Внимание!

С 1 апреля  открывается продажа электронных билетов на экскурсии в музей на май. Записи по телефону больше не будет!

 Новый прайс музея  (вступает в силу с 1 апреля)

Отдел(ы):

Отдел античной литературы

Старший научный сотрудник Отдела античной литературы,

кандидат филологических наук (ИМЛИ, 27 октября 1998 г.),

работает в ИМЛИ в Отделе античной литературы с 1989 г.

 

Область научных интересов: раннехристианская литература, латинская и греческая патристика, история и методы экзегезы Священного Писания, Ориген, античная философия и христианство

 

SPIN РИНЦ 6435-3161

ORCID 0000-0001-8049-8141

Researcher ID X-0000-0000

Scopus Author Nesterova, Olga; Nesterova Olga E. 57207937949

Academia.edu Olga Nesterova

 

E-mail Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Рабочий телефон 8-495-690-56-36

Присутственные часы: среда с 12 до 17

 

Монографии

1. Памятники средневековой латинской литературы IV-VII веков/ Составитель О. Е. Нестерова. Ответственные редакторы С. С. Аверинцев, М. Л. Гаспаров. М. : "Наследие", 1998. – 468 с. ISBN 5-201-13332-0 (Составление, переводы с латинского, вступительные статьи, примечания, общая редакция)

2. Нестерова О.Е. Allegoria pro typologia : Ориген и судьба иносказательных методов интерпретации Священного Писания в раннепатристическую эпоху. Москва : ИМЛИ РАН, 2006. - 293, [4] с. ISBN 5-9208-0258-8

Издание осуществлено при поддержке гранта Американского совета научных обществ (the American Council of Learned Societies)

Аннотация: Книга посвящена исследованию вопроса о месте и роли выдающегося христианского богослова 3 в. Оригена в истории христианской библейской экзегезы. Автор предлагает пересмотреть утвердившиеся в современной науке взгляды на природу экзегетического метода Оригена и значение его методологической теории, открывшей новые пути для развития христианской экзегетики: если до Оригена толкования Библии строились преимущественно на основе «типологического» метода, то после Оригена в христианской экзегетической практике возобладал «аллегорический» подход к интерпретации текстов Св. Писания.

3. Перевод, интерпретация, комментарий в литературах Востока и Запада / отв. ред. О.Е. Нестерова и др. — М.: ИМЛИ РАН, 2023. — 440 с. ISBN:978-5-9208-0710-6

4. Нестерова О.Е. Sensus triplex. Учение Оригена о трех смыслах Писания. М.: ИМЛИ РАН, 2023. 592 с. ISBN:978-5-9208-0726-7.

Аннотация: Оригену Александрийскому (ок. 185–254 гг.), выдающемуся христианскому богослову и экзегету, принадлежало учение о том, что книги Священных Писаний следует истолковывать не только в буквальном (или «телесном») смысле, но и в двух высших, иносказательных смыслах — «душевном» и«духовном».Монография посвящена анализу содержания этого учения, особенностей оформляющей его методологической теории, его доктринальных источников, а также предшествующих экзегетических традиций (иудейской, иудеоэллинистической, новозаветной и гностической), ориентируясь на которые Ориген сформулировал концепцию иерархии смыслов, последовательно раскрывающихся в процессе интерпретации библейского текста.

 

Основные научные статьи

1-15. Статьи в энциклопедии «Мифы народов мира», т. 2, М., 1982 (с последующими переизданиями): Начала, Никодим, Петр, Престолы, Святое семейство, Семь спящих отроков, Силы, Симон Маг, Сошествие во ад, Тайная вечеря, Урсула, Фекла, Фома, «Хождение Богородицы по мукам», Христофор.

Те же статьи (переиздания):

«Мифы народов мира», т. 2, 1988 (2 издание)

«Мифы народов мира», т. 2, 1992

«Мифологический словарь» 1991

16-18. Статьи в «Литературном энциклопедическом словаре», М., 1987: «Апокалипсис», «Книга Иова», статьи из Аннотированного указателя имен авторов художественных произведений.

