. Концепты границы, горизонта и пустоты в латиноамериканской культуре / Проблемы культурного пограничья. Сб. памяти В.Б. Земскова. М., ИМЛИ, 2014.

67. Транснациональность авангарда / Метаморфоза культур и новые перспективы. Сб. статей. Токио, 1915. С. 132-142.

68. О десемантизации авангардного текста // Искусствознание. № 1-2. 2015. С. 216-232.

69. Масса versus  индивидуум //Художественная культура. № 4 (9). 2013  (2016).

70. Танатология испанской поэзии начала ХХ в. // Латинская Америка. № 3. 2016.

 

Монографии

1. Поэзия Хосе Марти. Монография. М., 2002. – 17 п.л.

2. Поэтика сверхпредельности. К интерпретации художественных процессов латиноамериканской культуры. Монография. – 13,5 п.л. СПб., 2008.

3. Монография на исп. яз.: poesía de José Martí. Centro de Estudios Martianos. La Habana, 2010.

4. Картина мира эпохи авангарда. Авангард как системная целостность. ИМЛИ РАН, 2013.

Статьи для Энциклопедии “Культурология. ХХ век”. М., 1998; Энциклопедии “Культура Латинской Америки”, М., 2000; Литературной энциклопедии терминов и понятий, М., 2001; Лексикона сюрреализма; Большой Российской Энциклопедии; Кирилл и Мефодий; Энциклопедии Латинской Америки. М, 2012.

Тел. дом. +7 (499) 158 33 25. Моб. +7 966 109 90 42. E-mail: yurigirin@hotmail.com.