Нестерова Ольга Евгеньевна

Информация о сотруднике


Ольга Евгеньевна Нестерова

старший научный сотрудник Отдела литератур стран Азии и Африки


кандидат филологических наук (ИМЛИ, 27 октября 1998 г.)

работает в ИМЛИ с 1989 г.

работала в Отделе античной литературы с 1989 г.

работает в Отделе литератур стран Азии и Африки (группа византийской литературы) с 1998 г.


старший научный сотрудник Отдела (с 1 января 2000 г.)


Руководитель и исполнитель исследовательского проекта «Ориген и судьба иносказательных методов интерпретации Священного Писания в раннепатристическую эпоху» (ACLS 2002–2003)
Руководитель и исполнитель исследовательского проекта «Теория множественности смыслов Писания у Оригена и ее влияние на последующую христианскую экзегетическую традицию»
(РГНФ, 2005–2007) 



Область научных интересов: раннехристианская литература, латинская и греческая патристика, история и методы экзегезы Священного Писания, Ориген


Плановые исследовательские проекты по плану ИМЛИ РАН за последние 5 лет

1. «Учение Оригена о трех смыслах Писания», часть 2

2. «Иларий Пиктавийский и традиция христианской типологической экзегезы»


SPIN РИНЦ 0000-0000

ORCID 00000-00000-00000-00000

Google Scholar (гиперссылка)

Researcher ID X-0000-0000

Scopus Author Nesterova, Olga

Academia.edu account Olga Nesterova


E-mail adeodatus@yandex.ru

Рабочий телефон 8-495-690-56-36

Присутственные часы: четверг с 12 до 17



МОНОГРАФИИ

1. Памятники средневековой латинской литературы IV-VII веков / Составитель О. Е. Нестерова. Ответственные редакторы С. С. Аверинцев, М. Л. Гаспаров. М. : "Наследие", 1998. – 468 с. ISBN 5-201-13332-0 (Составление, переводы с латинского, вступительные статьи, примечания, общая редакция)

2. О. Е. Нестерова. Allegoria pro typologia : Ориген и судьба иносказательных методов интерпретации Священного Писания в раннепатристическую эпоху. Москва : ИМЛИ РАН, 2006. - 293, [4] с. ISBN 5-9208-0258-8

Издание осуществлено при поддержке гранта Американского совета научных обществ (the American Council of Learned Societies)

Рецензенты:
кандидат филологических наук А. С. Балаховская
кандидат филологических наук А. Е. Кузнецов

Книга посвящена исследованию вопроса о месте и роли выдающегося христианского богослова 3 в. Оригена в истории христианской библейской экзегезы. Автор предлагает пересмотреть утвердившиеся в современной науке взгляды на природу экзегетического метода Оригена и значение его методологической теории, открывшей новые пути для развития христианской экзегетики: если до Оригена толкования Библии строились преимущественно на основе «типологического» метода, то после Оригена в христианской экзегетической практике возобладал «аллегорический» подход к интерпретации текстов Св. Писания.


ОСНОВНЫЕ НАУЧНЫЕ СТАТЬИ

(с гиперссылками)


