ВНИМАНИЕ!

В дни работы книжной ярмарки NON/FICTION, с 30 ноября по 3 декабря, киоск в Институте работать не будет. 

Номер нашего стенда на ярмарке – F-26

Дополнительно:

Текст отчета в "Литературной газете"

В «Литературной газете» опубликована статья Е.А. Тюриной, старшего научный сотрудник Отдела новейшей русской литературы и литературы русского зарубежья ИМЛИ РАН о Международной научной конференции «Маяковский 2023», прошедшей в ИМЛИ РАН 19-21 сентября 2023 года и посвященной 130-летию со дня рождения поэта.

1. Заставка

Чего еще мы о нем не знали?

«Маяковский 2023» – так называлась международная научная конференция, прошедшая в ИМЛИ

 

«Забегать вперед, чтобы тащить за собой понятое время» – главный эстетический принцип Маяковского, который он сформулировал и следовал ему. Поэт действительно опередил свое время и сегодня актуален, как никогда. И в XXI веке он интересен нам и творчеством, и яркой биографией.

Очередным доказательством востребованности Маяковского стала международная научная конференция «Маяковский 2023», которая прошла 19-21 сентября 2023 г. в Институте мировой литературы им. А.М. Горького Российской академии наук (ИМЛИ РАН). В ней приняли участие более 70 исследователей, 14 из которых иностранные: из Китая, Бразилии, Сербии. Вопреки политическим санкциям на ней выступили ученые из США, Франции, Греции, Германии, Швеции, Латвии и Японии.

Доклады сделали ученые из ИМЛИ РАН, Института русского языка РАН, Института филологии СО РАН, МГУ, Высшей школы экономики, Государственного музея В.В. Маяковского, Государственного фонда кинофильмов РФ, Центра открытых исследований в Сан Франциско, Калифорнийского университета, Университета штата Нью-Йорк в Олбани, Белградского университета, Университета Сан-Пауло и др.

Спектр тем свидетельствует о широком научном интересе к Маяковскому, к его личности и творчеству в пространстве мировой культуры, к переводам, изданию, театральным и кинопостановкам.

Важный цикл докладов посвящен поэтике и текстологии творчества Маяковского, исследуются новые подходы в изучении и преподавании.

В докладе Натальи и Нины Масютиных выделены и раскрыты 17 «способов стилистического и языкового новаторства В.В. Маяковского».

Руководитель группы подготовки в ИМЛИ РАН Полного академического собрания произведений В.В. Маяковского в 20 томах Вера Терехина рассказала об опыте работы над этим изданием, которое является уже четвертым посмертным научным собранием сочинений поэта. Оно получилось самым большим по составу, многие материалы, – записные книжки, экспромты, договора, 500 новых стихотворений, – в нем печатаются впервые.

Исследовательница из Японии Комия Митико, говоря о Маяковском, остановилась на процессе становления производственного искусства.

Лариса Шестакова и Анна Кулева на основе сводного авторского «Словаря языка русской поэзии XX века», пришли к выводу, что из десяти поэтов Серебряного века именно Маяковский наиболее внимателен к новым реалиям, особенно таким, как реклама и кинематограф.

О своих изысканиях в стихосложении поэта рассказал Алексей Зименков, обратив внимание на «левизну» рифменной системы Маяковского как научную проблему и предмет исследования.

Елена Тюрина сосредоточилась на таком важном элементе творческой биографии поэта, как издательские договоры и стенограммы выступлений Маяковского в текстологическом аспекте.

Протоиерей, клирик Никольского собора г. Лосино-Петровский Андрей Дударев поведал о «Физическом воскресении человека в творчестве В.В. Маяковского».

Андрей Россомахин об «истории издания самой концептуальной книги – сборника «Для голоса». Татьяна Купченко о «Мифологии любви в произведениях В. Маяковского (мотивы творчества О. Уайльда, Данте, В. Соловьева)».

Маяковский оказал колоссальное влияние на своих современников и коллег по литературному цеху. Четверть докладов конференции была посвящена Маяковскому и его современникам в историко-литературном процессе ХХ века.

