Внимание!

27 апреля, в субботу книжный киоск не работает.

Работа музея-квартиры А.М. Горького в праздничные дни

Выходные дни: 28, 29, 30 апреля, 1, 9, 10  мая.

11, 12  мая музей работает.

Обзор

Новые книги ИМЛИ РАН

Утопия и эсхатология в культуре русского модернизма

Выходная информация
Утопия и эсхатология в культуре русского модернизма / Сост. и отв. ред. О.А. Богданова, А.Г. Гачева. М.: Индрик, 2016. — 712 с., илл. (Серия «“Вечные” сюжеты и образы». Вып. 3)

Описание

В основу книги положены материалы Международной научной конференции «Утопия и эсхатология в литературе, искусстве и философской мысли русского модернизма» (Москва, ИМЛИ РАН, 24–27 июня 2015 г.). Авторы статей рассматривают соотношение утопического и эсхатологического типов сознания, показывают, как в русской культуре первой трети XX в. воплощались темы кризиса цивилизации, конца истории, «идеального строя жизни», искусства как теургии. Особое внимание уделяется трансформации «вечных» идей и сюжетов, переосмыслению образов Откровения Иоанна Богослова.

Книга адресована филологам, философам, искусствоведам, всем интересующимся историей отечественной культуры.

 

С О Д Е Р Ж А Н И Е 
Предисловие 11

Н.А. Хренов. Утопическое сознание в России
рубежа XIX–XX вв.: от модерна к хилиазму 16
Н.Г. Полтавцева. Модерн как стиль культуры и утопия: некоторые аспекты взаимодействия 42
Т.Д. Суходуб. Критика утопии как типа мышления
в русской философии первой трети ХХ в 62
В.В. Варава. Рождение философии
из духа эсхатологии (Опыт русской мысли) 78
А. Савицкий. Мышление эсхатологическое
и мышление утопическое 92
О.М. Седых. «Тоска по мировой культуре»:
поэтика и утопия русского модернизма 106
М.М. Шибаева. Феномен панэстетизма
в контексте русского модернизма 124
О.А. Казнина. Критика социального утопизма
в русском религиозном персонализме 138
А.Г. Гачева. Идея оправдания истории и активно-творческий эсхатологизм русской религиозно-философской мысли
конца XIX — первой трети XX в 160
Е.М. Титаренко. Утопия и иеротопия: образы сакрального пространства в супраморализме Н.Ф. Федорова . . . . 184
О.А. Богданова. Дворянская усадьба Серебряного века 
в пространстве ретроспективной утопии . . . . . . . . . 196
О. Пфау. Утопия — проекция в будущее или реализация существующего?Влияние русских религиозных мыслителей XIX в. на формирование концепции утопизма у Э. Блоха .. 210
Н.Н. Смирнова. Созерцание и откровение в теории творчества М.О. Гершензона .. 218
Е.Ю. Кнорре (Константинова). «Китежане» 1920-х: М. Пришвин, A. Мейер, М. Бахтин, А. Горский, Н. Сетницкий. «Творчество идеала» как модель самоопределения в социокультурной среде . .228
В.Н. Катасонов. Наука и утопия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 242
И.В. Желтикова. Утопия и образ будущего 
в русской мысли конца XIX — начала ХХ в. . . . . . . . . . . 258
О.С. Давыдова. Символизм как предчувствие утопии: 
скрытые смыслы модерна . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 278 
К. Бланк. Петроград Mстислава Добужинского . . . . . . . . 302 
А.А. Ровнер. Утопическая и эсхатологическая тематика 
в русской музыке конца XIX — начала ХХ в. . . . . . . . . . 318
С.Р. Федякин. Утопия Александра Скрябина
и антиутопия Сергея Рахманинова . . .336
А.А. Меерзон. Эсхатологические образы 
в литературном творчестве композитора 
Алексея Станчинского . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 358
Т.А. Касаткина. Явление эсхатона: феномен Ф.M. Достоевского на рубеже XIX–XX вв. . . . . . 372
А. Дуккон. Эсхатологичность Ф.M. Достоевского 
в интерпретации Н.А. Бердяева и С.Н. Булгакова . . . . . 390
Н. Андрич. Эсхатологическая тема в трилогии 
Дмитрия Мережковского «Христос и Антихрист» . . . . . 408
Е.Л. Куранда. Мания власти в романе-фантазии 
Л.Н. Урванцова. «Общество нормальных людей» . . . . . 422
Н.Н. Арсентьева. Утопия социальной справедливости 
в комедии Аристофана «Плутос» и пьесах 
Л.Н. Андреева «Анатэма» и «Царь Голод». . . . . . . . . . . . 438
О.А. Симонова. Образ «вавилонской блудницы» 
в русской литературе начала XX в. . . . . . . . . . . . . . . . . 452
С.А. Серегина. Н.А. Клюев и голгофское христианство: 
к истории вопроса . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 468
Т.Б. Батыр. Он «в море не искал 
таинственных утопий»: антиутопии 
и практопии В.Я. Брюсова . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 484
М.Л. Спивак. «Солнечный град» Андрея Белого:
с Кампанеллой и без Кампанеллы . . 496
Е.В. Глухова, Д.О. Торшилов. Социальная и языковая утопия в творчестве Андрея Белого революционных лет . . .518
М.А. Ариас-Вихиль. Планетарная утопия философии 
коллективизма: каприйский эксперимент . . . . . . .538
Н.В. Михаленко. «Путешествие моего брата Алексея 
в страну крестьянской утопии» А.В. Чаянова в контексте утопических произведений начала XX в. . . 552
Дж. Джиганте. Отражение конца эпохи в произведениях Александра Чаянова. Между утопией и ностальгией . 566
Е.А. Папкова. Роман Вс. Иванова «Голубые пески»: границы утопии . . . . 578
И.И. Матвеева. Апокалипсис по-советски: эсхатологические мотивы в произведениях
сатириков 1920-х гг. . 588
Е.Г. Чернышева. Драматургические версии неудостоверенного» мира: «Елизавета Бам» Даниила Хармса и «Дураки на периферии» Андрея Платонова в утопической и эсхатологической проекциях . . . 602
Н.В. Дзуцева, В.В. Кулыгина. Эсхатологическая символика в «Римском дневнике 1944 года»
Вячеслава Иванова . . . . . .622
Е.А. Михеичева. Леонид Андреев — Даниил Андреев: оппозиция и диалог эсхатологического
и утопического сознаний . . . . . . . . 634
Е.Н. Ратникова. Образ будущего с точки зрения
Даниила Андреева . . . . . .644
М.В. Яковлев. Эсхатологическая символика
в драматической поэме Даниила Андреева 
«Железная мистерия» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 656
Б.А. Ланин. Русская литературная антиутопия:
от модернизма к постмодернизму . . . 670