Работа музея-квартиры А.М. Горького в праздничные дни

Выходные дни: 28, 29, 30 апреля, 1, 9, 10  мая.

11, 12  мая музей работает.

Время: 26 октября 2022 г.

26 октября 2022 г. на семинаре по гранту РНФ «Горький в Германии: писатель и его окружение в социокультурном и литературно-медийном пространстве» (при поддержке Российского научного фонда проект № 21-18-00131) состоялся  научный доклад д.ф.н., вед. научного сотрудника ИМЛИ РАН Т.В. Кудрявцевой на тему «ГЁТЕ – ГОРЬКИЙ – ЛУКАЧ — ОБ ОСВОБОДИТЕЛЬНОЙ МИССИИ ЛИТЕРАТОРА – Дьердь (Георг) Лукач о Горьком».

Как известно, имя Горького было широко известно в Германии уже с начала ХХ века, когда А.М. Горький стал для немецких интеллектуалов разных направлений воплощением писателя новой эпохи. А начиная с 1920-х годов, на которые приходится важный период в жизни и творчестве советского писателя (пребывание в Германии в 1921–1923 гг.), его имя тесно связывается и с литературой нового образца, социалистического реализма, чему немало способствовал теоретик марксистской эстетики Д. (Г.) Л. В докладе в сравнительном ключе анализируются тексты И.В. Гёте «Слово к молодым поэтам» («Ein Wort für junge Dichter», 1833) и написанная в связи с кончиной А.М. Горького статья Лукача «Освободитель» («Der Befreier», 1936).

Обращение к молодым поэтам Гёте широко известно в немецкоязычном культурном пространстве, но до сих пор не было предметом анализа в российском литературоведении и таким образом впервые вводится в российский научный оборот. Статья Лукача также известна зарубежным исследователям, но оказалась обойденной вниманием российских литературоведов (гётеведов и горьковедов) и также не переводилась на русский язык. Помимо названных произведений к анализу привлекается известное российским исследователям, переведенное на русский язык сочинение Гёте «Благожелательный ответ» («Wohlgemeinte Erwiderung»).

Предмет анализа — трактовка Лукачем использованного Гёте по отношению к своему творчеству понятия «освободитель». Лукач, выбравший в качестве названия своей статьи это ключевое слово из произведения Гёте, пытается применить его к личности и творчеству Горького, а именно, поставить знак равенства между двумя великими фигурами с точки зрения их взглядов на освободительскую миссию литературы.

В ходе предпринятого анализа напрашивается вывод о ложности методологических подходов Лукача к исследуемому им материалу, равно как и о несоответствии выводов автора «Освободителя» смыслу «Слова» Гёте, а по сути, о его искажении. Историко-литературное и теоретическое значение проведенного анализа определяется прежде всего полученными новыми знаниями о характере эпохи, в которую жил и творил Горький, о роли рецептивной эстетики в формировании коллективного образа писателя.

После доклада состоялось плодотворное научное обсуждение темы.