Работа музея-квартиры А.М. Горького в праздничные дни

Выходные дни: 28, 29, 30 апреля, 1, 9, 10  мая.

11, 12  мая музей работает.

Отчет о международном научном семинаре «Жанровые теории и практики в компаративном аспекте»

Соорганизаторы: Университет Николая Коперника в Торуне (Польша);

Институт мировой литературы им. А.М. Горького РАН (договор с УНК по программе «Эразмус» от 27.12.2018 на срок 2019–2023 гг.);

Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б.Н. Ельцина

Международный научный семинар «Жанровые теории и практики в компаративном аспекте» завершил свою работу перед летними каникулами сразу двумя заседаниями на платформе Zoom.

28 мая 2021 г. состоялось обсуждение доклада д.ф.н., проф., в.н.с. Отдела русской литературы конца XIX – начала ХХ века ИМЛИ РАН, профессора кафедры истории русской классической литературы РГГУ Д.М. Магомедовой «Структура сюжета романтической баллады». Доклад сопровождался презентацией, иллюстрирующей его основные положения. В центре внимания участников обсуждения были такие базовые понятия теории литературы, как жанр, сюжет и фабула, а также их соположение в разных национальных научных традициях. Дискуссия сосредоточилась вокруг вопросов, связанных со спецификой романтической баллады и ее соотношением с жанрами фольклорными (волшебной сказкой, а также, по наблюдению д.ф.н., член-корр. РАН, г.н.с. Отдела фольклора ИМЛИ РАН А.Л. Топоркова – быличкой) и литературными (романтической повестью). Д.ф.н., проф. кафедры теоретической и исторической поэтики РГГУ В.И. Тюпа подчеркнул значимость для балладной жанровой стратегии лирического переживания героя в пограничной ситуации.

4 июня 2021 г. состоялся доклад профессора УНК в Торуне А. Стоффа «Жанровая инструментовка “Соляриса” Станислава Лема». Представленная докладчиком интерпретация базируется на понятии жанровой инструментовки литературного произведения, введенном С. Скварчинской по аналогии с термином из теории музыки. В ходе дискуссии к.ф.н., доцент, зав. кафедрой теоретической и исторической поэтики РГГУ В.Я. Малкина предложила соотнести это понятие с жанровой модальностью (в терминологии С.Н. Бройтмана). В докладе были выделены элементы 6 жанровых конвенций, присутствие которых, по мнению проф. Стоффа, определяет специфику произведения С. Лема: научно-фантастический роман, роман приключений, роман ужасов (готический), психологический роман, методологический и теологический трактаты. К этому диапазону д.ф.н., проф. Ягел­лонского Университета в Кракове (Инсти­тут журналистики, медиа и социальной коммуникации) В. Кайтох добавил философскую фантастику, с отсылкой к концепции д.ф.н., проф. УрФУ Е.Ю. Козьминой, исследующей жанровый состав авантюрно-философской фантастики ХХ в. Участники обсуждения также обращались к проблеме жанровой дефиниции «Соляриса» С. Лема как романа или повести, опираясь на польскую и русскую литературоведческие традиции (Е.Ю. Козьмина; к.ф.н., с.н.с. Отдела «Литературное наследство» ИМЛИ РАН О.В. Федунина).

Оргкомитет семинара планирует возобновить встречи осенью 2021 г. и приглашает следить за анонсами на сайте проекта https://www.human.umk.pl/miedzynarodowe-seminarium-genologiczne/, а также на официальных страницах УНК, ИМЛИ РАН и УрФУ в соцсетях. Контактный e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

 

ФОТО