Ненарокова Мария Равильевна

Информация о сотруднике

доктор филологических наук
старший научный сотрудник
maria311@inbox.ru
Биография
Родилась 14 апреля 1963 г. в Москве. В 1980—1985 гг. училась на романо-германском отделении филологического факультета МГУ. В 1993 г. поступила в очную аспирантуру ИМЛИ РАН, где в 1996 г. защитила кандидатскую диссертацию на тему «"Житие св. Катберта" Досточтимого Беды как памятник англо-латинской агиографии VII—VIII вв.». В декабре 2012 г. в ИМЛИ защитила докторскую диссертацию на тему «Каролингская эклога: теория и история жанра». Принимала участие в научных конференциях в МГУ, ИВИ РАН, ИвГУ, в университетах г. Гилфорд и г. Лидс (Великобритания).Постоянный участник русско-немецкого семинара по истории книги (МГУ, Москва – Филипп-Университет, Марбург).
С января 1997 г. принята на работу в отдел классических литератур Запада и сравнительного литературоведения.
Круг научных интересов
История средневековой культуры, средневековой латинской литературы, богословия, англо-латинской литературы; жанры средневековой литературы, средневековая школа, взаимодействие традиций; английская, датская, русская литература эпохи романтизма.
Членство в редколлегиях и подготовка различных изданий
Участвовала в программе фундаментальных исследований ОИФН РАН «Русская культура в мировой истории» (проект «Русский романтизм в мировом контексте»). Руководитель грантового проекта РГНФ «Памятники средневековой латинской литературы X—XI вв».
Основные публикации
  • Монографии
Досточтимый Беда – ритор, агиограф, проповедник. М., 2003
Памятники средневековой латинской литературы. VIII—IX века. (совместно с М. Л. Гаспаровым). М., 2006
Памятники средневековой латинской литературы X—XI вв. М.: Наука, 2011 —895 с.
Каролингская эклога: очерк истории жанра. Из истории средневековой латинской поэзии. Saarbrücken: LAp(LambertAcademicpublishing), 2012 — 245 с.
Каролингская эклога: теория и история жанра. М.: ИМЛИ РАН, 2012 — 416 с.
  • Статьи, рецензии, переводы, микромонографии
«Рыбак Витин» Летальда из Миси как пример средневекового ученого юмора// Arbor Mundi. Мировое древо.Вып. 15.М., 2009
Дудон Сент-Квентинский, «сказитель» герцогов Нормандских// Cursor Mundi. Человек Античности, Средневековья и Возрождения. Иваново: изд-во «Ивановский государственный университет», 2009
Творец и художник: обращение к идеям символизма в 30—40ые гг. XX века // Русский символизм и мировая культура. М.: Экон-Информ, 2009
Каролингская эклога: христианизация античного жанра//Государство, религия, Церковь в России и за рубежом. № 4. М., 2009
Топосы «хвалы» в Каролингской эклоге: от императора к святому//Известия ОЛЯ.№ 4. М., 2009
Текст и его источники: Беда и его Жизнеописание пяти отцов-настоятелей// Интеллектуальные традиции Античности и Средних веков (исследования и переводы). Сост. и общ. ред. М. С. Петровой. М.: Кругъ, 2010
Секвенции Адама Сен-Викторского и богословие викторинцев// Государство, религия, Церковь в России и за рубежом. М., 2010
Секвенции Адама Сен-Викторского как часть образовательной программы викторинцев//Arbor Mundi. Мировое древо.Вып. 16. М., 2010.
Язык цветов: роза в русской поэзии 10—30-х гг. XIX в.// Мир романтизма.Т. 15 (39). Тверь, 2010 —с. 100—108
Агнелл Равеннский. Книга об архиепископах Равенны. О преосвященном Петре Старшем.(пер., комм., ст.Ненароковой М. Р.)//Историописание и историческая мысль Западноевропейского средневековья (Книга первая:IV—IX века). Практикум-хрестоматия. Сост. М. С. Бобкова, С. Г. Мереминский, А. И. Сидоров. М., 2010—с. 278—291
Дневник А. Й. Шёгрена с сентября 1835 до января1838 г.// Основоположник российского академического кавказоведения академик Андрей Михайлович Шёгрен. Исследование. Тексты. Пер. с швед.М.: ИМЛИ РАН, 2010 —с. 164—293
Рецепция жанра диалога в литературе эпохи Каролингов. Приложение: Пасхазий Ратберт, «Эпитафия Арсению» // Государство, религия, Церковь в России и за рубежом. № 1. М., 2010 — с. 106—130
Горчичное зерно христианской литературы. (совместно с А. С. Балаховской) // Флорилегий. Чтения по истории христианской позднеантичной и средневековой литературы. М.: Звезда и Крест, 2011— с. 4—11
«Эклога Теодула» как аллегорический отклик на спор об античности в эпоху Каролингов // Флорилегий. Чтения по истории христианской позднеантичной и средневековой литературы. М.: Звезда и Крест, 2011 —с. 130—149
Эклога Пасхазия Ратберта и античная традиция «литературы скорби»// Вестник ПСТГУ.III. Филология. Вып. 3 (25). 2011 —с. 55—73
Жанр эклоги у Седулия Скотта// Романские языки и культуры: от античности до современности: V Международная научная конференция романистов. 26—27 ноября 2009 года. М., 2011 —с. 202—208
Юст Липсий. Эпитафия Ожье Бусбеку// Ганина Н. А. Крымско-готский язык. СПб, 2011—с. 91
Алкуин и его поэма «О Линдисфарнской резне» // CursorMundi: человек Античности, Средневековья и Возрождения: научный альманах, посвященный проблемам исторической антропологии. Вып. 4. Иваново: Иван. гос. ун-т, 2011 —с. 235—242
Алкуин. О Линдисфарнской резне (пер. на рус. яз. и комм. М. Р. Ненароковой) // Там же. —с. 243—251
Музыкальная терминология в средневековых текстах // Лексикографические ракурсы: традиции и вызовы XXI века. Материалы IX Международной школы-семинара, Иваново, 8—10 сентября 2011 г. Иваново: Иван. гос. ун-т, 2011 —с. 160—163
Метафорика «Цикла к Хартгарию» Седулия Скотта // Научно-исследовательская деятельность в классическом университете: ИВГУ—2011: сб. ст. по итогам науч. конф., Иваново, 1—10 февр. 2011 г. Иваново: Иван. гос. ун-т, 2011—с. 291—296
«LaetaeCamenae»: юмор в Каролингской эклоге// «Евразия: духовные традиции народов». № 1. М., 2012—с. 161—179
Топика «золотого века» в каролингской эклоге// XXII ежегодная богословская конференция Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета. Т. 2. Москва: ПСТГУ,2012 —с. 143—146
Язык цветов: лилия в русской поэзии 1-ой пол. XIX в.// Романтизм: грани и судьбы. Ученые записки Научно-образовательного центра Комплексного изучения проблем романтизма. Выпуск 10. Тверь, 2012—с. 83—90
Проповедь и проповедники в «Толковании на Откровение св.Иоанна Богослова» Беды Досточтимого// «Евразия: духовные традиции народов». № 2. М., 2012 —с. 58—69