1-15. Статьи в энциклопедии «Мифы народов мира», т. 2, М., 1982 (с последующими переизданиями): Начала, Никодим, Петр, Престолы, Святое семейство, Семь спящих отроков, Силы, Симон Маг, Сошествие во ад, Тайная вечеря, Урсула, Фекла, Фома, «Хождение Богородицы по мукам», Христофор.
16-18. Статьи в «Литературном энциклопедическом словаре», М., 1987: «Апокалипсис», «Книга Иова», статьи из Аннотированного указателя имен авторов художественных произведений.
19. Плотин и Августин о соотношении времени и вечности // Проблемы бытия и сознания в истории зарубежной философии. М., 1982.
20. Историко-философские предпосылки учения Августина о соотношении времени и вечности // Историко-философский ежегодник. 1986. М., 1986. С. 35-48.
20 а. Историко-философские предпосылки учения Августина о соотношении времени и вечности // АВГУСТИН: PRO ET CONTRA. Личность и идейное наследие блаженного Августина в оценке русских мыслителей и исследователей. Антология / Сост. Р. В. Светлов, В. Л. Селиверстов. СПб. : ИРХГУ, 2002. С. 707-722.
21. Августин. О благодати и свободном произволении // А.А.Гусейнов, Г.Иррлитц. Краткая история этики. М., 1987. С. 532-557. (Пер. с латинского)
22. «Вторая печать». Апокалиптическая символика в фильме «Андрей Рублев» // «Кино», № 10. Рига, 1988.
23. Св. Василий Великий. Гомилии на Шестоднев , – «Символ» № 36, Париж, 1996. C. 193-262. (Пер. с др.-греч., комментарий).
24. Генезис христианской типологической экзегезы, – ст. деп. в ИНИОН РАН, М., 1998.
25. Типологическая экзегеза: спор о методе // «Альфа и Омега» № 4 (18). М., 1998. С. 62-77.
26. Св. Фома Аквинский, Сумма теологии II, 2, 34-43 // «Страницы», № 6:4. М. 2001. С. 616-632 (Пер. с латинского).
27. Réception et révision de la tradition origénienne d’interprétation biblique chez les Pères latins des 4e – 5e siècles // Origeniana Octava. Origen and the Alexandrian Tradition. Leuven, « Peeters », 2004. P. 1251-1258 (на франц. яз.).
28. Sergej Averincev // Adamantius. Rivista del Gruppo Italiano di Ricerca su “Origene e la tradizione alessandrina”, vol. 11. Pisa, Bologna, « P.G. Pazzini », 2005. P. 255-257 (на франц. яз.).
29. Les interprétations modernes de la doctrine origénienne des « trois sens » de l’Ecriture. Examen critique // Adamantius. Rivista del Gruppo Italiano di Ricerca su “Origene e la tradizione alessandrina”, vol. 11. Pisa, Bologna, « P.G. Pazzini », 2005. P. 184-210 (на франц. яз.).
30. Теория множественности «смыслов» Св. Писания в средневековой христианской экзегетической традиции // Жанры и формы в письменной культуре Средневековья. М., ИМЛИ, 2005. С. 23-44.
31. «Формула» Теодота как один из источников оригеновского учения о «трех смыслах» Писания // "Слово и мудрость Востока". М.: «Наука», 2006. C. 155–161.
32. Античная и средневековая греческая и латинская литература в ИМЛИ // Сборник, посвященный юбилею ИМЛИ, М., ИМЛИ, 2007 (1 а.л.) (в соавторстве с Кузнецовой).
33. Проблемы интерпретации учения Оригена о трех смыслах Священного Писания в современной научной литературе // Раннехристианская и византийская экзегетика. М.: ИМЛИ. С. 26–67.
34. Типологическая экзегеза в «Tractatus mysteriorum» Илария Пиктавийского // Раннехристианская и византийская экзегетика. М.: ИМЛИ. С. 68–118.
35. L’attitude à l’égard de l’allégorie païenne chez les auteurs du corpus pseudo-clémentin // Actes du colloque international sur la littérature apocryphe chrétienne: Le roman pseudo-clémentin. Genève: Éditions du Zèbre, 2008. P. 397–408 (на франц. яз.).
36. Аллегоризм и гипербуквализм в библейских толкованиях Оригена: парадокс или единство герменевтического метода? // Восток (Oriens) 2009 № 5. Москва: Наука, 2009. С. 5–19.
37. Ориген о роли и месте толкователя Священного Писания: мудрый толкователь – учитель учителей или ученик учеников? // Вестник ПСТГУ. Серия III. Филология. 2 (28). Москва: Изд-во ПСТГУ, 2012. С. 57–73.
http://pstgu.ru/scientific/periodicals/bulletin/III/archives/articles/28/
38. Опыт адаптации оригеновского учения о трех смыслах Писания в гомилетических сочинениях свт. Амвросия Медиоланского // Вестник ПСТГУ. Серия III. Филология. 3 (29). Москва: Изд-во ПСТГУ, 2012. С. 18–31.
http://pstgu.ru/scientific/periodicals/bulletin/III/archives/articles/29/
39. Интерференция типологических и аллегорических мотивов у Григория Эльвирского в Tractatus de libris sanctarum scripturarum VII C. 564–585 // Индоевропейское языкознание и классическая филология XVI. Санкт-Петербург: Наука, 2012. C. 564-585.
40. Происхождение и богословские основания учения Оригена о трех смыслах Писания. Часть первая: Критика валентинианской доктрины о трех расах людей у Климента Александрийского // Вестник ПСТГУ. Филология. III:4 (34) август-сентябрь. Москва, 2013. С. 74–92.
http://pstgu.ru/scientific/periodicals/bulletin/III/archives/articles/34/
41. Происхождение и богословские основания учения Оригена о трех смыслах Писания. Часть вторая: Методологические импликации оригеновской критики учения валентиниан о гиликах, психиках и пневматиках. «Коринфяне» и «ефесяне» как носители двух типов знания, соответствующих двум высшим смыслам Писания у Оригена // Вестник ПСТГУ. Серия III. Филология. 1 (41). Москва, 2015. С. 81-102.
http://pstgu.ru/scientific/periodicals/bulletin/III/archives/articles/41/
42. Происхождение и богословские основания учения Оригена о трех смыслах Писания. Часть третья: Противопоставление «коринфян» и «ефесян» в отношении к трем ступеням христианского совершенства и трем формам знания, соответствующим трем смыслам Писания // Вестник ПСТГУ. Серия III. Филология. 2 (42). Москва, 2015. С. 44-59.
http://pstgu.ru/scientific/periodicals/bulletin/III/archives/articles/42/
43. La figure de la corbeille de Moïse chez Origène et chez Grégoire d’Elvire // Revue d’études augustiniennes et patristiques, 60:2. Turnhaut : Brepols (2014/2015). P. 253-268 (на франц. яз.).
http://www.etudes-augustiniennes.paris-sorbonne.fr/spip.php?article340&lang=fr
44. Символ // Большая Российская Энциклопедия. Т. 30. М., 2015.