Отдел(ы):

Ученый советОтдел классических литератур Запада и сравнительного литературоведения

Академик Российской академии наук,

доктор филологических наук

главный научный сотрудник Отдела классических литератур Запада и сравнительного литературоведения

Биография

В 1973 г. окончил романо-германское отделение филологического факультета МГУ, в 1977 г. защитил кандидатскую диссертацию на тему «Проблема времени в «Божественной Комедии» Данте», в 1992 г. – докторскую диссертацию на тему «Происхождение средневековой европейской драмы». В ИМЛИ работает с 1976 г., в 1988 – 1992 г. возглавлял отдел классических литератур Запада и сравнительного литературоведения, в должности главного научного сотрудника состоит с 1993 г. С 1992 г. является ведущим научным сотрудником Института высших гуманитарных исследований РГГУ и с 2002 г. – ведущим научным сотрудником Института гуманитарных историко-теоретических исследований Государственного университета Высшая школа экономики.

Круг научных интересов

История литератур Италии, Франции, Испании, Англии, сравнительное литературоведение, историческая поэтика, теория литературы, проблемы культурологии.

Членство в редколлегиях и подготовка различных изданий

М. Л. Андреев – главный редактор, ответственный редактор томов и один из основных авторов академической многотомной «Истории литературы Италии», работа над которой ведется в ИМЛИ. Автор более двухсот научных публикаций и пяти монографий, две из которых подготовлены в ИМЛИ. М. Л. Андреев принимал участие в нескольких десятках конференций как у нас в стране, так и за рубежом.

Также М. Л. Андреев является главным редактором журнала «Мировое древо», членом бюро Ренессансной комиссии при Научном совете по мировой культуре РАН, членом редколлегии «Литературных памятников», входит в редакционные советы журналов Letteraturaitalianaantica (Рим) и Italianistica (Пиза).

М. Л. Андреев подготовил несколько изданий в серии «Литературные памятники» («Новеллино» и «Неистовый Роланд» Л. Ариосто) и в серии «Золотая библиотека» издательства АСТ (Данте, Макьявелли, «Декамерон» Боккаччо). Перевел с итальянского монографию классика микроистории К. Гинзбурга «Сыр и черви» и с французского – биографическое исследование М. дю Шатне «Жан Батист де Траверсе, министр флота российского», опубликованное издательством «Наука».

Общественная и преподавательская деятельность

С 1994 по 2010 г. М. Л. Андреев читал на историко-филологическом факультете РГГУ курсы «Культура Возрождения» (по материалам которого осуществлено издание учебного пособия) и «История литературы Италии». Выступал с лекциями в университетах Венеции, Лозанны, Неаполя, Тренто, Урбино, Варшавы.

9–10 февраля 2011 г. М. Л. Андреев выступил на телеканале «Культура» (цикл «Academia») с двумя лекциями под названием «Восхождение к Данте». С записью лекций можно ознакомиться на сайте канала по следующим адресам:

http://www.tvkultura.ru/issue.html?id=102815

http://www.tvkultura.ru/issue.html?id=102851http://www.tvkultura.ru/issue.html?id=102851

Награды

Лауреат премии Флаяно по итальянистике (2008) и премии им. Гоголя в Италии (2012), почетный член Итальянского Дантовского общества (2010).

Основные публикации:

Монографии

Итальянская литература позднего и зрелого Возрождения (совместно с Р. И. Хлодовским). М.: Наука, 1988 – 294 с.

Средневековая европейская драма. Происхождение и становление. (X—XIII в.). М.: Искусство, 1989 – 215 с.

Рыцарский роман в эпоху Возрождения. М.: Наука—Наследие, 1993 – 255 с.

Литература Италии. Темы и персонажи. М.: РГГУ, 2008 – 415 с.

Классическая европейская комедия: структура и формы. М.: РГГУ, 2011 – 234 с.

Фарс, комедия, трагикомедия. Очерки по исторической поэтике драматических жанров. М., Дело, 2017.

Статьи, рецензии, переводы, микромонографии

Категории поэтики в смене литературных эпох (в соавторстве с С. С. Аверинцевым, М. Л. Гаспаровым, П. А. Гринцером, А. В. Михайловым) // Историческая поэтика. Литературные эпохи и типы художественного сознания. М., 1994 – с. 23—32

Итальянское Возрождение: от стиля к жанру // Историческая поэтика. Литературные эпохи и типы художественного сознания. М., 1994 – с. 297—325

Метасюжет в театре Островского. М.: РГГУ, 1995 – 27 с. [микромонография]

Комедии Гольдони. Опыт формальной классификации. М.: РГГУ, 1997 – 40 с. [микромонография]

Латинская литература в Италии (VI—XII вв.) и начало письменности на вольгаре // История литературы Италии. Т. I. Средние века. М., 2000 – с. 87—108

У истоков городской литературы. // Там же. – с. 243—280

Данте. // Там же. – с. 307—366

Городская литература Треченто. // Там же. – сс. 367—381, 389—397

На границах комедии. М.: РГГУ, 2002 – 32 с. [микромонография]

Второе рождение нормативной поэтики. М.: ГУ-ВШЭ, 2003 – 30 с. [микромонография]

Формы прошлого в классической европейской литературе. М.: ГУ-ВШЭ, 2004 – 29 с. [микромонография]

Комедии Шекспира в истории жанровых форм. // Театр и театральность в культуре Возрождения. М.: Наука, 2005 – с. 172—181

Испанский вариант. Комедия Лопе де Вега, Тирсо де Молина и Кальдерона. М.: РГГУ, 2006 – 35 с.

Введение. Первый век Ренессанса // История литературы Италии. Т. 2. Возрождение. Кн. 1. Век гуманизма. М.: ИМЛИ РАН, 2007 – с. 7—36

Гуманистическая комедия // Там же. – с. 322—330

Лоренцо Медичи // Там же. – с. 439—463

Луиджи Пульчи // Там же. – с. 464—481

Маттео Мария Боярдо // Там же. – с. 515—533

Комедия в драме Чехова // Вопросы литературы, май – июнь 2008– с. 120—134

Введение. Возрождение: век второй // История литературы Италии. Т. 2. Возрождение. Кн. 2. Чинквеченто. М.: ИМЛИ РАН, 2010 – с. 5—21

Лудовико Ариосто // Там же. – с. 79—109

Никколо Макьявелли // Там же. – с. 110—136

Бальдассаре Кастильоне и жанр трактата о правилах поведения // Там же. – с. 137—156

Комедия // Там же. – с. 425—443

Трагедия и пасторальная драма // Там же. – с. 444—467

Эпическая поэзия // Там же. – с. 468—476

Поэтика и литературная критика // Там же. – с. 503—524

Торквато Тассо // Там же. – с. 577—604

Драматургия Сейченто // История литературы Италии. Т. 3. Барокко и Просвещение. М.: ИМЛИ РАН, 2012 – с. 260—275

Пьетро Метастазио // Там же. – с. 427—451

Карло Гольдони // Там же. – с. 480—510

Карло Гоцци // Там же. – с. 511—535