Сергей Васильев упомянул, что Шолохов в начале 1930-х годов читал лекции о мастерстве Маяковского. Доклад Васильева «М.А. Шолохов и В.В. Маяковский: посвящен переосмыслению образа поэта во внутренней форме эпизода романа «Тихий Дон». Нина Малыгина рассказала об отношении А.К. Воронского к Маяковскому и футуризму, Светлана Корниенко о «методе В. Маяковского в метапоэтических построениях М. Цветаевой». Елена Погорельская осветила тему «И. Бабель в журнале В. Маяковского «Леф»: биографический и текстологический аспекты». Хенрик Баран сделал доклад «Из истории маяковедения: Р.О. Якобсон и его ученики о поэте», Алексей Чагин «Маяковский и «Скит поэтов», а Аида Насуева «Александр Блок и Владимир Маяковский: эволюция критических оценок».

Маяковский был признан новатором не только в советской России, но и, благодаря многочисленным переводам на все главные языки мира, во всем мировом пространстве. Слушатели с интересом узнали от Лю Чао о новых работах китайских маяковедов, о влиянии его творчества не только на развитие поэзии, но и на другие сферы культуры. Сатирические произведения Маяковского были интерпретированы в различных жанровых формах, включая перекрестные разговоры, пьесу и экранизацию пьесы в кино. Режиссер Мэн Цзинхуэй с успехом поставил на китайской сцене комедию В. Маяковского «Клоп» в разных версиях (2000, 2013, 2017).

Мария Надъярных выступила с сообщением об «Особенности рецепции Маяковского в Латинской Америке», Александр Долин – «Маяковский и Япония». Юрий Азаров рассказал о Маяковском в Чехословакии, Корнелия Ичин «Маяковский и сербские поэты-авангардисты». Два доклада Летисии Мей и Астьера Базилио были посвящены Маяковскому в Бразилии.

С интересным докладом о материалах из архива префектуры полиции Парижа, где хранятся документы, связанные с наблюдением за Владимиром Маяковским во время его поездок в Париж в 1920-е гг.: справки, рапорты, отчеты, донесения агентов, – выступил Алексей Мокроусов. А Андрей Устинов рассказал о Владимире Маяковском в Берлине весной 1924 года.

Программа конференции и тезисы докладов представлены на сайте Института мировой литературы. По заведенной традиции доклады участников конференции будут опубликованы в новом выпуске коллективной монографии «Творчество В.В. Маяковского в начале XXI века».

Организаторами конференции «Маяковский 2023» выступили: Институт мировой литературы имени А.М. Горького Российской академии наук, Литературный институт имени А.М. Горького и Ассоциация союзов писателей и издателей России. Открыли конференцию «МАЯКОВСКИЙ 2023»: первый заместитель председателя Комитета по культуре Государственной думы, председатель Ассоциации союзов писателей и издателей России, главный редактор журнала «Юность» С.А. Шаргунов; ректор Литературного института имени А.М. Горького А.Н. Варламов; директор Государственного литературного музея Д.П. Бак, заместитель директора по научной работе Института мировой литературы имени А.М. Горького Д.С. Московская и руководитель отдела Новейшей русской литературы и литературы русского зарубежья А.Г. Гачева.

Интерес к Маяковскому сегодня есть не только у читателей и ученых, но и у современных поэтов – 19 сентября в Ассоциации союзов писателей и издателей России прошел поэтический вечер «Маяковский продолжается», посвященный 130-летию со дня рождения поэта, на котором прозвучали стихи лауреатов литературного конкурса одного стихотворения «А вы могли бы?»

Закреплять, аккумулировать и распространять точные научные знания о Маяковском в современных условиях призвано его новое академическое собрание произведений в 20-ти томах. Издано первых четыре тома со стихотворным наследием поэта. Вышел и 5-й том с поэмами 1915-1922 года, презентация которого прошла 21 сентября в ИМЛИ РАН.

 

Елена ТЮРИНА