  1. Плотин и Августин о соотношении времени и вечности, – в кн.: Проблемы бытия и сознания в истории зарубежной философии, М., 1982
  2. Историко-философские предпосылки учения Августина о соотношении времени и вечности, – в кн.: «Историко-философский ежегодник. 1986», М., 1986, с. 35-48.

20 бис. Переиздание той же статьи в сборнике «Августин. Pro et contra». Спб.: РХГИ, 2002.

  1. Августин. О благодати и свободном произволении (пер. с латинского), – в приложении к кн.: А.А.Гусейнов, Г.Иррлитц, «Краткая история этики», М., 1987, с. 532-557.
  2. «Вторая печать». Апокалиптическая символика в фильме «Андрей Рублев» // «Кино», № 10, Рига, 1988.
  3. Св. Василий Великий. Гомилии на Шестоднев (пер. с др.-греч., комментарий) // «Символ» № 36, Париж, 1996.
  4. Генезис христианской типологической экзегезы, – ст. деп. в ИНИОН РАН, М., 1998
  5. Типологическая экзегеза: спор о методе // «Альфа и Омега» № 4 (18), М., 1998, c. 62-77 Св. Фома Аквинский, Сумма теологии II, 2, 34-43 // «Страницы», № 6:4, М., 2001, c. 616-632 (перевод с латинского).
  6. Réception et révision de la tradition origénienne d’interprétation biblique chez les Pères latins des 4e– 5esiècles // Origeniana Octava. Origen and the Alexandrian Tradition, Leuven, « Peeters », 2004, p. 1251-1258 (на франц. яз.)
  7. Sergej Averincev // Adamantius. Rivista del Gruppo Italiano di Ricerca su “Origene e la tradizione alessandrina”, vol. 11, Pisa, Bologna, « P.G. Pazzini », 2005, p. 255-257(на франц. яз.)
  8. Les interprétations modernes de la doctrine origénienne des « trois sens » de l’Ecriture. Examen critique // Adamantius. Rivista del Gruppo Italiano di Ricerca su “Origene e la tradizione alessandrina”, vol. 11, Pisa, Bologna, « P.G. Pazzini », 2005, p. 184-210 (на франц. яз.)
  9. Теория множественности «смыслов» Св. Писания в средневековой христианской экзегетической традиции // Жанры и формы в письменной культуре Средневековья, М., ИМЛИ, 2005, с. 23-44
  10. «Формула» Теодота как один из источников оригеновского учения о «трех смыслах» Писания // "Слово и мудрость Востока". М.: «Наука», 2006. C. 155–161
  11. Античная и средневековая греческая и латинская литература в ИМЛИ // Сборник, посвященный юбилею ИМЛИ, М., ИМЛИ, 2007 (в соавторстве с Кузнецовой).
  12. Проблемы интерпретации учения Оригена о трех смыслах Священного Писания в современной научной литературе // Раннехристианская и византийская экзегетика. М.: ИМЛИ. С. 26–67.
  13. Типологическая экзегеза в «Tractatus mysteriorum» Илария Пиктавийского // Раннехристианская и византийская экзегетика. М.: ИМЛИ. С. 68–118
  14. L’attitude à l’égard de l’allégorie païenne chez les auteurs du corpus pseudo-clémentin // Actes du colloque international sur la littérature apocryphe chrétienne: Le roman pseudo-clémentin. Genève: Éditions du Zèbre, 2008. P. 397–408
  15. Аллегоризм и гипербуквализм в библейских толкованиях Оригена: парадокс или единство герменевтического метода? // Восток (Oriens) 2009 № 5. Москва: Наука, 2009. С. 5–19
  16. Ориген о роли и месте толкователя Священного Писания: мудрый толкователь – учитель учителей или ученик учеников? // Вестник ПСТГУ. Серия III. Филология. 2 (28). Москва: Изд-во ПСТГУ, 2012. С. 57–73
  17. Опыт адаптации оригеновского учения о трех смыслах Писания в гомилетических сочинениях свт. Амвросия Медиоланского // Вестник ПСТГУ. Серия III. Филология. 3 (29). Москва: Изд-во ПСТГУ, 2012. С. 18–31
