Троицкий Всеволод Юрьевич

Информация о сотруднике

(р.04.08.1936),
доктор филологических наук, профессор,
академик Российской народной академии наук, член Союза писателей России.
Родился в Москве. Окончил историко-филологический факультет МГПИ им. В. И. Ленина. Преподавал в Московском суворовском военном училище.
С 1967 г. работает в ИМЛИ РАН.
Специалист по истории русской литературы XIX века и вопросам преподавания словесности; публицист.
Исследования В. Ю. Троицкого посвящены русской романтической прозе и поэзии, творчеству Н. С. Лескова, И. С. Тургенева, А. М. Горького (участвовал в подготовке академического собрания сочинений писателя), а также затрагивают творчество А. Н. Радищева, В. А. Жуковского, А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя, А. В. Кольцова, А. Н. Майкова, А. К. Толстого, Н. А. Некрасова, И. С. Никитина, И. И. Лажечникова, Д. В. Григоровича и мн. др.
В своих трудах уделяет большое внимание проблемам духовности русской литературы, русским писателям, находящимся в русле самобытного национального развития (кн.: «Лесков-художник», 1974 г.; «Книга поколений» (о И. С. Тургеневе), 1979 г.; «Художественные открытия русской романтической прозы 20-х–30-х гг. XIX века», 1986 г.; «Отечественная война 1812 года и русская литература XIX века» (отв.ред.) и др.).
Статьи: «Поэзия славянофилов» (1978): «Куликовская битва в творчестве русских романтиков 10-х–30-х гг. XIX в.» (1980): «Художественное наследие Н. С. Лескова в сознании поколений» (1981); «Художественное своеобразие и мировое значение русского романтизма» (1987); «“Слово о полку Игореве” в русской романтической литературе 20-х–30-х гг. XIX в.» (1988); «Кольцов и русская романтическая поэзия его времени» (1988); «А. К. Толстой: духовные начала творчества и художественный мир писателя» (1994); «Россия Лескова: русская идея и русский характер» (1996); «Художественные открытия как фактор историко-литературного развития» (1997); «Проблемы духовности и нигилизма в творчестве писателей-народников» (2000); «Историзм и художественная действительность» (2004); «О духовных началах слова и словесности и целостности как основе научного анализа и преподавания литературы» (2007) и мн. др.

Пользуются вниманием специалистов работы В. Ю. Троицкого в области образования и преподавания русской словесности (кн.: «Пути русской школы», 1991; «Словесность в школе», 2000; «Духовность слова», 2001; «Филология и школа», 2003 (отв. ред.), а также статьи о проблемах образования, русской национальной школе и экологии языка и культуры.

Библиография трудов В.Ю.Троицкого (до 2007 г.) в кн : «Филология и школа. Труды Всероссийских научно-практических конференций «Филология и щкола». Выпуск П. М. ИМЛИ РАН. 2008. Стр.423 – 449. Кроме того:
2008
1.О достоинстве народа // Слово, № 4 (576), с.12 – 13.
2. Великое наследие в опасности // Роман-журнал ХХ1 век. №1, с.66–77.
То же в изд.: Новая книга России. Июнь. №6, с.27 – 33.
3. Человек и культура // Русский вестник, № 18., с.27 – 33.
То же в изд.: К единству. Журнал международного фонда единства
православных народов, № 4, с.20 – 23.
4. Слово о русской семье /предисловие/ // Русская семья от рождения до
вечности. М. Белый город, с.5 – 14.
5. Памяти Сергея Токарева // «Да святится имя твоё..» Сергей Токарев.
Сканрус. 2008. С.111.
6. Введение. // Филология и школа. Труды Всероссийских научно-
практических конференций «Филология и школа». М. ИМЛИ. РАН.,
с.5 – 11.
7. Филологическое образование и традиции национальной духовной
культуры // Филология и школа. Труды Всероссийских научно-
практических конференций «Филология и школа» М.ИМЛИ РАН.,
с.33 – 78.
8. Живые традиции филологических знаний // Филология и школа. Труды
Всероссийских научно-практических конференций «Филология и
школа». М.ИМЛИ РАН. 404 – 409.
9. Филологическое образование и традиции национальной и духовной
культуры /четыре статьи/ Минск. 75 стр.
10. Русская словесность: стратегия защиты // Русская словесность как
основа возрождения русской школы. Материалы Международной
научно-практической конференции 21 – 23 сентября 2007 г. Липецк.
2008. С.74 – 81.
2009
1. Русская классика и защита культуры и образования // Роман-журнал
ХХ1 век, № 3, с.4 – 8.
2. Русское слово как наследие // Литература в школе, № 9, с.20 – 22.
3. Книга человеческого достоинства // Радищев А.Н. Путешествие из
Петербурга в Москву. М. Детская литература. С.5 –– 16.
4. Поэзия тревожной мысли // М.Ю.Лермонтов. Стихотворения. М.Детская
литература. 2009. С.5 – 19.
5. Судьбы русской школы. Проблемы наследия русской словесности. М.
Институт русской цивилизации. 2010. 480 с.
Книга выставлена на сайте: Институт русской цивилизации.
См. также сайт: Российский писатель