  18. Интерференция типологических и аллегорических мотивов у Григория Эльвирского в Tractatus de libris sanctarum scripturarum VII C. 564–585 // Индоевропейское языкознание и классическая филология XVI. Санкт-Петербург: Наука, 2012. C. 564-585
  19. Происхождение и богословские основания учения Оригена о трех смыслах Писания. Часть первая: Критика валентинианской доктрины о трех расах людей у Климента Александрийского // Вестник ПСТГУ. Филология. III:4 (34) август-сентябрь. Москва, 2013. С. 74–92
  20. Происхождение и богословские основания учения Оригена о трех смыслах Писания. Часть вторая: Методологические импликации оригеновской критики учения валентиниан о гиликах, психиках и пневматиках. «Коринфяне» и «ефесяне» как носители двух типов знания, соответствующих двум высшим смыслам Писания у Оригена // Вестник ПСТГУ. Серия III. Филология. 1 (41). Москва, 2015. С. 81-102
  21. Происхождение и богословские основания учения Оригена о трех смыслах Писания. Часть третья: Противопоставление «коринфян» и «ефесян» в отношении к трем ступеням христианского совершенства и трем формам знания, соответствующим трем смыслам Писания // Вестник ПСТГУ. Серия III. Филология. 2 (42). Москва, 2015. С. 44-59
  22. La figure de la corbeille de Moïse chez Origène et chez Grégoire d’Elvire // Revue d’études augustiniennes et patristiques, 60:2.Turnhaut : Brepols (2014/2015). P. 253-268 (на франц. яз.).
  23. Символ // БРЭ. Т. 30. М., 2015.
  24. История рождения Моисея и история рождения Иисуса в свете иудейской агадической традиции // Восток, Россия, Запад. Литературное развитие и культурное взаимодействие. Москва, 1916. С. 283-295.
  25. Типология Адама и Евы в Новом Завете и в раннехристианской литературе // Studia Litterarum. Vol. 3 (#4). 2018. С. 58–75.
  26. Тоху ва-воху. Переводы и толкования Бытия 1. 2a в европейской традиции // Вестник ПСТГУ. Серия III: Филология. 2019. Вып. 58. С. 61-88.
  27. «Псевдо-Климентины» как источник толкования библейского рассказа о сотворении света в Гомилиях на «Шестоднев» Василия Великого // Вопросы философии №2, 2019. С. 160–175
  28. Учение Оригена о трех смыслах Писания в отношении к античным моделям трехчастного деления философии // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. Религиоведение. 2019. Вып. 81. С. 11-34.
  29. Tohu wa-bohu. Переводы и толкования Быт. 1:2A в европейской традиции // Встреча Востока и Запада. Взаимодействие литератур и традиций.Коллективная монография. Москва, 2020. С. 15-49
  30. Философия Моисея, философия Соломона и определение порядка трех смыслов Писания у Оригена // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 1: Богословие. Философия. Религиоведение. 2021.№93. С. 11-26.
  31. Типологија //Лексикон библијске херменеутике / Р. Кубат (прр).Београд: Службени гласник, Филон, 2022 . С. 636–641 (на сербском яз.)
  32. Ослица с осленком (Зах. 9:9 и Мф 21): принципы "внутрибиблейской экзегезы" и особенности интертекстуального подхода к интерпретации библейских текстов // Вестник ПСТГУ. Серия III: Филология. 2022. Вып. 72. С. 63-82.
  33. Иносказательная интерпретация рассказа о входе Господнем в Иерусалим в христианской традиции: ослица с осленком как образ иудеев и христиан // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. Религиоведение. 2022. Вып. 103. С. 11-36.
  34. Ослица с осленком (Зах. 9:9 и Мф 21): принципы "внутрибиблейской экзегезы" и особенности интертекстуального подхода к интерпретации библейских текстов // Перевод, интерпретация, комментарий в литературах Востока и Запада / отв. ред. О.Е. Нестерова и др. — М.: ИМЛИ РАН, 2023. С. 359-386.